Не прошло и года, как на фоне активного фонтанирования зарубежного кинематографа, тихо и без пафоса отправился в долгое плавание по просторам российского кинематографа могучий лайнер отечественного проката. Лайнер под названием кинотеатр “Мир”. Отправился красиво. Легко. Влекомый вперед развевающимися парусами непотопляемого “Кинотавра”. Два славных trade-mark-а, особо не афишируя своего бракосочетания, сладострастно слились в страстных объятиях под ненавязчивым присмотром несравненного Марка Григорьевича Рудинштейна. И в стенах первого в России панорамного кинотеатра родился “Мир Кинотавра”.
За несколько месяцев своего существования “МК” (не путать с представителями “желтого сегмента” отечественной прессы!) обозначился на рынке проката как кинотеатр с самыми дешевыми билетами и отечественными картинами в репертуаре. Таково было смелое решение главного Кинотавра страны М.Г.Р., основанное на святой уверенности, что российскому кино есть о чем поведать зрителю, а настоящий зритель – это обычный человек, которому не по карману поход с девушкой в какой-нибудь далеко не бюджетный Kodak.
Хозяйство “Мира” досталось “Кинотавру” в более чем жалком состоянии. Вплоть до последнего времени кинотеатр принадлежал Москомимуществу, то есть был бесхозным. В свое время немного денег в него влила французская фирма “Медиа-мост”, рассчитывая на возможность последующей эксплуатации центровой киноточки по своему усмотрению.
– Я участвовал тогда в финансировании приезда Годара на открытие кинотеатра после ремонта, – вспоминает о той поре Марк Григорьевич.
Но у французов почти сразу возник конфликт с дирекцией кинотеатра. По поводу менеджмента. В этой войне победила дирекция. И кинотеатр постепенно стал приходить в упадок. Теперь, кроме “Бинго”, и странных личностей, которые в нем сидят и играют в это самое бинго, ничего от “Мира” прошлых дней не осталось.
Мудрым решением властей эту убыточную киноточку передали в управление “Кинотавру”. И жизнь в жилах умирающего кино-динозавра забурлила вновь. Вслед за сменой стратегического курса и проекционной аппаратуры грядет масштабный ремонт всего здания.
– Мы сразу поняли, что легче развалить весь кинотеатр, чем отремонтировать его. Слишком много несущих конструкций, которые надо переносить, – охотно делится своими планами на будущее М.Г. – Цирк, по тем же соображениям, в свое время разрушили, и построили новый. На том же месте. Но мы решили сохранить здание, потому что это все-таки памятник архитектуры. И наша задача превратить его в музей кино. Некую киносказку.
Киносказка будет заключаться в том, что кинотеатр превратится в декорацию известного и любимого фильма, а зрители станут участниками действа. Первой материализацией этой идеи станет создание площади из фильма “Тот самый Мюнхгаузен”, где помимо просмотрового зала будут и рестораны, и кафе, и бары. Короче, активная городская жизнь. Только прошлая.
Нынешний “Мир Кинотавра” закроется на ремонт первого августа, чтобы открыть свои двери зрителям в канун нового 2001 года для ежегодной церемонии вручения премии “Золотой Овен”.
– В основе проекта, – объясняет Марк Григорьевич, – лежит идея перманентной трансформации. То есть после “Мюнхгаузена”, будет “Москва слезам не верит” или “Чапаев”. Мы хотим превратить “Мир” в экскурсионное место и как только мы увидим ослабление интереса к данной декорации, мы будем ее менять. Конечно смена декорации – дорогое удовольствие. Миллион долларов. Поэтому такая смена будет происходить не чаще чем раз в три года. То есть кинотеатр превратится в павильон. Я бы хотел, чтобы строительный подряд взял на себя “Мосфильм”. Хотелось бы дать им заработать.
Концепция нового кинопроекта в корне отличается от всего, что сейчас создается в системе проката. Что ни мало не смущает ее автора. Марк Григорьевич в своих оценках достаточно категоричен:
– Зачем нашим директорам кинотеатров кино? Достаточно иметь пять-шесть арендаторов и никаким кино не надо больше заниматься. Мы же будем зарабатывать на кинобилетах. Тем более что прибыль, получаемая внутри организации, не подлежит налогообложению по Закону о кино и может тратиться на развитие.
А ведь те, которые сдают помещение в аренду, обманывают государство. Я далек от того, чтобы кого-то осуждать. Нельзя платить государству больше, чем зарабатываешь. Просто лично я хочу, пока есть возможность, честно зарабатывать и тратить. Так что впереди два года. А может быть, срок действия Закона о кино продлят до трех лет или больше.
Я не собираюсь сдавать кинотеатр в аренду и прокатчикам. Я закупаю у них копии. Это стоит дорого. Но за счет прибыли от торговли в кинотеатре я зарабатываю достаточно, чтобы продавать билеты по низким ценам.
Моя задача на сегодня – практически бесплатно пригласить среднестатистического зрителя в кино. И это главное. Я хочу заманить их в зал, а уж там зритель что-нибудь купит. Как показывает практика, любой среднестатистический зритель может потратить сто рублей на попкорн или кофе с булочкой. Впоследствии я смогу поднимать цены на билеты лишь настолько, насколько социальные исследования покажут, что мой зритель может заплатить больше.
В Москве сейчас пять-шесть кинотеатров для богатых людей. Показывают там иностранные фильмы и деньги все идут за границу, а здесь ничего не остается. Я же хочу работать на середняка. И тратить заработанные деньги на отечественное кино. В России давно пора создавать свою систему проката. Решать эту проблему надо срочно. Пока что, все, что ни строится, все американское. Мы тут встречались с Толстуновым и как раз говорили, что когда откроют “Октябрь”, надо будет создавать Гильдию прокатчиков. И вести свою политику проката. Чтобы не нами командовали. Чтобы деньги оставались здесь.
Мы ведь сейчас в лапах западных прокатчиков. Они ко мне нагло приходят и говорят: “Что же это вы такой зал не будете давать нам?” Я отвечаю: “Не буду”.
И сразу начались игры. Кого-то пытаются купить. Даже собственные сотрудники начинают убеждать меня: “Ну нельзя же так. Мы же погибнем!” А я отвечаю: ”Ничего, не погибнете”. Так что будем держать удар.
Информацию собрал Евгений ЛИСОВСКИЙ.