Осыпалась багряная листва с кленов и рябин. Моросят ненастные дожди, в кисель раскисла грязь на дорогах. Вот-вот пойдет мокрый снег. А ночи все длинней и темней. Вода холодная, рыба в ней сонная, вялая… В это время и настает налимий сезон: налим пробуждается от летней спячки, начинает безжалостно истреблять молодь. Вода пальцы ломит, а он бодр и весел, как в летнюю жару. Возьмешь его в руки: будто не рыба, а кусок льда. Извивается так, что завязывается узлом.
Налим ведет разбойный образ жизни: днем прячется в глубине, отсыпается в норах, под корягами. Но едва над рекой сгустятся сумерки, выходит на охоту пятнистый хищник. И беда тогда мелкой рыбешке…
Сплюснутая широкая физиономия с большой пастью, маленькие нахальные глазки и длинный ус на подбородке – вот портрет налима. С такой внешностью, понятно, неудобно показываться в реке днем, тем более в светлой воде. Поэтому налим в основном промышляет ночью и в мутной воде. В это время он тщательно ощупывает дно своим чувствительным усом и, разинув непомерно широкую пасть, заглатывает червей, лягушек, дохлых рыбешек. Налим лишен чешуи, покрыт мыльной слизью, его очень трудно удержать в руках. Он упругий, извивается, изворачивается, вырывается из ладоней. Недаром о некоторых людях говорят: “Скользкий как налим”. Удержать его можно, лишь взяв за жабры.
Выходят на налима в основном на ночь. И чем темнее, ненастнее ночь, тем более успешной будет налимья рыбалка. Но порой бывает все наоборот. Ловят на крутоярах, под обрывистыми и подмытыми берегами. Охотится рыжий обжора и на мелких перекатах, граничащих с большими глубинами. Здесь налим промышляет мелкого пескаря и сам попадается на поставленные донки и подпуска…
Леска – до 0,5 мм, крючок – 6 – 7-го номера, можно ставить двойники. Обязателен эстрактор. Если нет эстрактора, то снасть делается со съемными подводками. Для этой цели используются заводные кольца от спиннинговых блесен. Налим глубоко заглатывает наживку и засекается сам. В целях экономии времени (да ночью и крючок доставать неудобно) налима снимают вместе с подводком. Делать это нужно на берегу, подальше от воды: налим очень скользкий. Чтобы ночью лучше видеть поклевки, кончики удилищ на длину 15 – 20 см окрашивают в белый цвет. Можно пользоваться колокольчиками.
Налим любит выползка, пучок червей, лягушонка, мясо ракушки, пескаву. Если окунь, судак, щука кормятся только живой рыбой, то этот разбойник не брезгует даже дохлой. Живца в это время года добывать тяжело. Для ловли налима можно использовать свежемороженую кильку, салаку. На водохранилище он хорошо берет на кусочки ерша, но может проглотить и целого, не только снулого, но и живого.
Ночной хищник силен. При вываживании не следует тянуть налима в верхний слой воды: он имеет привычку кувыркаться через голову, и зачастую ему удается сойти с крючка или оборвать леску. По отношению к своим же сородичам налим – настоящий каннибал. Оказавшись в садке, даже с поврежденной пастью или глоткой, он жадно набрасывается на мелкую рыбу и начинает ее пожирать. Поэтому его лучше посадить на отдельный (но не длинный!) кукан.
Налим ловится и днем, но весной – сразу после ледохода и небольшого спада воды.
Глубокой осенью жор налима продолжается до закрытия рек, а потом, как только лед окрепнет, его ловят из лунок, в которые ставят поставушки или зимние удочки – донки. Наживка кладется на дно, а лунка на ночь присыпается снегом.
Икру налим мечет зимой подо льдом, когда трещат январские морозы. Пока идет нерест, на удочку он не ловится.
…Листопадный октябрь сменяется хмурым ноябрем. Кончилась летняя спячка: свирепствует ночной бродяга, нагуливая жир.
У нас немало любителей осенней и зимней ловли налимов. У налима белое, нежное мясо, но особенно ценится его огромная печень. Она считается деликатесом. Ведь не случайна поговорка: “Судак-то судак, но налим ни с чем по вкусу не сравним”.
М. КАЛУГИН