События, происходящие в этом месяце во внутренней и внешней политике, наводят на мысль, что у российских властей появился какой-то революционный зуд: взять да и решить одним махом все наиболее сложные вопросы внутренней и внешней политики.
Чтобы не быть голословным, отмечу лишь наиболее важные проблемы, на которые в революционном своем порыве замахнулась верховная власть: реформа естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства (фактически второй этап революционных рыночных преобразований), подписание договора о мире с Чечней, образование союза с Белоруссией, подписание основополагающего акта с НАТО, визит в Украину с возможным подписанием широкомасштабного договора с этой страной. В желании в подобной спешке решить сразу сразу все острые и болезненные проблемы России не было бы ничего предосудительного, если бы не ряд обстоятельств. Есть серьезная угроза, что вместо реальных решений этих проблем, исходя из долгосрочных интересов России, мы получим квазирешения. И что ради сиюминутных тактических успехов мы подготовили условия для стратегического поражения России. Не буду останавливаться на проблемах реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства. О неподготовленности предпосылок для данной реформы в печати сказано немало. Отметим лишь, что в результате реформ этих сфер экономики, по имеющейся традиции мы рискуем развалить естественные монополии и сбросить с плеч государства жилищно-хозяйственную сферу, чреватую дальнейшим ростом социальной напряженности в обществе. Несколько подробнее можно остановиться на договоре с Чечней и на проблемах внешней политики в ближнем и дальнем зарубежье. Подписание договора о мире с Чечней фактически означало признание ее в качестве субъекта международного права. Как Удугов, так и Масхадов не раз подчеркивали после подписания, что теперь уже Клинтон и другие лидеры западных стран не смогут, в случае наведения в Чечне очередного конституционного порядка Москвой, сказать, что это внутреннее дело Москвы. Таким образом, не дождавшись 2001 года, когда, согласно Хасавюртским соглашениям, должен был быть определен статус Чечни, российские власти решили сбросить с плеч эту неприятную проблему. Нет никакого сомнения в том, что эхо этого договора еще долго будет аукаться в ушах российских политиков как настоящих, так и будущих.
Согласование акта НАТО – Россия и его возможное подписание 27 мая в Париже станет еще одним примером сброса очень серьезной проблемы для России с плеч нынешних властей. Хотя документ все еще держится в секрете, но по имеющимся комментариям аналитиков и лидеров стран, готовых его подписать, уже можно сделать вывод, что России не удалось добиться ни одной своей цели на переговорах с НАТО. Наши западные партнеры не взяли на себя никаких обязательств как по продвижению военной инфраструктуры к границам бывшего СССР, так и по приему в члены НАТО бывших республик Советского Союза. Структура безопасности по схеме Россия+НАТО не становится единственной универсальной структурой безопасности в Европе. В случае отсутствия консенсуса в Совете НАТО+Россия страны НАТО свободны по несогласованным с Россией вопросам принимать собственные решения в рамках Североатлантического альянса, на которые Россия не сможет никак повлиять. Аналитики отмечают обилие туманных формулировок в акте НАТО+Россия. Очевидно, что при неясных формулировках наибольшими возможностями обладает сильная сторона, которая навязывает миру ту интерпретацию неясных формулировок, которая отвечает ее интересам. Мы это уже проходили в наших отношениях с НАТО в связи с боснийскими событиями, когда самолеты НАТО бомбили сербов, не ставя в известность российскую сторону. В случае с НАТО России надо было отказаться от подписания данного акта. Если акт будет подписан, это будет означать, что мы фактически участвуем, соглашаемся, освещаем и делим ответственность с Западом в вопросе расширения НАТО на Восток, в то время как наши западные партнеры не берут на себя никаких серьезных обязательств. Вряд ли возможный допуск России в Парижский клуб, Всемирную торговую организацию и участие в заседаниях “семерки” компенсируют тот ущерб, который Россия нанесет себе подписанием такого акта с НАТО.
И уж совсем ни в какие рамки не укладываются намерения российского руководства сымпровизировать в сфере российско-украинских отношений. Совершенно очевидно, что намечаемый союз России с Белоруссией нервирует лидеров Украины, Казахстана и ряда других стран в ближнем и дальнем зарубежье. Также очевидно, что углубление интеграции с Белоруссией не только не развалит СНГ, чем нас пытаются пугать Кучма и Назарбаев, а, скорее, явится единственным эффективным средством удержания этих стран в сфере влияния России. Только реальный союз России с Белоруссией сможет предотвратить становление украинской и казахстанской государственности на антироссийской основе, так как это может привести к внутреннему расколу этих стран. С этой целью нам следует выдержать паузу в отношениях с Украиной и Казахстаном для консолидации как власти в России, так и возможностей и ресурсов союза России с Белоруссией. В сложившихся условиях подписание широкомасштабного договора с Украиной, намечаемое на 30 мая, может нанести непоправимый урон интересам России в ближнем зарубежье.
Из всего сказанного выше напрашивается вывод о том, что, начиная с эпохи Горбачева, сначала СССР, а затем и Россия потеряли чувство государственной солидности. Слабость государства требует особой твердости и солидности правителей, чтобы компенсировать эту слабость. Слабость, умноженная на суетливость лидеров государства, стремящихся решать болезненные проблемы в условиях, когда нет хороших решений, оборачивается серьезными негативными политическими и экономическими последствиями для страны. Так и хочется сказать нашим лидерам: не торопитесь, не стремитесь к любому решению, если нет решения, отвечающего долгосрочным интересам страны. Подождите. Не создавайте серьезные проблемы для будущих поколений политиков. Чем больше плохих решений сегодня, тем больше головной боли для страны завтра. Не хочется верить, что нынешние власти уже свыклись с мыслью, что им никогда больше не овладеть государственной солидностью, а в руководимой ими стране – заслуженным и реальным уважением своих партнеров. Другими словами: “Не суетитесь, господа!”
Андраник МИГРАНЯН