“МОЛОДЫЕ РЕФОРМАТОРЫ” ДЕМОНСТРИРУЮТ ЖЕЛЕЗНУЮ ХВАТКУ
Прошедшая неделя показала, что российский президент, по-видимому, окончательно склонился к мысли, что его присутствие на внутриполитической сцене России и в международных делах является незаменимым. Телефонные беседы Б.Ельцина с новым английским премьером Э.Блэром и немецким канцлером Г.Колем показали всему миру, что руль отечественной политики находится в крепких руках. Близящийся визит Ельцина в Украину, скорее всего, будет иметь отнюдь не протокольный характер – Б.Ельцин, не “размениваясь”, скорее всего, подпишет в Киеве всеобъемлющий договор с нашим “добрым соседом”. Тем самым наш президент покажет, что “год согласия и примирения”, объявленный знаменитым ноябрьским указом, касается не только России, но и мира. Заключение договора о мире с Чечней и окончательное согласование документа, который президент подпишет 27 мая в Париже, – “Основополагающего акта”, призванного урегулировать отношения между Россией и расширяющимся НАТО, процесс интеграции с Белоруссией, ставка на политику открытости и самоочищения власти – это заявка на многое.
ЦАРЬ, ОТЕЦ И ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК
Команда Ельцина всеми силами стремится сформировать вокруг нынешнего президента устойчивый позитивный имидж. Б.Ельцин – любящий отец и дед, “миротворец”, “собиратель российских земель”, гарант стабильности и порядка – все эти “интенции”, вкладываемые свитой в оживленного лидера, являются далеко не случайными. Задача закрепить его пожизненное пребывание на российской политической сцене стала одной из важнейших для российской реформаторской элиты. “Пробные шары”, регулярно запускаемые в российское общественное мнение, следуют ныне один за другим – “и вы их знаете”. Н.Гончар, Г.Бурбулис, А.Шохин, Конституционный суд РФ, не говоря уже о структурах президентской администрации, в один голос вещают: если Ельцину не удастся убедить Лукашенко создать единое федеративное государство, где наш “вождь и учитель” мог бы выдвинуть себя в качестве официального лидера, то проблема продления его мандата может быть поставлена и решена иными способами, например неким всенародным референдумом. Даже энергичный московский мэр фактически дезавуировал свои президентские амбиции, заявив о том, что он, будучи мэром, намерен заниматься в первую очередь столичным хозяйством, а не большой политикой.
По мнению многих экспертов, предположения о далеко идущих планах Б.Ельцина относительно возможности де-факто пожизненного президентства, на первый взгляд, выглядят крайне сюрреалистическими на фоне социально-экономического коллапса, в котором оказалась страна под водительством “любящего деда”. Тем не менее у Ельцина есть шанс – его “внуки”, “молодые реформаторы”. Правда, их линия состоит отнюдь не в “согласии и примирении”. Напротив, эта категория российских политиков убеждена в том, что выйти с честью из нынешнего катастрофического положения можно прежде всего с помощью жестких экономических методов, являющихся ничем иным, как продолжением гайдаровской “шокотерапии”.
ОБЪЕКТЫ ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ
Однако “внуки”, в отличие от Егора Тимуровича, росли не в элитных московских серпентариях. Знают, что почем. Их стратегическая линия состоит отнюдь не в том, чтобы соглашаться и примиряться с кем попало. Речь идет не о принципах и “эссенциях”, а о реалиях и “экзистенциях”, короче, о выживании, существовании. Эти “молодые волки” готовы уничтожить монополизм, но только “старый”. Так, РАО “ЕЭС России” будет отныне функционировать под прямым руководством Федеральной энергетической комиссии, “Газпром” – под немцовской коллегией. Минфин, сосредоточив распределение основных бюджетных потоков в руках Чубайса, уже и сейчас претендует на роль решающего звена в процессе принятия основных политических решений в масштабе страны. Элементарный анализ плана секвестра, представленного Минфином в Думе, показывает, что урезание статей бюджета будет осуществляться не в соответствии с реальными потребностями общества, а так, как “Бог” положит на душу гражданина Чубайса. Как при гражданине Бироне было.
Едет Чубайс в Сибирь – вот, пожалте, “льготное” решение об урезании расходов на северные закупки на 30 процентов. Любит Чубайс с детства уголь – нате те же льготные 30 процентов. А тем, кого гражданин Чубайс не любит, – им 55 процентов урезания. Независимо от того, защищенная “статья” или просто так. Чубайс показал, что в его руках секвестр является прежде всего рычагом политической власти. Вот и все принципы: “любит-не любит”.
Именно поэтому, вероятно, на последней неделе столь успешно продолжали свою экспансию близкие к Чубайсу столичные банковские круги. В частности, по имеющимся сведениям, “Мост-банк” и “Альфа-банк” стали ныне основными фаворитами на готовящемся аукционе по продаже 25 процентов акций АО “Связьинвест”. Тесно связанная с Черномырдиным нефтяная компания “ЛУКойл” без особых всхлипов уступила свое право определять линию газеты “Известия”. Основными держателями акций “Известий” стали прочубайсовский ОНЭКСИМбанк и фактически подчиненная ему нефтяная компания “Сиданко”. Кстати, в свое время “ЛУКойл”, скажем, “ошибся”, разместив свои депозиты в “надежном месте” – в ОНЭКСИМбанке. Теперь, думается, понятно, почему на голову В.Алекперова льют помои, а он скромно отмалчивается.
По мнению экспертов, открытая экспансия связанных с Чубайсом финансовых структур, таких как ОНЭКСИМбанк, наблюдается и в других сферах. На прошлой неделе ОНЭКСИМбанк подписал с Центральным московским депозитарием соглашение, благодаря которому ОНЭКСИМ резко расширил свое влияние на рынке ценных бумаг, в первую очередь ТЭКовских компаний. В ближайшее время группа ОНЭКСИМбанк – Международная финансовая компания (МФК) рассчитывает приобрести крупную партию акций белорусского Минсккомплексбанка.
Серьезным ударом по умеренно-реформаторской “премьерской” группировке явилось и назначение на пост президента МФК бывшего первого заместителя министра финансов А.Вавилова, глубокого знатока и участника большинства “финансовых тайн” группы Черномырдина – Вяхирева – Дьякова. Эта рокировка “неугодного” Чубайсу на посту замминистра Вавилова в структуру, контролируемую “неугодным” премьеру его бывшим заместителем В.Потаниным, – явное свидетельство того, что бывшие верные союзники и конфиденты премьера постепенно переходят под знамена его главного оппонента.
Эффект не замедлил сказаться. А.Чубайс сделал “онэксимовскую” структуру МФК уполномоченным торго-вым и платежным агентом Минфина по обслуживанию региональных облигаций, в которые должен быть пере-оформлен долг 88 регионов по товарному кредиту 1996 года. Официальным депозитарием по операциям с региональными бумагами является тот же ОНЭКСИМбанк. Это не бухгалтерия, а политика – А.Чубайс и А.Вавилов (новый президент МФК) предложили гу-бернаторам возможность отсрочить выплату задолженности их регионов, а банкам, включая “черномырдинские”, кинули подачку, возможность извлечь до-ходы на рынке долговых обязательств регионов. Эта операция позволила “молодым реформаторам” заметно снизить напряженность как в московских финансовых группировках, так и между Чубайсом и регионами. Подстилка, которая уберегла первого вице-премьера от слишком резкой конфронтации с региональными лидерами во время его визита в Сибирь.
Все эти события в финансовой сфере позволяют сделать вывод о формировании системы “банковской диктатуры” Чубайса и его группировки, системы, которой другие финансовые и политические группы пока не нашли никаких реальных противовесов.
СЛАДКИЙ ЯД КОМПРОМИССОВ
На фоне активности команды молодых реформаторов, готовящих далеко не “согласованнные и примиряющие” проекты указов “отца нации”, поведение премьера отличалось более чем заметной растерянностью, пассивностью и инерционностью. Он предпринял маловыигрышный в текущей обстановке политический демарш, встретившись с бывшими руководителями правительств СССР и РСФСР, ветеранами войны и труда, а также выступил на заседании исполкома Сообщества России и Белоруссии, педалируя в своем выступлении тему задолженности белоруссов России. Эта акция премьера, похожая на “последнюю гастроль”, прошла практически не замеченной. По-видимому, “министр-администратор” А.Чубайс в настоящее время уже установил всеобъемлющий контроль над российскими официозными СМИ и над так называемой “независимой прессой”, спонсируемой крупнейшими финансово-банковскими группировками.
Несмотря на свой явный перевес, группировка молодых реформаторов идет, однако, не по пути обострения отношений с умеренно-реформаторской группой Черномырдина, а действует более гибкими, “обволакивающими” методами компромиссов. Но это “принципиальные компромиссы” – они строятся на условиях “сильной стороны” и оставляют ей широкое пространство для маневрирования. Изданные на минувшей неделе президентом указы о естественных монополиях, уполномоченных банках и т.д. номинально сохранили контроль в руках бывших полноправных хозяев “объектов” нынешних указов, таких как Р.Вяхирев. В прессе даже намекалось на то, что Вяхиреву и другим рукводителям ЕМ, якобы, удалось навязать свой собственный план реформирования подведомственных им “монополий”. Такие выводы представляются более чем сомнительными.
Формирование под эгидой младореформаторов новых надзирательных органов, типа коллегиии представителей в “Газпроме”, означает создание принципиально новой макроуправленческой среды, в рамках которой естественные монополии и курирующие их руководители окажутся включены в новую систему отношений и подчинены ее целям – целям младореформаторской элиты. С помощью ряда несложных финансовых рычагов и учреждений, находящихся под контролем группы Чубайса (ГНС, ГКИ и т.д.), эту систему, думается, “чубайсоиды” уже в ближайшее время попытаются сделать полностью управляемой и лишить ее всякой политической значимости.
Таким образом, по-видимому, можно констатировать, что тактика кнута и пряника, использовавшаяся в отношении группы Черномырдина молодыми реформаторами на протяжении последних месяцев, принесла весьма ощутимые плоды и позволила последним овладеть стратегическими командными рычагами для осуществления своих планов.
ПРИМАНКА ДЛЯ РЕГИОНОВ
Единственным оставшимся под контролем группы Черномырдина ресурсом ее сопротивления на сегодня является потенциал оппозиционной Думы и фрондирующего Совета Федерации. Торг между думской оппозицией и младореформаторами по поводу секвестирования бюджета, скорее всего, закончится компромиссом, несмотря на самые отчаянные шаги и действия “статусной” оппозиции.
Минувшая неделя показала, что многоопытный по части политических “синяков” А.Чубайс вполне способен установить тесные связи не только с Думой, но и с куда более властными региональными элитами, имеющими решающий голос в Совете Федерации. Поездка Чубайса на заседание “Сибирского соглашения”, а затем в Якутию во многом носила программный характер и была призвана прорвать полосу отчуждения, давно сформировавшееся между Чубайсом и лидерами регионов России, укрепить позиции правительства на предстоящем обсуждении в российском парламенте секвестированного бюджета-97 и проекта бюджета-98, который должен быть представлен в Думу не позднее 28 августа. Надо честно признать, что очередной трюк всероссийского Ваучера вполне удался, несмотря на мелкие шероховатости.
Основные идеи, которые Чубайс обнародовал в ходе своей поездки в Сибирь, состояли, во-первых, в предложении усилить роль СФ в процессе принятия бюджета. Чубайс выдвинул тезис о том, что ситуация, при которой СФ не может вносить поправок в бюджет, является нелепой. Однако очевидно, что наделение СФ правом внесения поправок в бюджет требует существенных перемен в Конституции РФ. Во-вторых, Чубайс повторил слова Немцова, также мало согласующиеся с нынешним российским законодательством, о том, что трансферты 1997 года будут формироваться в зависимости от проведения жилищно-коммунальной реформы в регионах. По общему мнению наблюдателей, эта явно антизаконная угроза прозвучала достаточно неуместно, в том числе и потому, что Чубайсу придется иметь дело с СФ и в ходе обсуждения секвестра текущего бюджета, и в ходе обсуждения бюджета-98.
На сибирском совещании Чубайс произнес речь, суть которой состояла в обосновании необходимости секвестирования бюджета. Однако наблюдатели отметили, что эта идея не нашла понимания у губернаторов, которые потребовали, во-первых, соотнести параметры секвестра с расходами консолидированного бюджета, то есть исходить не из реальных доходов, а из потребностей регионов, российского общества в целом; во-вторых, вывести из-под секвестра вообще “северный завоз” и программу переселения людей из районов Крайнего Севера. Ряд губернаторов, например В.Кресс (Томская область), даже обвинили демократов в провале реформ и призвали резко усилить регулирующую роль государства в экономике.
Тем не менее эта поездка, в ходе которой главным (и публично не озвучивавшимся) аргументом А.Чубайса было предложение отсрочить выплату региональных долгов путем их трансформации в облигации Минфина (реализуемые под началом МФК московским банковским сообществом), принесла младорефораторам определенный успех. Они показали сибирской элите, что и она может встроиться в систему столичного финансового рынка.
Как встроиться в эту систему финансового насилия простым гражданам России – это вопрос, на который должны дать ответ наши лидеры. Где же этот ответ?
Департамент политического
мониторинга фонда “Реформа”