День начинается как в безумной комедии: с интервалом в пятнадцать-двадцать секунд в комнате “стартуют” с разноголосым перезвоном четыре будильника. Радио и телевизор тут же принимаются сообщать последние новости и прогнозы погоды на вчера, сегодня, завтра в Вене, Париже, Брюсселе, Саратове… Когда дикторы добираются, наконец, до Москвы, хозяева комнаты почти одеты и почти обуты: подъем происходит всегда впритык – за двадцать минут до выхода. Теперь бодрая пробежка до остановки трамвая и несколько минут досыпания под утренними лучами солнца. Но, что интересно, только один студент из четырех, проживающих в этой комнате общежития, торопится на… занятия. Трое летят со всех ног на работу.
Работает большинство студентов. По разным причинам. Иногородние – в основном для выживания, “местные” – чтобы были свои деньги. А как же с учебой, спросите вы? Тоже по-разному.
ОЛЕГ Г. (подготовительный факультет): Я сначала работал и, поэтому, мало учился. Теперь не работаю, денег нет, да и учиться, если честно, уже лень. Но это ничего не значит. Как-нибудь выкручусь. И дураки, бывает, поступают, а я себя дураком не считаю. Да и не я один не учусь. Нас много таких!
АНЯ Н. (1 курс): Не работаю совсем, иначе не хватит времени на учебу. А я поступала не для того, чтобы деньги зарабатывать. Мне диплом нужен, и я сейчас все время занимаюсь. А деньги мне родители высылают. Мало, конечно, но я кручусь, стараюсь. Принципиально не занимаю. Я думаю, эта “наука” тоже в жизни пригодится. Но диплом, высшее образование для меня сейчас прежде всего. Какая уж тут работа.
САША Л. (1 курс): Работаю в двух местах и учусь. Убиваю сразу двух зайцев: и денжата водятся, и учусь лучше. Мне кажется, что если бы я не работал, то хуже бы учился – безделье расхолаживает. Трудно, конечно, но интересно. Работаю, чтобы деньги получить, а занимаюсь, чтобы не отчислили. Отчисление автоматически потянет за собой увольнение. Поэтому не расслабляюсь, и все у меня получается.
КИРИЛЛ О. (1 курс): Мне вполне хватает тех денег, которыми меня родители обеспечивают. Поэтому я не работаю. В основном занимаюсь или иду (в свободное время) куда-нибудь со своей девушкой отдохнуть. На прибыльном месте надо работать 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. И для чего эти деньги тогда? Чтоб были? Глупо. Их даже потратить некогда! А там, где время остается, денег совсем не платят. “Гнуть спину” из-за крох… Нет, спасибо; обойдусь родительскими деньгами, тем более, что им не “внапряг”.
СЕРГЕЙ Р. (подготовительный факультет): Учусь и не работаю. Хотел бы поработать, но, чтобы нормальную работу найти, – прыгать надо. А мне так лень! Кормят меня родственники, они же и деньги дают. Я учусь – не дергаюсь. У меня все нормально.
НАДЯ К. (2 курс): Работаю. Работаю, чтобы деньги были. Я давно думаю о том, что даже дети богатых родителей на Западе идут работать. И не из-за материальной ценности “презренных бумажек” – ведь у них все есть. Здесь важно то, что именно дают деньги для твоего личного самоощущения. Свободу, самостоятельность, некую, еще не достигнутую нами “взрослость”. А к этому всегда стремится все живое. Всегда!.. А учеба? Что учеба? Не отчисляют, и ладно. Все равно с этим дипломом потом придешь устраиваться по профилю, а тебе скажут: ”Забудь, детка, чему тебя там учили и начинай все заново”. Здесь главное – тянуться потихоньку и все о’кей будет.
ОЛЬГА С. (4 курс): Работаю с первого курса; сначала было трудно, в зачетке не было “пятерок”, да и “четверки” были редки. Но я собрала себя в кулак – деньги нужны были. Я капризная: люблю вкусно поесть, хорошо одеться, красиво отдохнуть. А амбиции не позволяли плохо учиться. Но я смотрела вперед и говорила себе, что позже, на старших курсах, будет легче. И теперь не жалею: в зачетке ни одной “тройки” и живу так, как я хочу. Мне легко. И вдвойне – оттого, что все, что я сейчас имею, – мое достижение.
Старшекурсники, в большинстве своем, работают все, и без ущерба для учебы – у них уже много свободного времени. Всем нужны деньги, и я думаю, что они нужны по той причине, о которой говорила Надя, и еще, чтобы выжить в нашем дорогостоящем мире. Судя по этим маленьким эпизодам, у студентов, в основном, либо работа, либо учеба. Как говорят они сами:” Если работа мешает учебе, шла бы на фиг эта учеба!” Хотя, как я уже говорила, бывает по-разному.
Екатерина ВОРОШИЛОВА