Село Капотня, давшее имя одному из районов Юго-Восточного округа, существовало как поселение с древнейших времен. Еще в первом тысячелетии до нашей эры здесь проживали дославянские финно-угорские племена. Следы этого поселения сохранились и доныне.
Сегодня Капотня входит в число 12 районов Юго-Восточного административного округа Москвы. Несмотря на некоторую отдаленность от Москвы, по развитию инфраструктуры Капотня отвечает всем требованиям района столичного.
Визитная карточка Капотни – день и ночь горящий факел нефтеперерабатывающего завода, видимый далеко окрест. Из 25 тыс. жителей около 5 тыс. работают на нем. Причем много потомственных династий. Завод построен в 30-х годах с учетом того, чтобы все жители поселка были обеспечены работой. Сейчас он дает уже около 80% всего необходимого для москвичей бензина высокого качества. Для меня, супрефекта, это отрадный факт и предмет особой гордости.
Конечно, можно сказать, что завод отравляет все вокруг себя. Да еще если прибавить сюда заводы асфальтобетонный, строительно-монтажный, а также окружную дорогу и ТЭЦ, можно предположить, что это зона экологического бедствия. Но это далеко не так. Хорошо ли, плохо ли, но действительность такова, что ветры с заводскими выбросами 300 дней в году дуют не к нам, а от нас, в сторону Братеева, Люблина, чуть захватывают Текстильщики. Большая часть приходится на Марьино. Завод тратит большие деньги на очистку. Не приходится отрицать, что определенные экологические трудности есть, но еще можно поспорить, где лучше жить: в загазованном центре или зеленой Капотне.
Сложилась очень оригинальная ситуация: из центра в Капотню никто не едет, но и из нее в центр никто не выезжает. Здешние жители-патриоты родных мест.
Сам я уже давно здесь работаю. Мне интересно наблюдать за динамикой развития района, зная при этом, что и я к этому руку приложил. Как Москва удивляет немосквичей размахом городского строительства, так и Капотня удивляет тем, что здесь жизнь не стоит на месте: развивается инфраструктура, культура, ведется жилищное строительство. В районе есть практически все, кроме высших учебных заведений. Абсолютно решена продовольственная проблема. Вместо старых, убогих палаток построены современные торговые комплексы. Есть в Капотне свой храм Рождества Пресвятой Богородицы и даже свое кладбище. Так что маленькая Капотня вполне может сама себя обслуживать.
Жилой фонд района ведет свое начало тоже с 30-х годов, основу его составляют трех-четырехэтажные дома, теплые и благоустроенные, с толстыми капитальными стенами и чугунными батареями – проблем с теплом не бывает. Но строительная столичная цивилизация шагнула и сюда: вдоль Москвы-реки расположен современный многоэтажный жилой квартал. Вид из окна – сказка! Дома улучшенной планировки, а живут там люди, переехавшие из центра в 70-х годах. Теперь они считают себя здесь коренными жителями.
До последнего времени большой проблемой для нас был транспорт. Так сложилось, что в Капотню из Москвы ведет всего одна автомобильная дорога – из Марьина и Люблина. Есть еще, правда, МКАД, но маршрутки не всем по карману. С открытием люблинской ветки метро путь до нас сократился. К тому же решается вопрос о дополнительных автобусных маршрутах, которые соединят Капотню с центральными районами Юго-Востока Москвы. А по самой Капотне жители любят ходить пешком; выгода двойная: для здоровья полезно и виды у нас сказочные, могут дать фору любому разрекламированному парку.
Еще один предмет моей гордости – организация среднего образования, которое ребята получают в четырех общеобразовательных школах, единственном в Москве экологическом колледже, техникуме при нефтезаводе. Почти все выпускники поступают в вузы.
Признаюсь, что благодаря заводу живем мы небедно. Кстати, средняя зарплата рядового рабочего составляет 4 тыс. руб. и выплачивается регулярно. Неудивительно, что возникла даже некоторая очередь на рабочие места. Большая заслуга в успехах завода принадлежит его директору. В то время, когда многие московские производства находятся на грани банкротства, нефтезавод при помощи иностранных специалистов нашел возможность построить современный полипропиленовый цех, котрый дал дополнительные рабочие места.
Не могу обойти молчанием еще одну сторону моей деятельности – взаимоотношения местной власти и заводской администрации. Когда я только приступил к работе, они были довольно натянутыми, что, впрочем, можно было понять: на протяжении многих десятков лет завод был единственным хозяином района. Я считал, что в районе должен быть один хозяин – исполнительная власть. Сначала было трудновато втолковывать эту истину руководству нефтезавода, но постепенно, устанавливая личный контакт, наладили и производственный. Сейчас между нами существенных разногласий нет, создались дружеские отношения и с директором, и с его замами. Мы поняли, что все проблемы населения – это заводские проблемы, а проблемы завода – напрямую наши.
Должен особо отметить, что люди в районе живут замечательные, добрые, отзывчивые, душевно щедрые. Поэтому приоритетной в своей работе мы считаем их социальную защиту. К чести завода, он вникает в нужды не только теперешних своих рабочих, но и тех, кто давно уже на пенсии, не забывает ни о ком. Для них построен великолепный пансионат выходного дня, где пенсионеры-заводчане бесплатно могут отдохнуть и пообщаться.
Всем известно, что государство тогда может называть себя цивилизованным, если в нем сыты и счастливы старики и дети. За все государство расписываться не берусь, но в Капотне мы понимаем это четко. Многие одинокие пожилые люди мечтают об элементарном человеческом общении, которого, к сожалению, бывают лишены. Для 5,5 тыс. пенсионеров работает муниципальное управление соцзащиты, ЦСО, открыто отделение дневного пребывания на 30 человек. Так что капотненские старики имеют как соседский, так и государственный пригляд,
Мы отлично понимаем, что то, что заложим сейчас в детях, получим в будущем. Поэтому для ребят также разработана большая програма: открыты два стадиона, где с утра до вечера действуют спортивные секции. Стадионы для тех, кто хочет быть сильным и смелым. А для тех, кто хочет быть начитанным и умным, – Дворец культуры завода, где работают более 10 кружков и секций; есть библиотека с большим книжным фондом, включающим все разделы науки и искусства. Есть отличная музыкальная школа, уже отметившая свое двадцатилетие. Так что с духовностью в Капотне все в порядке, потому что нам хочется получить завтра поколение, нравственно здоровое, открытое лучшим человеческим чувствам, красивое и сильное. Желая счастливого будущего своим родным детям, я желаю его всем маленьким россиянам. Уверен, что оно обязательно настанет. Ну а я, супрефект Капотни, как смогу, буду приближать эти времена.
Алан КАЛАБЕКОВ, супрефект МР “Капотня”, г. Москва
Печатается в сокращении.
Полностью статья опубликована
в газете “Юго-Восточный округ”.
Совместное издание правительства Москвы и газеты “Московская правда”, № 8 (79).