ГОСУДАРСТВУ НЕ ДО КУЛЬТУРЫ

“Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов”, – писал А.Рубинштейн.

Если бы это было так, то, судя по количеству магазинов, книжных развалов и лавочек, с культурой по крайней мере в Москве и других крупных городах у нас все обстоит прекрасно. (Не будем принимать во внимание качество издаваемого и доступность большинству хороших книг.)

А что же на самом деле?

На самом деле все свидетельствует о том, что проблема состояния российской культуры не может не волновать. Но похоже, что волнует она кого угодно, только не государство.

Примером тому служит первая конференция “Художественная инициатива”, объединившая ведущих московских художников и архитекторов, искусствоведов, культурологов и философов.

Санкт-Петербургское отделение Международного фонда “Культурная инициатива” (Фонд Сороса) совместно с библиотекой Академии наук России провело семинар “Библиотека и архивы в экстремальных ситуациях”.

А если мы совершим экскурсию не только по книжным магазинам, но и по некоторым библиотекам Москвы, то это прекрасно проиллюстрирует состояние той самой экстремальности, в которой, к сожалению, находится российская культура.

Итак, мы в Государственной центральной научной медицинской библиотеке – единственной такой библиотеке в стране, куда люди едут со всей России. Библиотека существует 75 лет, в хранилище 3 млн томов. Она уникальна. Посетителей встречают темные окна и холод. С 20 сентября отключено электричество, конечно же не работают отопление, сигнализация. Электронным каталогом пользоваться невозможно.

Библиотека просила для существования у власти 62 млрд рублей и 150 тыс. долларов на иностранные журналы. Утвердили смету на 725 млн рублей – едва на зарплату. (Для сравнения: аналогичная библиотека в США финансируется государством. Три года назад ее бюджет составлял 100 млн долларов.)

Библиотеки и институты культуры вывозят на свалку книги, чтобы освободить помещение для сдачи в аренду. Видимо, иначе не прожить.

Институт научной информации вывез из полуразрушенного хранилища, не выполняющего своего назначения, грузовик старинных фолиантов. Из Академии им.Фрунзе выехал десяток самосвалов со старинными иноязычными книгами.

Сколько сокровищ погибло в подвалах библиотеки им.Ушинского? Сколько сгорело в библиотеке Академии наук в Петербурге?

“Каждая картина, взятая в галерею, и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, как бы малы они ни были, служат великому делу – скоплению в стране богатств (выделено автором статьи) (А.Чехов).

Несколько слов о знаменитой Ленинке. Вот высказанная боль директора библиотеки г-на И.Филиппова: “Зарплаты низкие, специалистов не хватает. В конце прошлого года неожиданно прекратилось финансирование, и библиотека вступила в 1995 г. с колоссальным долгом в 1,5 млрд рублей. В этом году кредиты были открыты только 10 февраля и лишь на зарплату. За 9 месяцев получено 40% от годового бюджета. От плановых капвложений Министерства культуры нам достался ноль в этом году”. (Для сравнения: за последнее время в ряде стран крупномасштабное строительство – для Британской библиотеки, национальных библиотек Германии, Швеции, Франции, библиотек конгресса США.)

В скобках хочется процитировать авторитета русской культуры Д.Лихачева: “Русская культура не возродится, если не будут сохранены библиотеки, музеи, архивы. …Учительница, библиотекарь, врач должны иметь достойный уровень жизни для того, чтобы пользоваться авторитетом населения.”(“Земля отцов”).

И как знаменательно после этих слов звучит сообщение о том, что Б.Ельцин отклонил федеральный Закон “Об упорядочении заработной платы работникам бюджетной сферы”, который был принят без заключения правительства и определения источников его реализации.

И как выразительны цифры из проекта бюджета на 1996 год: расходы на государственное управление составят 7751,0 млрд рублей, а на культуру и искусство – 2336,2 млрд рублей.

И можно ли говорить о богатстве страны, о доступности культуры, имея в виду не только возможность купить, но посмотреть, приобщиться к прекрасному? Кажется, этого мы тоже лишаемся все чаще и чаще по разным причинам. Очевидных – три.

Одна из них – хищение и последующая продажа предметов старины, искусства и церковной утвари как все более прибыльный вид деятельности для преступников (“Мадонна с младенцем” из Тамбова – 100 млн долларов).

Больше всего краж, далее следуют грабежи, разбои и убийства коллекционеров. Раскрываемость этих преступлений – 25,2%: из 127 хищений, совершенных в этом году, только 32 раскрыты. Наиболее крупные хищения 1995 года – из Коломенского, из музея “Кутузовская изба”, из Дома дружбы. Кражи происходят из-за неисправности или отсутствия сигнализации. Из более 1000 объектов культуры лишь 129 взяты под охрану. Остальные не могут позволить себе этот сервис из-за ограниченности в средствах.

Вторая причина – шедевры искусства не попадают в музеи. Сенсацией стала находка портрета Николая II кисти И.Репина. И потенциальные покупатели уже есть. Аукционный дом “Альфа-Арт” рассматривает предложения: картина может попасть в частное владение, может быть куплена спонсором, банком и даже негражданином России (правда, без разрешения на вывоз из страны). Нет только одной возможности, самой главной для нас с вами – музеи вряд ли располагают нужной суммой для покупки шедевра.

И, наконец, третье: у музеев другие заботы. Тихо, без шума и помпы, во второй раз прошло открытие Третьяковки. Беспокоит вентиляция в Инженерном корпусе, зимой в хранилище может отказать отопление. Существуют прогнозы, что всемирно известная Третьяковка открывалась, чтобы закрыться еще и еще раз. Поколение, выросшее без Третьяковки, продолжает расти без нее, так же как и без Исторического музея.

В связи с этим еще одна цитата из великих: “Гениев и таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении” (Г.Нейгауз).

И в завершение еще об одном мероприятии. Прошедшая Всероссийская конференция “Наука, культура, образование на рубеже ХХI века” решила принять декларацию прав культуры, разработанную Д.Лихачевым, которая предусматривает ответственность государства за сохранение национальной культуры. Конференция распространила обращение к Президенту, Федеральному Собранию и общественности: “Позором нынешней власти стало разрушение материальной базы науки, культуры и образования”.

Лариса КНЫШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИВАН СОКОЛОВ ЗАПИСЫВАЕТ УСТВОЛЬСКУЮ
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН СПЕЛА ДЛЯ ПАПЫ РИМСКОГО
ГРОЗЯЩАЯ КАТАСТРОФА – НУЖНО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ – СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – СВОБОДНЫЙ НАРОД. ЭТО МОЙ ВЫБОР. СДЕЛАЙТЕ СВОЙ
УСПЕХИ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ В АМЕРИКЕ
МУЗЫКА ЛЮТОСЛАВСКОГО ВЕРНУЛАСЬ В РОССИЮ
НОВОСТИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ВИДЕОРЫНКА
ВЕРНУТЬ СОБСТВЕННОСТЬ
ТРАЦИЦИИ “ЗВЕЗДНЫХ НОЧЕЙ” БЫЛИ СОБЛЮДЕНЫ
ИЗ ЮБИЛЕЙНОЙ ХРОНИКИ
МИХАИЛ РОЖКОВ – “ПАГАНИНИ РУССКОЙ БАЛАЛАЙКИ”
СЕРЬЕЗНЫЙ РОМАНТИК ТАТЬЯНА ПОПОВА
Перенос декабрьских выборов в депутаты Государственной Думы
КОНГРЕСС РУССКИХ ОБЩИН В РЕГИОНАХ
ВОЛШЕБНЫЙ ПЕТУХ
С момента распада СССР в российской экономике произошел мощный всплеск
ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ. ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
А ЗАЧЕМ ЗАБИРАЛИ?
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА. ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ?
КОНЦЕРТ ИЗ ЦИКЛА “ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ”
КОРОЛЕВСКИЕ ИГРЫ
ИРИНА БОГАЧЕВА – ОПЕРНАЯ КЛАССИКА
ПАПАША КОБЗОН И ЕГО МАФИЯ…
ТРИО “РЕЛИКТ” – “ЛЮБЛЮ ДО РАДОСТИ И БОЛИ…”
ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ ИЛИ КУЛЬТУРА ДЕФИЦИТА?
“РУССКАЯ ГОЛГОФА” – ТРИПТИХ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
Сольную программу русских и цыганских романсов…
С “КАНТУС-ФИРМУС” ВЫСТУПАЕТ ТОТ, КТО УСПЕЕТ ПЕРВЫМ
ПО ЧЕМ КИЛОГРАММ СТИХОВ


««« »»»