СТАБИЛИЗАЦИЯ РУБЛЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ
Главной причиной разразившегося в России финансово-экономического кризиса стало несоответствие между проводимой финансовой политикой и продолжающимся спадом отечественного производства. Для сравнения можно указать, что девальвация японской иены почти в два раза по отношению к доллару США привела к росту цен в Японии всего на несколько процентов – настолько велик производственный потенциал промышленности Японии и высоко качество ее продукции. У нас же все происходит совсем по другому сценарию.
ВСЕ ПОДЕЛИЛИ. НАЧНЕМ ЛИ УМНОЖАТЬ?
Современный кризис в России – кризис спекулятивного капитализма, связанного с переделом и перераспределением собственности, доставшейся нам от предыдущих исторических периодов.
Это признается сейчас как левыми, так и правыми, как адептами свободной рыночной экономики, так и сторонниками усиления централизации. Однако рецепты экономического возрождения даются самые противоположные. Мы остановимся только на проблеме стабильности национальной денежной единицы – рубля и ее значении для возрождения отечественного производства. Возможно, рубль – это та самая точка опоры, с помощью которой можно поставить экономику на ноги.
Последние события: коллапс финансовой системы России, резкое и непредсказуемое падение курса рубля, развал банковской системы, задолженность по пенсиям и заработной плате – серьезно подорвали позиции сторонников твердого курса рубля. Все чаще и чаще раздаются призывы включить печатный станок для получения недостающих денег. Политика твердого курса объявляется чуть ли не иностранным изобретением, специально внедренным в России в целях подрыва ее экономики.
Не следует, конечно, оправдывать проводившуюся до начала кризиса финансовую и экономическую политику, но причина ее краха заключалась вовсе не в приверженности твердому курсу рубля, а в отрыве финансовой политики от общих задач сохранения и развития национальной экономики России.
На пути управляемой инфляции Россию ожидают немалые опасности. Сильнее всего инфляция бьет по трудящимся и малообеспеченным слоям населения, обесценивает их сбережения и заработную плату.
Страдает от инфляции и малый бизнес. Количество малых предприятий уменьшается, уже существующие разоряются, инфляция лишает возможности тех, кто зарабатывает своим трудом, начать свое дело.
Тяжелым бременем ложится инфляция и на производственные предприятия, так как лишает их возможности оценивать перспективы своей работы, правильно определить рентабельность производства. Из «дешевых денег», возникающих во время инфляции, производителям достается только малая доля, никак не сравнимая с обесценением результатов их работы.
Обесцениваются средства, выделяемые на поддержание образования, науки, культуры и вообще социальной сферы.
Единственный, кто чувствует себя хорошо во время инфляционного всплеска, – спекулянт, получающий благодаря связям и взяткам большую часть «дешевых денег» и создающий для их «отмывки» фиктивные предприятия, заведомо обреченные на банкротство (вспомним о печально знаменитом АО МММ).
Таким образом, инфляция дает спекулятивному капитализму возможность продлить свое существование.
КУРС ТВЕРЖЕ ЗОЛОТА
Если обратиться к истории России, то можно обнаружить, что споры о стабильном рубле и управляемой инфляции не новы. В конце прошлого века в русской печати развернулась серьезная дискуссия о том, надо ли добиваться стабильности рубля или в интересах развития промышленности стоит допустить падение его курса. Жизнь показала, что нестабильность русской денежной единицы только усилила спекулятивные тенденции, привела к организации множества непродуманных проектов, закончившихся полным банкротством.
Не случайно министры финансов России конца прошлого века Н.Х. Бунге, А.И. Вышнеградский, С.Ю. Витте, чьи имена мы с гордостью сегодня вспоминаем, стали инициаторами восстановления твердого курса рубля, обеспеченного золотом. При С.Ю. Витте эту программу удалось реализовать, и до начала Первой мировой войны русский рубль оставался стабильным денежным средством, свободно обмениваемым на золото.
В основе плана стабилизации рубля лежали не только экономические предпосылки. Руководители отечественного Министерства финансов понимали, что слабость национальной валюты унизительна для национального достоинства граждан страны, подрывает их доверие к своему государству, а значит, и к себе самим.
КАК СТАБИЛИЗИРОВАТЬ РУБЛЬ?
Среди ряда экономистов популярен так называемый аргентинский вариант, или план полного валютного покрытия. В этом случае рубль привязывается к одной из стабильных мировых валют, а общее количество выпускаемых в стране денег определяется объемом золотовалютного резерва. Условно говоря, если валютные резервы государства составляют 10 млрд долл., то при курсе 15 руб. за доллар в стране должно обращаться не более 150 млрд руб. Увеличить количество рублей, находящихся в обращении, можно только увеличив объем государственных валютных резервов.
Внешне все ясно и просто. Но в действительности здесь много подводных камней. Обесценивание рубля связано с тем, что государство имеет возможность практически неограниченно увеличивать число денег, находящихся в обращении, то есть выпускать необеспеченные деньги. Однако в этом нет российской специфики. Денежные системы других стран страдают той же болезнью, пусть и в иной степени. После отказа США от золотого обеспечения своей валюты количество долларов, выпускаемых в обращение, ограничивается только решениями, принимаемыми соответствующими органами страны. А искушение печатать деньги, имеющие хождение по всему миру, и тем самым переложить значительную часть своих расходов на другие страны слишком велико.
Конечно обеспеченность доллара в настоящее время значительно выше, чем у рубля, но и доллар не гарантирован от кризиса.
Существует и моральный фактор: Россия, несмотря на переживаемые ею трудности, остается великой державой и фактическая зависимость рубля от иностранной валюты не может не оцениваться как признак слабости и унижения.
Экономическим сообществом обсуждаются и другие возможные пути стабилизации рубля. Дело в том, что идея, положенная в основу аргентинского плана, ненова: ограничить возможности государства печатать необеспеченные деньги. Этим аргентинский план напоминает золотой стандарт, при котором национальная валюта обеспечивается золотом. В последние десятилетия, когда практически все страны мира отказались от золотого стандарта и перешли к выпуску денег, исходя из соображений целесообразности, только ленивый не критиковал золотой стандарт.
Однако последние потрясения на мировых финансовых рынках заставили взглянуть на золотой стандарт иными глазами. Неслучайно в последнее время появляются проекты, предлагающие обращение в России золотой монеты и даже восстановление золотого обеспечения рубля, что позволило бы избежать слишком тесной и опасной для финансовой системы страны привязки к иностранной валюте – доллару.
Существуют и другие способы обеспечения стабильности национальной валюты, сохраняющие достоинства золотого стандарта, но пытающиеся преодолеть его недостатки. Одним из таких способов является план “товар – резервы – валюта”, или план Грехема. Система “товар – резервы – валюта” напоминает систему золотого стандарта, при котором денежная единица приравнивается к определенному количеству золота, например 100 долл. приравниваются к 10 г золота. Грехем же предложил приравнять к 100 долл. стоимость не одного товара (золота), а целого набора товаров. Стоимость денежной единицы зависит не от случайностей производства золота, а от средней ограниченности товаров данного набора.
В своей книге, опубликованной в 1937 г., Бенждамен Грехем предлагает такой набор товаров: 12 бушелей пшеницы, 12,5 бушеля кукурузы, 87 фунтов хлопка, 25 фунтов шерсти, 24 фунта каучука, 34 фунта кофе, 9,25 фунта чая, 30 фунтов сахара, 16,3 фунта табака, 6,3 барреля керосина, 7480 фунтов угля, 204 фунта целлюлозы, 506 фунтов чугуна, 35 фунтов меди, 4 фунта олова (1 американский бушель – 35,238 л, 1 фунт торговый – 453,59 г, 1 американский баррель нефтяной – 158,76 л). Как видно, в состав набора включены так называемые биржевые товары, то есть товары, достаточно простые, обладающие предсказуемой стоимостью и легко продаваемые и покупаемые. Эти товары являются сырьем для промышленности и в значительной мере влияют на стоимость любой производимой продукции.
Итак, существует много способов стабилизации национальной валюты, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Однако сами по себе валютно-финансовые стабилизаторы не в состоянии обеспечить стабильность экономической ситуации в стране. Если при стабильном рубле будут постоянно меняться правила экономического поведения – налоги, законы, сохранится политическая нестабильность, то пользы от стабилизации курса рубля будет немного. Долговременная стабилизации рубля возможна только при возрождении национальной экономики России.
Дмитрий САВИН,
Антоний ЗАСУХИН,
Николай ЛЬВОВ