С момента распада СССР в российской экономике произошел мощный всплеск

“Financial Times” пишет: “Одно из самых первых опасений носителей рыночных реформ в России было связано с предположением, что мертвый груз коммунистической идеологии, насаждаемой в течение 74 лет, уничтожил “ген капитализма” в советских людях. Поворот на 180 градусов в некоторых секторах российской экономики, произошедший всего лишь за четыре года, показал, что идеи капитализма остались на уровне животных инстинктов, которые невозможно изжить. Заботы сегодняшнего правительства сводятся к тому, как установить хоть какой-нибудь контроль за этим процессом.

С момента распада СССР в российской экономике произошел мощный всплеск развития частного сектора, с появлением таких новых для страны реалий как брокеры, банкиры, розничные торговцы и рекламные агенты. С разрушением государственных секторов экономики новое поколение предпринимателей было озабочено созданием множества частных компаний, которые, вырастая из ничего, превращались в предприятия с годовым оборотом, насчитывающим миллионы долларов. Почти все они начинали с мелких торговых операций, устремляясь в Китай за дешевыми футболками. Большинству из них не пришлось долго думать, прежде чем отказаться от карьеры в государственных учреждениях, где средняя заработная плата сегодняшних миллионеров составляла 7 долларов в месяц. “Эти ребята очень умны, – говорит один из западных предпринимателей, работающий с российскими партнерами. – Вам достаточно сказать о чем-то один раз, и они схватывают суть проблемы на лету”. По сравнению с ними люди на Западе уже забыли, что значит быть капиталистом.”

Для сравнения приведем высказывания известного всем человека – художественного руководителя Московского театра Ленинского комсомола Марка Захарова. Его волнует проблема (и именно так названа статья): “Могут ли рабы выбирать?”

Но нам кажется, что его слова можно соотнести не только с правами политического выбора, но и с психологией экономических реформ.

Стоит ли нам разделять оптимизм иностранных обозревателей? Стоит ли безоговорочно соглашаться с М.Захаровым? Убит ли тот дракон, о котором написана была сказка Е.Шварца? Вчитаемся в рассуждения, приведенные в газете “Известия” (5 ноября 1995 г.): “Раб в первом поколении, освободившись от рабства, может стать свободным человеком; потомственный раб, с удовольствием впитавший в свою генетику поведенческие нормы раба-отца и раба-деда, освободившись от рабства, может стать только рабом (выделено автором).

Рабское неистовство – величина грозная. Ее побаиваются даже люди, сумевшие сохранить трезвый разум при здоровых мозгах. Вот почему мы три дня гуляем, шумно празднуя насильственный захват власти в октябре 1917 года вооруженными рабами, перебившими окна и зеркала в Зимнем дворце. Самое любопытное в рабском мировоззрении – это, конечно же, новое сегодняшнее влечение к возвращению в коммунистический накопитель и оттуда – в загон с колючей проволокой, талонами, обязательными очередями и партсобраниями.

Вероятно, после реформы 1861 года, упразднившей в России рабство, прошло слишком мало времени, и многие россияне не успели почувствовать себя свободными людьми, поменять стиль мышления, обрести необходимое достоинство. Увы, многие из наших дедов и прадедов восприняли отмену рабства в России как несчастье. Вспомните чеховского Фирса из “Вишневого сада”: “Я не согласился на волю, остался при господах…” Сегодня, когда в нашем нестабильном обществе резко возросли притязания коммунистов на власть, об этом уместно вспомнить.

Сегодня, надо признать, рабское сознание проснулось в немалом количестве россиян, и они в сладком томлении потянулись под начало родной партноменклатуры. Одна часть рабов потянулась, другая, как это часто с ней случается, впала в депрессию. Депрессия у раба – это когда ему все “до лампочки”… Есть ли силы, могущие подтолкнуть раба к мысли, что он может стать свободным цивилизованным человеком с исторической памятью и правом политического выбора? Есть ли возможность очеловечить его и вывести из депрессии?.. Рабы безмолвствуют. Навсегда? Окончательно? Или есть надежда?..”

Газеты читали

Марина МЕДВЕДЕВА и Лариса КНЫШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИВАН СОКОЛОВ ЗАПИСЫВАЕТ УСТВОЛЬСКУЮ
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН СПЕЛА ДЛЯ ПАПЫ РИМСКОГО
ГРОЗЯЩАЯ КАТАСТРОФА – НУЖНО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ – СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – СВОБОДНЫЙ НАРОД. ЭТО МОЙ ВЫБОР. СДЕЛАЙТЕ СВОЙ
УСПЕХИ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ В АМЕРИКЕ
МУЗЫКА ЛЮТОСЛАВСКОГО ВЕРНУЛАСЬ В РОССИЮ
НОВОСТИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ВИДЕОРЫНКА
ВЕРНУТЬ СОБСТВЕННОСТЬ
ТРАЦИЦИИ “ЗВЕЗДНЫХ НОЧЕЙ” БЫЛИ СОБЛЮДЕНЫ
ИЗ ЮБИЛЕЙНОЙ ХРОНИКИ
МИХАИЛ РОЖКОВ – “ПАГАНИНИ РУССКОЙ БАЛАЛАЙКИ”
СЕРЬЕЗНЫЙ РОМАНТИК ТАТЬЯНА ПОПОВА
Перенос декабрьских выборов в депутаты Государственной Думы
КОНГРЕСС РУССКИХ ОБЩИН В РЕГИОНАХ
ВОЛШЕБНЫЙ ПЕТУХ
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ. ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
ГОСУДАРСТВУ НЕ ДО КУЛЬТУРЫ
А ЗАЧЕМ ЗАБИРАЛИ?
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА. ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ?
КОНЦЕРТ ИЗ ЦИКЛА “ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ”
КОРОЛЕВСКИЕ ИГРЫ
ИРИНА БОГАЧЕВА – ОПЕРНАЯ КЛАССИКА
ПАПАША КОБЗОН И ЕГО МАФИЯ…
ТРИО “РЕЛИКТ” – “ЛЮБЛЮ ДО РАДОСТИ И БОЛИ…”
ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ ИЛИ КУЛЬТУРА ДЕФИЦИТА?
“РУССКАЯ ГОЛГОФА” – ТРИПТИХ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
Сольную программу русских и цыганских романсов…
С “КАНТУС-ФИРМУС” ВЫСТУПАЕТ ТОТ, КТО УСПЕЕТ ПЕРВЫМ
ПО ЧЕМ КИЛОГРАММ СТИХОВ


««« »»»