Беспорядок выдает самовластие,
порядок знаменует власть.
Мерило Праведное, XIII век
Как и прежде, на минувшей неделе течение российского политического процесса определялось влиянием кризисной ситуации в экономической сфере.
Дальнейшее падение цен на сырье и энергоносители на мировых рынках вынуждает российский ТЭК и сырьевиков увеличивать экспорт, ограничивая при этом внутреннее потребление сырья и продукции ТЭКа. Экспортная ориентация ТЭКа усугубляет и социально-экономические трудности в стране, ситуацию в ЖКХ и т.д.
Риск дальнейшего ухудшения социальной напряженности, связанный с усугублением структурного кризиса в России, столь велик, что, несмотря на рост нормы прибыли в российской добывающей промышленности, оттуда продолжается отток западных капиталов. Возможно, что на позиции инвесторов-нерезидентов оказал влияние и отказ МВФ от дальнейшего кредитования российских реформ.
Характерным показателем глубины кризиса стали негативные изменения в сфере общественного сознания. Социологи отмечают резкое ухудшение индекса потребительских настроений, свидетельствующее об изменении “экономического поведения” россиян в худшую сторону. Этот индекс, считающийся одним из основных показателей состояния общественных настроений, упал намного ниже, чем весной 1993 г.
Углубление экономических трудностей в значительной степени ослабляет эффект политической стабилизации, возникшей в связи с сентябрьскими перестановками в правительстве и назначением нового премьера, начинают ослабевать ожидания позитивных результатов от деятельности нового Кабинета. В ряде регионов отмечено возобновление “стихийных” протестных акций. Отмечается увеличение числа различных экстремистских форм протеста (индивидуальный террор в отношении руководителей предприятий, покушения на погромы в элитных поселках, проявления ксенофобии и т.д.).
На минувшей неделе обострилась ситуация и во взрывоопасных регионах Северного Кавказа, особенно в Дагестане, а также в Чечне, где противостояние радикально настроенных полевых командиров и обвиняющего их в бандитизме и похищении людей президента А. Масхадова привело эту республику на грань гражданской войны. Ее жертвами могут стать близлежащие области и края Российской Федерации, поскольку противники Масхадова выказывают намерение сформировать летучие отряды для нанесения ударов по регионам России с целью вынудить Кремль согласиться с денонсацией Хасавюртовских соглашений и немедленно признать независимость Чечни.
РАЗНОГЛАСИЯ В ОКРУЖЕНИИ
После крайне неудачного для президента Б. Ельцина среднеазиатского визита, обнаружившего прогрессирующую неадекватность главы государства, в рядах российской политической элиты начались серьезные перемены, вызванные необратимым ослаблением политических позиций президента и его окружения. Осознание этого факта существенно модифицирует стратегию и тактику основных политических субъектов.
Президент и его Администрация, по-видимому, понимают, что максимум, на что можно рассчитывать ныне, – это сохранение Б. Ельцина на посту до выборов 2000 г. Ни о каком участии Ельцина в борьбе за очередной президентский срок уже не может быть и речи. На минувшей неделе свою готовность отказаться от участия в следующих президентских выборах подтвердил со всей возможной решительностью и сам Б. Ельцин, признав, фактически, что видит в качестве единственной задачи дотягивание конституционного срока.
Судя по всему, Б. Ельцин считает, что для того, чтобы ее решить, он должен резко активизировать свое участие в политической жизни страны. На минувшей неделе президент неоднократно демонстрировал свое присутствие на российской политической сцене, регулярно встречаясь с различными политиками.
Одновременно имеются определенные признаки того, что президентское окружение испытывает сомнения в том, что этот путь перспективен.
В российской прессе на минувшей неделе было обнародовано немало подробностей о встрече главы Администрации президента В. Юмашева с журналистами, состоявшейся в конце предшествующей недели в ТАСС. В ходе этой встречи В. Юмашев дал, судя по всему, ясно понять, что окружение Б. Ельцина пытается окончательно отказаться от использования пропагандистских стереотипов, предполагающих поддержание мифа о несокрушимом здоровье и полной вменяемости президента. Для сохранения Б. Ельцина на своем посту часть его Администрации считает необходимым заключение компромисса с основными элитными группировками, главным условием которого может стать перераспределение власти между президентом, правительством и парламентом. Стремление играть активную роль в процессе изменения Конституции, а не следовать за событиями в арьергарде парламента и оппозиции неоднократно оговаривал представитель президента в Думе А. Котенков во время недавней попытки оппозиции инициировать процесс внесения поправок в действующую Конституцию.
Выбор наиболее адекватной линии поведения для обеспечения политического выживания Б. Ельцина в условиях резкого ослабления его позиций станет тем вопросом, вокруг которого может развернуться новый раунд политической борьбы в президентской Администрации.
ВОКРУГ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Ослабление политических позиций президента и его Администрации сопровождалось на минувшей неделе ростом внимания со стороны экспертных и политических кругов к фигуре премьер-министра и к деятельности правительства.
Анализируя текущее поведение главы Кабинета, нельзя не отметить, что он все больше адаптируется к новой ситуации, складывающейся в российской политической жизни в связи с начавшимся поиском элитой нового лидера, способного заменить Б. Ельцина. Многими политиками Е. Примаков уже воспринимается как “дублер президента”, что также заставляет оценивать эту фигуру с точки зрения возможных президентских перспектив.
Весьма удачно дебютировал Е. Примаков на состоявшемся в начале прошедшей недели девятом съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, где он получил явную поддержку со стороны хозяйственников.
Показательной была и субботняя встреча премьера с журналистами, в ходе которой он в довольно жестком тоне отверг попытки Запада связывать предоставление кредитов России с ее позицией по отношению к косовской проблеме, как оскорбительные для нашей страны.
Еще одним удачным ходом премьера стала отмена им постановления № 1001, принятого в августе правительством С. Кириенко, о переводе внебюджетных средств из коммерческих банков в Федеральное казначейство.
Эти шаги Е. Примакова оказались в фарватере ожиданий российской политической элиты, решающей проблему поиска нового лидера.
Вместе с тем правительство Е. Примакова уже столкнулось с серьезным сопротивлением со стороны влиятельных кругов российской сырьевой элиты, которая доминировала под покровительством прежних правительств В. Черномырдина и С. Кириенко.
Углубляющийся мировой хозяйственный кризис перепроизводства сырьевых и топливных ресурсов вынуждает новое российское правительство ставить во главу угла интересы так называемого обрабатывающего сектора российской экономики, реанимировать индустриальный тип развития, ориентированный на выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Контуры этого конфликта четко вырисовались на минувшей неделе в ходе триумфального для Е. Примакова съезда РСПП, делегаты которого устроили обструкцию экс-премьеру В. Черномырдину, бывшему главному проводнику топливно-сырьевой ориентации развития российской экономики.
Еще более обещает обострить борьбу элит “сырьевиков” и “промышленников” подготовленный правительством проект антикризисной программы, которая во многом отразила новые, индустриальные симпатии Кабинета Е. Примакова (этот проект предусматривает активную экономическую функцию государства, жесткое регулирование цен естественных монополий, инвентаризацию внутренней задолженности, а также внешних и внутренних заимствований, создание Госинвестбанка реконструкции и развития, принятие особого бюджета развития). Группа “Газпрома” и концентрирующиеся вокруг нее нефтяные группировки российского ТЭКа особенно негативно отнеслись к выраженным в программе намерениям российского правительства ужесточить условия налогообложения нефтегазовиков.
Заметную антиправительственную активность продолжили и СМИ, контролируемые тесно связанной с ТЭКом группировкой Б. Березовского. Последний отчаянно ищет выход из политической изоляции, в которой он оказался после неудачной попытки “продавливания” В. Черномырдина на пост премьера.
Обращает на себя внимание и деятельность экс-премьера В. Черномырдина, пытающегося вдохнуть новую жизнь в правоцентристское движение НДР. Инициативы самого В. Черномырдина (заявление о готовности поддержать идею введения поста вице-президента, попытки реанимировать работу движения с региональными отделениями НДР, консолидировать думскую фракцию НДР и т.д.) и его окружения также во многом имеют антиправительственную направленность.
Жестко критическую позицию по отношению к правительству занял и бывший вице-премьер Б. Немцов. В ходе своего визита в Нижний Новгород он объявил о намерении создать в этом городе собственное “правительство РФ в изгнании”.
В свою очередь правительство начало контрнаступление на позиции нефтегазовиков в СМИ (например, был снят с должности первого заместителя гендиректора ИТАР-ТАСС ставленник ТЭКа Л. Невзлин).
Дифференцированную политику осуществляет правительство в отношении группировки В. Потанина, о чем можно судить по визиту на АО “Норильский комбинат” первого вице-премьера Ю. Маслюкова в сопровождении министра экономики и ряда других правительственных чиновников. Этот визит эксперты склонны рассматривать как ход, нацеленный на расщепление единого антиправительственного фронта олигархов. Нельзя исключать и то, что причиной подчеркнутого внимания со стороны правительства к влиятельной в информационном отношении группе В. Потанина (журнал “Эксперт”, газеты “Комсомольская правда”, “Известия”) является стремление использовать СМИ для нейтрализации кампании Березовского против нового Кабинета.
Важную роль в борьбе между олигархами и правительством начал играть Центробанк, наращивающий свое монопольное положение на валютном рынке и в банковской системе. Эта линия нашла выражение и в предложенном ЦБ плане по реструктуризации банковской системы. В рамках этого плана предполагается проведение фактической национализации банков, в первую очередь тесно связанных с ТЭКом. ЦБР продолжит также и линию на усиление роли в банковской системе государственных банков, напрямую зависящих от Банка России. На минувшей неделе начался перевод счетов Федерального казначейства в Сбербанк. ЦБ настаивает на переводе в контролируемые им госбанки российских счетов Всемирного банка (МБРР). Центробанк явно стремится к усилению регулирующей функции государства в сфере денежно-финансовой политики, что явно совпадает с намерениями и планами правительства. В прессе все более усиливаются слухи о том, что рано или поздно Центробанк будет вынужден перейти к ограничениям практики хождения валюты внутри страны.
ЛЕВЫЙ ЦЕНТР
Отношения между премьером Е. Примаковым и одним из основных претендентов на президентский пост Ю. Лужковым сохранили на минувшей неделе вполне лояльный характер. В своих публичных высказываниях столичный мэр четко придерживался линии на поддержку премьера.
Правительство явно пыталось помочь Ю. Лужкову в смягчении ухудшившейся в результате кризиса социально-экономической ситуации в Москве. Было принято специальное постановление правительства РФ “О мерах по стабилизации продовольственного рынка и устойчивому обеспечению населения Москвы сельхозпродукцией и продтоварами в 1999 г.”.
На минувшей неделе Ю. Лужков участвовал в ряде весьма важных мероприятий, среди которых особенно значимым для него был успех у лидеров российской промышленности на съезде РСПП, где столичный мэр сделал акцент на поддержке правительственного курса и на предельно жесткой критике предшествующего правительства В. Черномырдина.
Мэр столицы продолжает осуществлять сформулированную им стратегию и тактику собирания Москвой российского ВПК, что находит поддержку в российских регионах. Ю. Лужков выдвинул идею решения проблем закрытых городов атомщиков и оборонщиков путем налаживания сотрудничества столичных предприятий и институтов с закрытыми административно-территориальными образованиями в системах Минатома и Минобороны. Этой же линии подчинены и отношения ряда столичных предприятий, восстанавливаемых под присмотром мэрии, с региональными партнерами.
Среди региональных союзников столичного мэра значительную роль продолжал играть самарский губернатор К. Титов, который вместе с рядом других губернаторов (Новосибирской, Тюменской, Омской, Томской и некоторых других областей) предпринял попытку начать формирование “партии регионов”, получившей название “Союз ради будущего”. По некоторым предположениям, К. Титов рассчитывает и на самостоятельное участие в президентской гонке, однако, не ради того чтобы выйти в ее финал, а для того, чтобы заявить о себе в области как о политике общенационального масштаба, а также для того, чтобы, выйдя из игры, помочь Ю. Лужкову дополнительно укрепить свои позиции в регионах.
Важным событием минувшей недели для Ю. Лужкова стал его визит на лондонскую конференцию “Москва-Инвест-98″, куда он прибыл в сопровождении главы ЦБ В. Геращенко, что подчеркнуло важное государственное значение визита мэра и позволило ему добиться для Москвы очередной порции западных кредитов.
В течение минувшей недели политический вес столичной финансово-промышленной группы значительно вырос за счет наращивания ее представителями своего кадрового и институционального потенциала в российском правительстве. Московский “Гута-банк”, являющийся одним из важнейших банков столичной группы, получил статус уполномоченного банка Мингосимущества. Повысился статус начальника ГУВД Москвы Н. Куликова, который по указу Б. Ельцина получил должность заместителя министра внутренних дел.
Продолжалось и участие Ю. Лужкова в партстроительстве. 26 октября состоялось намечено окончательное оформление вокруг столичного мэра левоцентристского блока под руководством генерала А. Николаева. Знаковым событием для Ю. Лужкова стало его участие в конференции “Союза труда”, на которой профсоюзы окончательно приняли решение стать избирательной базой для Ю. Лужкова как кандидата в президенты и для столичной политической группы на парламентских выборах.
У Лужкова складываются достаточно устойчивые отношения с лидером КПРФ Г. Зюгановым. В частности, скорее всего, лишена каких-либо оснований версия ряда аналитиков о том, что недавние выпады Г. Селезнева против попыток Ю. Лужкова занять нишу на левом фланге объясняются тем, что Г. Зюганов и Г. Селезнев предприняли против Лужкова сложную комбинацию, нацеленную на дискредитацию последнего.
По слухам, выступление Г. Селезнева против Ю. Лужкова было скоординировано не с Г. Зюгановым, а с Б. Березовским, крайне отрицательно относящимся к президентским перспективам Ю. Лужкова.
Департамент политического мониторинга
Фонда “Реформа”