1. Насколько вероятны отмена или перенос декабрьских выборов в депутаты Государственной Думы?
2. Если это произойдет, насколько вероятно, что развитие событий пойдет законным, конституционным путем?
АЛЕКСЕЙ КИВА,
политолог
0
10
АЛЕКСАНДР КРАСНОВ,
лидер Партии научно-технической интеллигенции
2
9
ЕКАТЕРИНА ЛАХОВА,
лидер избирательного объединения “Женщины России”
0
0
ГАВРИИЛ ПОПОВ,
лидер блока “Социал-демократы”
1
9\1
ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ,
лидер избирательного объединения “Союз труда”
1\3
10
АЛЕКСЕЙ КИВА:
1. Отмена выборов практически невероятна. Об этом уже не раз заявляли высшие лица государства. Перенос возможен, если депутаты захотят внести поправки в избирательное законодательство. Перенос состоится, если состоится, только по инициативе Государственной Думы, а не Президента или структур исполнительной власти.
2. Если Дума пойдет на перенос сроков выборов, то это будет делаться абсолютно законно, чтобы комар носа не подточил. Причем в этом случае обязательно надо заручиться одобрением Конституционного Суда.
АЛЕКСАНДР КРАСНОВ:
1. Наиболее вероятно, что выборы в декабре состоятся, но их результаты будут опротестованы в Верховном Суде и отменены по причине многочисленных нарушений Центризбиркома. Новые парламентские выборы, скорее всего, будут назначены на июнь 1996 года одновременно с президентскими.
2. События будут развиваться в соответствии с нынешней Конституцией, содержание которой можно признать Законом с большой натяжкой.
ЕКАТЕРИНА ЛАХОВА:
1. Маловероятно. Президент как гарант Конституции должен соблюдать ее. Невозможно повторение 1993 года.
2. Россия непредсказуема, но если это произойдет, то, вероятнее всего, ситуация будет развиваться неконституционным путем – об этом свидетельствует опыт преодоления политических кризисов в последние пять лет.
ГАВРИИЛ ПОПОВ:
1. Отмена выборов практически невероятна, хотя была бы выгодна многим.
Она позволила бы, прежде всего, изменить наметившийся расклад политических сил на предстоящих выборах, ибо наиболее сильные претенденты оказались бы в ситуации фальстарта. Пик их кампании рассчитан на середину декабря, то есть при переносе выборов интерес к фаворитам начнет падать.
Вместе с тем Президенту нет резона срывать выборы. Ему проще разобраться с “неудобной” Думой и удобнее в этих условиях проводить президентские выборы.
2. Здесь два разных вопроса: ничего незаконного в переносе выборов, если он произойдет с согласия всех ветвей власти, нет. Особенно при существующем ныне невнятном законодательстве, регулирующем эти вопросы.
Однако отмена выборов в принципе незаконна, и в случае если это произойдет, удержать в рамках Конституции дальнейшее развитие событий будет чрезвычайно трудно.
Поэтому ответ на первую часть вопроса оцениваю в 9 баллов, а на вторую – в 1 балл.
ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ:
1-2. Вероятность отмены выборов – 1 балл, вероятность их переноса – 3 балла. Законное конституционное развитие ситуации в случае переноса выборов – стопроцентно (10 баллов).
Безусловно, очевидно несовершенство закона о выборах, его противоречие с Основным законом страны. По Конституции каждый гражданин имеет право на свое представительство в Думе. Партийная же система выборов (даже при количественном соотношении депутатов 50 на 50 процентов) заставляет голосующего присоединиться к той или иной партии или блоку. Очевидно и другое – большинство партий или блоков могут чуть-чуть не дотянуть до “планки” в 5 процентов и, при минимально допустимом участии электората в 25 процентов, получается, что “победитель” избирается всего одним с небольшим процентом голосов от количества избирателей. Тогда кого вообще будут представлять эти депутаты? Интересы какого количественного и качественного состава населения они будут выражать?