ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ ИЛИ КУЛЬТУРА ДЕФИЦИТА?

Практика показывает, что одним из важнейших аспектов проблемы социальной ориентации реформы в России является на сегодняшний день поиск наименее разрушительных путей преобразования общества. К этой мысли все чаще приходят политики, констатируя необходимость такого поиска в своих предвыборных программах. Столь очевидный факт не отрицается и правительством, хотя оно, может быть, и не вполне согласно, что нынешний характер преобразований весьма слабо соответствует целям созидания.

Среди критериев, по которым можно оценивать результативность тех или иных преобразований, а также степень прогресса общественного развития в целом, одно из ведущих мест занимает состояние культуры. Попытаемся проанализировать этот критерий, подчеркнув при этом, что содержание вопроса, вынесенного в заголовок статьи, – вовсе не игра слов и не путаница в дефинициях. Реальность такова, что именно на этот вопрос необходимо ответить прежде, чем высказывать конкретные предложения по поводу того, “что” и “как” нужно делать.

В последнее время достаточно много говорят о культуре, о ее кризисном состоянии, имея в виду прежде всего культуру эстетическую и, соответственно, формирующую ее сферу литературы и искусства. Следует, однако, понимать, что при всей важности проблемы эстетического воспитания и приобщения к истинным культурным ценностям эта проблема высвечивает лишь небольшую часть той “культурной бездны”, которую нам предстоит преодолеть.

Дело в том, что, даже если мы избавимся от “остаточного принципа” в финансировании культуры, это не выведет ее из кризисного состояния. Должно быть в корне пересмотрено отношение к ней как на государственном уровне, так и в сознании людей. Культура является не “отраслью”, как по существующему у нас шаблону ее было принято именовать. Развитие культуры находится в тесном взаимодействии с развитием базисных отношений в обществе, что определяет высокий статус и роль культуры во всей нашей жизни.

Снятие “железного занавеса” обрушило на нас шквал массовой эрзац-культуры, которая является “достоянием” полуобразованных слоев общества. Некритическое заимствование и усвоение расхожих стереотипов так называемой “массовой культуры” втягивает сегодня в состояние бездуховности все более широкие слои населения. Этому часто, к сожалению, способствуют средства массовой информации, как будто специально задавшиеся целью вообще освободить наше сознание от усвоения подлинных культурных и духовных ценностей. Современные российские дети в скором времени, похоже, совсем лишатся возможности смотреть по телевидению отечественные мультфильмы и русские сказки и будут играть только в “западные” игры, разговаривая на мало понятном русскому человеку языке. Это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ведь именно им, сегодняшним пяти– и шестилеткам, предстоит жить и работать в новой и, как нам хочется верить, сильной и независимой России. Другой вопрос: будет ли Россия таковой? Ход экономической реформы и методы ее осуществления все более явно и безапелляционно убеждают в обратном. Изменения, происходящие в экономической и политической жизни России, обнажили целый спектр “оттенков” “культурного дефицита” в обществе.

Первое. Неуклонно и последовательно происходит общее снижение культурного уровня населения в связи с насаждением нелучших образцов западной массовой культуры, в особенности среди молодежи. Второе. На непозволительно низком уровне находится правовая культура. Мы имеем весьма туманное представление о своих правах и возможностях, теряемся подчас в самых стандартных ситуациях типа: раздел имущества, документальное оформление имущественных прав в отношении наследства, правильное оформление сделок купли-продажи, осуществление процедуры составления завещания и т.п. Третье. Катастрофически низок уровень политической культуры. Достаточно посмотреть по телевидению хотя бы один репортаж с заседания Государственной Думы или, к примеру, ознакомиться с материалами недавних судебных разбирательств по поводу правомерности действий Центризбиркома, чтобы убедиться в этом воочию. Четвертое. Тайной за семью печатями является для многих наших сограждан понятие экономической культуры. Колоссальная экономическая безграмотность, явившаяся одной из основных причин многочисленных финансовых потерь и разочарований, еще долго будет “аукаться” теми или иными промахами не только в финансовой, но и в бытовой сфере. И, наконец, пятое. Безвозвратно, кажется, уже забыто понятие “культура производства”, включающее, кроме всего прочего, обеспечение надлежащих условий труда и быта работников, соблюдение экологической безопасности, создание здорового социально-психологического климата и т.д.

В последнее время очень часто можно слышать, что все наши беды происходят от недостатка культуры – от нашей “серости”, составляющей главное препятствие для нормального пользования всеми благами цивилизации. Действительно, недостаток культуры вообще и экономической культуры в частности порождает ситуацию, когда мы, в большинстве своем, так легко и быстро поддаемся соблазнам и уходим от самооценки, завидуем ближнему и не стремимся достичь того же, клянем действительность и не пытаемся ее изменить. Отчасти все эти качества объясняются так называемым российским менталитетом, который веками формировался в сознании людей, постоянно корректируемый нашей многострадальной российской историей и как бы существующий объективно. Но ведь и сам менталитет, то есть характер наших привычек, устремлений, жизненных установок, если хотите, – это нечто производное, но только от более глобальных вещей, которые, по-видимому, соотносятся друг с другом как-то не так.

Вот тут-то самое время раскрыть смысл понятия “культура дефицита”. Соглашусь, что не слишком благозвучное словосочетание режет слух. Однако именно этот термин необходимо употребить в данном контексте. По моему глубокому убеждению, абсолютно все проявления дефицита (читай – недостатка) культуры современных россиян являются прямым следствием дефицита (читай – нехватки) тех условий, которые и формируют некий конечный результат – общий уровень культуры нации. К таким условиям относятся:

– дефицит финансовых средств и возможностей (доля расходов на культуру в бюджетах всех уровней по-прежнему предельно низка);

– дефицит четких инструментов правового обеспечения граждан (множественность и неоднозначность толкований законов и подзаконных актов, недостаточное правовое воспитание и т.п.);

– дефицит этических и конституционных норм, регулирующих политический климат в стране (отсутствие механизма, определяющего соответствие моральных качеств и деловой активности политиков, нечеткое определение статуса профессионального политика, его прав и обязанностей);

– дефицит необходимых экономических знаний у большинства населения (недостаточность средств и механизмов, обеспечивающих адекватные рыночной системе хозяйства экономические представления, отсутствие системы пропаганды экономических знаний);

– дефицит дисциплинарной, моральной и материальной ответственности на производстве и в обществе в целом (взаимная ответственность работодателей и персонала, руководителей и подчиненных, властных структур и рядовых граждан…).

Таким образом, существование перечисленных разновидностей “дефицита” в несколько необычной трактовке – это и есть главный фактор, а точнее, первопричина сложившегося культурного неблагополучия, понимаемого, естественно, в широком смысле слова.

Вывод однозначен: до тех пор, пока не будут преодолены обозначенные выше, мягко говоря, несоответствия в экономической, политической, финансовой, юридической, морально-этической сферах, не будет и ощутимого прогресса в духовно-культурной сфере. А это значит, что ущербность общего уровня культуры, наблюдаемая в настоящее время, может достаточно быстро трансформироваться в полный ее упадок и, что самое страшное – повлечь за собой не только нарушение ценностных ориентаций и моральных устоев в обществе в целом, но и деградацию личности.

Следовательно, преодолеть дефицит колбасы – это еще не все. Гораздо важнее – преодолеть планку дефицита доверия, которое может быть оказано нами тем, кто так рвется к власти. А это возможно лишь в том случае, если претенденты смогут не на словах, а на деле доказать, что “эпоха Ренессанса” реально начнется в России только тогда, когда будут созданы условия для возрождения российской культуры во всех ее проявлениях.

Ольга МЕНЬШИКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИВАН СОКОЛОВ ЗАПИСЫВАЕТ УСТВОЛЬСКУЮ
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН СПЕЛА ДЛЯ ПАПЫ РИМСКОГО
ГРОЗЯЩАЯ КАТАСТРОФА – НУЖНО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ – СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – СВОБОДНЫЙ НАРОД. ЭТО МОЙ ВЫБОР. СДЕЛАЙТЕ СВОЙ
УСПЕХИ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ В АМЕРИКЕ
МУЗЫКА ЛЮТОСЛАВСКОГО ВЕРНУЛАСЬ В РОССИЮ
НОВОСТИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ВИДЕОРЫНКА
ВЕРНУТЬ СОБСТВЕННОСТЬ
ТРАЦИЦИИ “ЗВЕЗДНЫХ НОЧЕЙ” БЫЛИ СОБЛЮДЕНЫ
ИЗ ЮБИЛЕЙНОЙ ХРОНИКИ
МИХАИЛ РОЖКОВ – “ПАГАНИНИ РУССКОЙ БАЛАЛАЙКИ”
СЕРЬЕЗНЫЙ РОМАНТИК ТАТЬЯНА ПОПОВА
Перенос декабрьских выборов в депутаты Государственной Думы
КОНГРЕСС РУССКИХ ОБЩИН В РЕГИОНАХ
ВОЛШЕБНЫЙ ПЕТУХ
С момента распада СССР в российской экономике произошел мощный всплеск
ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ. ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
А ЗАЧЕМ ЗАБИРАЛИ?
ГОСУДАРСТВУ НЕ ДО КУЛЬТУРЫ
КОНЦЕРТ ИЗ ЦИКЛА “ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ”
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА. ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ?
ИРИНА БОГАЧЕВА – ОПЕРНАЯ КЛАССИКА
КОРОЛЕВСКИЕ ИГРЫ
ТРИО “РЕЛИКТ” – “ЛЮБЛЮ ДО РАДОСТИ И БОЛИ…”
ПАПАША КОБЗОН И ЕГО МАФИЯ…
“РУССКАЯ ГОЛГОФА” – ТРИПТИХ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
Сольную программу русских и цыганских романсов…
С “КАНТУС-ФИРМУС” ВЫСТУПАЕТ ТОТ, КТО УСПЕЕТ ПЕРВЫМ
ПО ЧЕМ КИЛОГРАММ СТИХОВ


««« »»»