Синдром рецидивиста. “А НЕ ТО КАК НАЛЕЧУ, – ГОВОРИТ…”

Выход президента на политическую сцену с целью взять на себя реализацию программных установок “младореформаторов” как нельзя лучше характеризует кризис “младореформаторского” курса, а поэтому переживаемый ныне исторический момент в развитии России без сомнения является так называемой точкой бифуркации, развилкой.

Не исключено что, объявив о возможности роспуска Думы, президент лишь начал торг с правительством, Советом Федерации, региональными элитами в целом, в том числе влиятельной “московской” группировкой, нижней палатой парламента, партийными объединениями, общественными движениями и т.д., а также – и это, может быть, самое главное – с основными финансово-промышленными группировками.

Состояние взаимоотношений внутри российской бизнес-элиты, охваченной в последнее время распрями, думается, относится к числу наиболее острых политических проблем, стоящих перед президентом и радикальной частью его окружения. Отсутствие единства в российских деловых кругах существенно ослабило позиции “младореформаторов”. Конфликт в российской элите препятствует получению кредитов, займов и инвестиций на западном рынке капиталов. “Молодые реформаторы”, находясь под огнем критики банковских кругов, недовольных последними итогами приватизации, не могут рассчитывать на использование российским президентом механизмов “указного” права. Для жестких авторитарных реформ требуется тесное единство элиты.

После неудачной попытки примирить враждущие финансово-промышленные группировки Ельцин не случайно обратился к поиску более эффективных способов преодоления конфликтов внутри российской элиты.

В поисках такого единства Ельцин фактически сконцентрировал свои усилия на поиске консенсуса между враждующими финансово-промышленными группировками (с одной стороны. ОНЭКСИМовской В.Потанина, на которую попытались сделать ставку “младореформаторы”, и большинством других финансовых магнатов России, крайне обеспокоенных резким усилением указанной группировки, с другой стороны). После неудачи, постигшей попытку президента лично убедить крупнейших банкиров России отложить свои споры и объединиться вокруг президента на почве элементарного здравого смысла и доброй воли, Ельцин не случайно обратился к поиску иных, более эффективных и технологичных способов преодоления конфликтов внутри российской элиты.

Резкая активизация полемики президента с нижней палатой парламента была нацелена на попытку перенести фокус политической жизни страны в сферу конфликта между властью и оппозицией. Такой ход как бы предполагал, что российская элита, будучи втянутой в воронку противостояния между ветвями власти, окажется вынуждена сплотиться вокруг президента, отодвинув спорные вопросы на второй план.

При этом Ельцин одновременно пытается определить свой собственный реальный политический вес, возможности и ограничители самореализации на политической сцене после возвращения на нее.

Неудивительно, что на минувшей неделе Ельцин продемонстрировал серьезную подготовку к такому варианту развития событий, как роспуск Думы. В российских СМИ начала развертываться кампания по дискредитации Думы как дорогостоящего, но малоэффективного политического института. Президент выступил с выдержанным в крайне жестких тонах радиообращением, смысл которого заключался в том, что Дума-де не работает, а это вызывает нарастающее недовольство россиян; аналогичные темы были им педалированы во время посещения Нижнего Новгорода; начались встречи российских лидеров с творческой интеллигенцией. Очередное совещание по проблемам местного самоуправления замышлялось для расшатывания ситуации на местах в случае форс-мажорных обстоятельств в центре.

Внимание наблюдателей привлекла также встреча Ельцина с Генеральным прокурором Ю.Скуратовым, продолжившая линию президента на установление более тесных контактов с руководителями силовых и правоохранительных органов.

Определенный настрой на форс-мажорное развитие политической ситуации в стране был задан и активными международными контактами российской исполнительной власти: поездка министра обороны И.Сергеева в Брюссель; подготовка к встрече Ельцина с премьер-министром Японии Р.Хасимото.

Однако замах президента на роспуск нижней палаты парламента РФ показал, что далеко не все политические силы однозначно поддерживают Ельцина в его угрозах. В этом смысле весьма симптоматична реакция ряда видных представителей проправительственной фракции НДР в Думе: А.Шохин, Г.Боос, новый первый вице-спикер Думы В.Рыжков уже выступили с заявлениями, в которых предлагается обеим сторонам – президенту и Думе – не “самовозбуждаться”, а искать линии компромисса.

Наконец, последняя неделя продемонстрировала возможность эволюции “миротворческой” стратегии российского президента в отношении элитных кругов в более продуктивном направлении.

Опираясь на консолидированную позицию элиты президент получит хороший шанс навязать Думе более умеренную, компромиссную линию, которая в последнее время стала все чаще озвучиваться лидерами проправительственного движения НДР. Подобный поворот политического процесса создает приемлемые условия как для оппозиции, так и для президента выйти из фазы эскалации конфликта в фазу политического торга, в ходе которого у президента возникает широкий круг возможностей.

СКОЛЬКО СТОИТ ЧЕСТНОСТЬ КОХА?

“Младореформаторское” окружение президента оказалось на минувшей неделе в достаточно сложном положении, прежде всего в связи с тем, что утряска противоречий внутри российской бизнес-элиты привела к возбуждению уголовного дела против близкого к Чубайсу Коха.

Прессе стали известны и трения, возникшие между А.Чубайсом и руководителем Госналогслужбы А.Починком, креатурой Чубайса, по поводу слабой собираемости налогов (20% т.н. секвестрированного бюджета не обеспечены реальными налоговыми поступлениями).

Политические позиции Немцова на минувшей неделе также ослабевали. Заметная в ходе нижегородской поездки Ельцина подчеркнутая сервильность Немцова достаточно сдержанно воспринималась президентом.

Особенно заметно снизилась роль Немцова в определении кавказской политики. После подключения к кавказской политике с подачи В.Черномырдина вице-премьера Р.Абдулатипова стала ясной ущербность и неадекватность курса Немцова на Северном Кавказе. Предложенная дагестанской стороной схема прокладки резервного нефтепровода, минуя Чечню и Хасавюртовский район, выгодно отличается от решений, которые Немцов пытался навязать российскому правительству, в результате чего заметно обострилась ситуация в Чечне и вокруг нее, в частности, в Хасавюртовском районе, где напряженность приблизилась к критической точке.

Позитивные, с точки зрения российского банковского сообщества, результаты деятельности “младореформаторской” группировки на минувшей неделе, а именно: подготовка Чубайсом процесса вступления России в Лондонский клуб и подготовка под эгидой Немцова выпуска конвертируемых облигаций РАО “ЕЭС России”, были отмечены в экспертных кругах, но в СМИ не получили сколь-либо широкого отражения.

ОРЕЛ ГНЕЗДА ПЕТРОВА

Группировка российского премьер-министра на минувшей неделе начала заметно дистанцироваться от “младореформаторского” крыла правительства. Изменения в составе руководства Центробанка России и в Сбербанке РФ, откуда ушел его бывший глава О.Яшин, расцениваются многими наблюдателями как тенденция к консолидации финансовых структур, контролируемых российским премьером.

Активизировал свою деятельность новый руководитель Минюста, близкий к премьеру С.Степашин. Он пытается создать при своем Министерстве механизм экспертизы законопроектов, вносимых в Думу, как бы уравновешивающий функции Главного правового управления администрации президента. Степашин предложил также создать при Думе депутатскую школу права для обеспечения законопроектной деятельности депутатского корпуса. Эти шаги, по мнению экспертов, рассчитаны на укрепление союза между премьером и Думой.

Серьезным успехом группировки Черномырдина считают его содействие преобразованию Госкомимущества в Министерство госимущества, что, по общему мнению, будет способствовать повышению независимости нынешнего главы ГКИ М.Бойко от “взрастившей” его команды Чубайса и подчинению аппарата ГКИ аппарату правительства.

Достаточно активно укреплял свои позиции Черномырдин на международной сцене. В ходе своего визита в Нидерланды российский премьер вновь обратился к державно-патриотической теме. По мнению наблюдателей, не первый раз обращаясь к образу Петра I, Черномырдин добивается нескольких целей: во-первых, он подчеркивает свою приверженность делам российского президента, который считает себя прямым преемником первого российского императора; во-вторых, Черномырдин стремится отождествить себя с начинающей становиться все более популярной государственно-патриотической идеологией.

Стоит отметить и то, что российский премьер дистанцировался от кампании, ведущейся рядом российских СМИ против белорусского президента Лукашенко и в отличие от президента, который не скрывал своей поддержки нападкам российских либералов на лидера союзного государства, Черномырдин без особой помпы способствовал укреплению союза России и Белоруссии, встретившись с белорусским премьером С.Лингом.

СОФИСТ И МОЛОДЫЕ КИНИКИ

Как и Черномырдин, московский мэр на прошедшей неделе вел четкую линию на укрепление своей финансово-экономической базы (в частности, мэрия приступила к реализации проекта интеграции столичных финансово-промышленных структур в рамках нового консорциума – финансово-строительной корпорации “Золотое кольцо”). Ю.Лужков провел ряд встреч с московскими банкирами. В ходе этих встреч рассматривались некоторые “политаспекты” деятельности столичных банков.

Важным направлением деятельности московского мэра стала подготовка столицы к выборам Мосгордумы. Тактика Лужкова и его окружения определилась достаточно четко. С одной стороны, мэрия одобрительно отнеслась к пункту устава будущей Думы, вводящего в деятельность депутатов процедуру присяги. Иными словами, Лужков добивается того, чтобы Дума была предельно самостоятельна во взаимоотношениях с любыми иными негородскими политическими институтами, и прежде всего федеральными. С другой стороны, мэрия сознательно стимулировала процесс дробления избирательных блоков и объединений, не желая опираться ни на одну отдельно взятую политическую структуру.

Лужков дал понять, что он в состоянии собрать и собственный избирательный блок, придерживающийся социал-демократической ориентации. В этот блок вошли такие второстепенные политики, как Л.Вартазарова, В.Липицкий, Ю.Петров и др. Мало кто сомневается в том, что этот блок добьется успеха. Однако мэрия, видимо, рассчитывает, что с помощью мелкого дробления московского электорального поля она получит послушную Думу.

Наблюдатели отмечают появление в полемических приемах Лужкова новой составляющей – условно говоря, комплекса пересмешника. Так, отталкиваясь от высказывания Ельцина, попытавшегося наложить ограничения на полемику финансовых кругов с молодыми вице-премьерами, Лужков на одной из своих встреч с москвичами заявил о том, что хотя премьер и запретил “молодым реформаторам” вступать в полемику, они продолжают безнаказанно этим заниматься, а потому пора бы их призвать к порядку.

Использование подобных “софистических” приемов означает, что политика сдержек и противовесов, постоянно применяемая Ельциным, постепенно пришла к своему логическому завершению. Его высказывания, рассчитанные на то, чтобы дезориентировать окружение и различные политические силы, ныне воспринимаются ими как индульгенция полной анархии в интерпретации этих высказываний. Политическая система России как бы показывает Ельцину, что она обладает своей собственной логикой, независимой от воли и желания президента. Пример Лужкова в этом отношении является, по-видимому, наиболее ярким и содержательным.

АВТОРИТЕТНЫЕ РАЗБОРКИ

Типичным примером того, куда ведет политика сдержек и противовесов, стала тенденция к нарастанию хаотизации политической жизни в регионах. По мнению ряда экспертов, “приморский сценарий” может получить свое развитие и в других регионах страны, например, в Кузбассе, где губернатор А.Тулеев, ведущий ныне свою избирательную кампанию, на прошедшей неделе показал, что его отношения к опальному мэру Ленинск-Кузнецкого Г.Коняхину запутались. В одних высказываниях Тулеев обличает криминальные связи последнего, в других – обвиняет Москву во вмешательстве в дела региона.

Аналогичные поводы для возмущения регионального начальства дали публичные высказывания заместителя министра внутренних дел В.Васильева, который желая показать, что Ельцин не без основания начал борьбу с организованной преступностью, обрушился на мэра одного из городов Пермской области. Руководство последней выразило свой протест и заявило о том, что Центр не обладает никакой информацией о реальном положении дел на местах.

Эти ходы Ельцина и его окружения, как ни странно, находятся в вопиющем противоречии с попытками опереться на органы местного самоуправления, противопоставив их выборной администрации субъектов Федерации.

Как противоречивая воспринимается региональная политика Ельцина руководителями субъектов федерации после его поездки в Нижний Новгород, где, с одной стороны, он обрушился на всех тех, кто препятствует самостоятельной политике регионов, стремится регламентировать ее из Центра, а с другой стороны, поставил перед региональным начальством строгое условие – не общаться без ведома Ельцина с руководителем союзной Белоруссии Лукашенко, несмотря на то, что сам еще недавно открыто выражал возмущение акцией калининградского губернатора, отменившего визит Лукашенко по той же самой причине, что и сам Ельцин (“дело Шеремета”).

Дело, однако, не только в чисто логических противоречиях. Сегодня противоречивая логика взаимоотношений Центра и регионов все в большей степени получает экономическое измерение. Так, на минувшей неделе стало известно, что под влиянием Лужкова и хабаровского губернатора Ишаева кузбасский губернатор Тулеев высказался за то, чтобы процесс приватизации угольных шахт в регионе был поставлен под полный контроль администрации области и выведен из-под власти федеральной структуры – “Росуголь”.

Аналогичные процессы наблюдаются в Коми, где администрация республики, с одной стороны, вытеснила Центр из процесса приватизации АО Коми-ТЭК, практически перешедший под управление региональной элиты, а с другой стороны, приступила к реализации особой стратегии в отношении угледобывающей отрасли края, используя методы, фактически повторяющие технологию подготовки предприятий к приватизации, использованную не так давно федеральным Центром, а именно: финансовое удушение предприятий, которые предназначены к приватизации. Администрация Коми отказалась, в частности, от уплаты долгов федеральных угольных шахт, что ставит последние на грань банкротства и позволит местному начальству осуществить дешевую денежную приватизацию соответствующих предприятий.

Не исключено, что противоречия в региональной политике Центра в значительной мере связаны с растерянностью Кремля перед только что описанными явлениями и процессами в жизни регионов.

ОППОЗИЦИЯ: ЗА ОДНОГО БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ

Российская оппозиция, и прежде всего думская, имеет определенные основания не слишком опасаться разгона Думы. Если будет запущен этот процесс, то, по данным ВЦИОМа, реальными шансами на думское большинство ныне обладают те же коммунисты, партия Лебедя, “Яблоко” и НДР. Другими словами, в Думе в основном будет воспроизведена нынешняя расстановка сил, за исключением того, что место Жириновского займет Лебедь. Причем не исключено, что в конечном итоге последний окажется более удобным партнером коммунистов, чем экстравагантный лидер ЛДПР.

Есть и другие основания, могущие подтолкнуть оппозицию начать предельно жесткий диалог с президентом и правительством. Так, в последнее время во фракции КПРФ формируется убеждение, что нынешняя структура оппозиции не вполне функциональна: КПРФ вынуждена объединять в одной фракции как умеренных, левоцентристов, так и левых радикалов, что лишает Г.Зюганова четкого политического лица. Поэтому ныне аналитики КПРФ продумывают идею возможного сотрудничества партии в ходе выборов с более радикальными группировками с целью проведения их в парламент для того, чтобы сама КПРФ могла, освободившись от части радикального электората, начать дрейф в социал-демократическом направлении.

Таким образом можно предположить, что если президент подойдет к выработке своей линии в Думе как к предмету торга, лидеры думской оппозиции не сразу пойдут на мировую. Думается, что привлечение к диалогу оппозиции и власти других политических субъектов, таких как финансовые группировки, региональные элиты, их давление на думскую оппозицию способно привести отношения президента и Думы к почетной ничьей.

Департамент политического

мониторинга Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Проблемы современной российской социал-демократии
“Уроки октября” 1993 года
Чубайс всучил народу Ельцина как никчемный ваучер
Срыв визита президента Белоруссии Лукашенко
Не прерывайте говорящего!
Горькие слезы
Картинки из жизни
За правдой – на улицу “Правды”
СНПР действует!
Зависеть от царя, зависеть от народа?
Россия без капусты, как Америка без долларов
Чеснок с патокой – и на работу
Дорогая Алла Александровна!
В октябре из ветра рождаются бури
Свободная зона для криминального дерева
Забытая насадка
Чеченский след в каспийской нефти
СНПР действует!
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
“Сладкая” жизнь
Жертвы электропоезда
Осень патриарха
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но хорошему садоводу не до пустых разговоров
Определение позиции


««« »»»