Лейтмотивом избирательной кампании Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года был лозунг: не допустим нового деления общества по идеологическим признакам на “красных” и “белых”, предотвратим новую гражданскую войну, не допустим повторения 1917 года. Ельцин пытался предложить себя в качестве единственного кандидата, способного консолидировать нацию, расширить социальную базу власти, добиться долгожданного перелома к лучшему во внутренней и внешней политике, обеспечить преемственность власти и развитие общественной жизни без серьезных конфликтов и потрясений.
Значительная часть избирателей поверила обещаниям Ельцина и проголосовала за него. Кульминацией обещаний в этом направлении избранного на второй срок президента стал его указ, объявляющий 1997 год “годом согласия и примирения”. Однако с сожалением приходится констатировать, что итоги послевыборного развития политического процесса демонстрируют выбор такой кадровой, социально-экономической и внешней политики нынешним руководством России, которая не оставляет никаких надежд на согласие и примирение в обществе. Вместо консолидации общества мы получили новую поляризацию социально-политических сил. Резкое усиление политических позиций группы Чубайса и других радикал-демократов, поддерживаемых узкой группой финансово-промышленных олигархов, представляющих интересы незначительной части населения страны, подталкивают государственно ориентированные элитные группы во властных структурах и среди интеллектуалов к созданию максимально широкой коалиции для предотвращения второй большевистской революции за последнее десятилетие.
Борьба с естественными монополиями со стороны команды Чубайса – Немцова своим острием направлена против премьера В.Черномырдина и остатков его сторонников в правительстве. Она преследует две цели: с одной стороны, окончательно подорвать экономические основы государства, а с другой – перераспределить акции естественных монополий таким образом, чтобы нынешняя группа финансовой олигархии с помощью Чубайса – Немцова, посредством нового этапа приватизации, поставила под собственный контроль все имеющиеся в стране значительные материальные и финансовые ресурсы, лишив тем самым все остальные политические силы, включая государство, альтернативных источников экономической и финансовой поддержки. Таким образом, нынешний этап передела собственности имеет целью закончить приватизацию государства и всех его ресурсов со стороны немногочисленных олигархов, имеющих своих представителей в правительстве в лице группы Чубайса – Немцова.
Помимо конфронтационной политики, ведущей к поляризации социально-политических сил страны по вопросам внутренней политики, группа Чубайса – Немцова усиливает политическую нестабильность и резкую поляризацию и по вопросам внешней политики. Массированная кампания подконтрольных этой группе СМИ, и особенно ОРТ и НТВ, направлена на дискредитацию идеи российско-белорусского объединения, является атакой против министра иностранных дел Примакова за его попытки уравновесить дипломатические потери на Западе вследствие бездумной, односторонне проамериканской политики активизацией связей России с Китаем, Ираном, Индией и рядом других стран Юга и Дальнего Востока, ведет к расколу социально-политических сил общества и по вопросам внешней политики.
В отличие от 1992 года, радикальная поляризация происходит на фоне резкого сокращения социальной и политической опоры радикал-демократов в массах, значительного снижения возможностей президента Ельцина своим влиянием и авторитетом обеспечивать поддержку второй либерал-большевистской революции. За несколько месяцев после президентских выборов новая волна радикал-демократов уже успела вызвать столько скандалов в политической жизни, до такой степени дискредитировать властные институты и поляризовать общество, что последний ресурс этих сил – электронные средства массовой информации вряд ли в состоянии радикально изменить их устойчиво негативный образ.
Из опыта советской истории мы знаем, что была определенная закономерность: если власти говорят об отмирании государства, то жди его чрезвычайного укрепления, если предлагали создать Продовольственную программу, то жди голода. Очень скоро нам предстоит выяснить насколько актуальна данная закономерность для нынешних властей. Если 1997 год объявили годом согласия и примирения, означает ли это, что предстоит грандиозный мордобой?
Андраник МИГРАНЯН