НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕТИЛАСЬ С ПРЕЗИДЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ МОСКОРТРАНС АЛЕКСАНДРОМ УЛЬЯНОВЫМ И ЗАДАЛА ЕМУ ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ МНОГИХ ГОРОЖАН
– Александр Михайлович, не ожидает ли нас в ближайшее время повышение цен на проезд в общественном транспорте?
– Возможно, что тарифы повысятся, но решение об этом будет принимать не Мосгортранс, а правительство Москвы. К сожалению, наша отрасль – планово-убыточная и львиную часть расходов, до 70 процентов, покрывает городской бюджет. До тех пор пока казна “тянет”, она платит, как только затраты оказываются ей не под силу, приходится повышать плату за проезд. Сегодня, когда подорожали бензин, электроэнергия, вода, скорее всего, следует ожидать и повышения тарифов.
– Согласитесь, что повышение должно быть в разумных пределах, по карману пассажирам. Можно ведь продавать талоны и по 20, и по 30 рублей, только кто в этом случае будет платить за проезд?
– Никто не станет повышать цены на 20 рублей, но увеличение на 1 – 2 рубля возможно. Точную цифру назовут специалисты Управления ценовой политики. Есть еще один путь сохранить городскую кубышку – он, правда, может показаться кое-кому непопулярным – отменить ряд льгот на проезд в общественном транспорте. Дело в том, что в столице 74 процента пассажиров пользуются правом бесплатного проезда, но, как вы сами понимаете, деньги за них платит город, хотя льготы многим предоставили федеральные ведомства. По-моему, было бы разумно устанавливать льготы лишь тем, за кого эти ведомства заплатили “живые” деньги.
– Вряд ли это реально, денег сейчас нет ни у кого в России. Интересно, вовремя ли московские водители получают зарплату и не боитесь ли вы в связи с кризисом лишиться кадров, ведь большинство из них – выходцы из Украины и Белоруссии?
– Не так уж много у нас иногородних водителей – три тысячи из двадцати, зарплату все получают регулярно, правда, не очень большую. Отток кадров мы уже почувствовали, с падением рубля украинцам и белорусам стало невыгодно работать в Москве, но у себя на родине найти работу им практически невозможно.
– Может быть, не так плоха была практика лимита, поскольку даже сейчас город не может обойтись без дополнительных рабочих рук?
– Лимитчику нужно было предоставлять общежитие, сначала временную, а потом постоянную прописку, квартиру. Мы таким образом искусственно увеличивали население столицы, а этого делать нельзя. Хотя не спорю: лимитчики выполняли тяжелую непрестижную работу, на которую москвичей никаким калачом не заманишь, – были дворниками, уборщиками, сантехниками. Вот сегодня на каждом шагу кричат о безработице, а я не верю в это. И не поверю до тех пор, пока с дверей Мосгортранса не исчезнет объявление: “Требуются водители”.
– Интересно, как вы решаете вопрос с пропиской для иногородних работников?
– Они не получают ни временной, ни постоянной прописки, правительство города дает определенную квоту на конкретное количество работников, которые имеют право на временное пребывание в Москве по принципу вахтового метода.
– Расскажите, как разразившийся кризис может сказаться на поступлении новой техники, сколько машин вы успели получить в этом году?
– После Юношеских игр мы получили 350 “икарусов”, собранных из венгерских деталей на Тушинском заводе. Пока еще не все машины вышли на линию, потому что автобусы нам пришлось переоборудовать: для того чтобы перевозить участников Игр в салонах были установлены дополнительные кресла, которые теперь надо убрать. До конца года мы должны получить еще 270 “икарусов”, контракт был заключен в кредит, но надеюсь, что кризис не нарушит наши планы. Троллейбусы мы получаем из г. Энгельса Саратовской области, сейчас заключаем договоры еще с белорусами. В прошлом году купили 15 машин, нынче предполагаем закупить еще 60. Но городские потребности, конечно, выше: даже без увеличения объемов перевозок нам необходимы дополнительно 500 сочлененных автобусов, 150 – 200 обычных, 100 троллейбусов и 30 трамваев.
– И тогда мы сможем обходиться без метро? Что, если вдруг оно на день замрет, справитесь с перевозками?
– Нет, общественный транспорт захлебнется, но, когда случается, что из-за ремонтных работ останавливаются небольшие участки метро, мы организуем движение и быстро справляемся с нагрузками. В новых жилых микрорайонах, где еще не проложены ветки метро, всех пассажиров перевозим мы. Нынче в Бутове и Митине появилось пять новых маршрутов и, к слову, ни один старый не закрыт.
– А какой вид транспорта выгоднее всего городу: трамвай, троллейбус или автобус?
– Несмотря на повышение цен на бензин, городу выгоднее всего автобусные перевозки: для троллейбусов надо построить подстанцию, протянуть сеть проводов, трамваю необходимо путевое хозяйство, а все это требует больших денег и много времени. Скоро в Москве появятся автобусы-”бычки”, выпуск которых планируется на базе зиловских грузовичков с дизельным двигателем. “Бычок” рассчитан на 22 места, правда, первый вариант, который оценили наши специалисты, был не очень удачным. Заводские конструкторы учли замечания, и надеемся, что новый автобус окажется комфортным и для водителя, и для пассажиров.
– Маршрутные такси системы “Автолайн” не составят им конкуренцию?
– “Автолайн” – коммерческое предприятие, нацеленное на получение прибыли. “Маршрутки” курсируют только там, где им обеспечена полная загрузка, а “бычки” будут бегать по всем маршрутам, где есть хоть один пассажир. Помните недавнюю аварию на Дмитровке? Так вот, мы предложили “Автолайну” взять на себя обслуживание Тверской. Частники отказались: невыгодно. И наши большие “икарусы” развозили людей по центру города. Иной раз шли пустыми, но отказаться от перевозок мы не имели права, тут-то нам очень пригодились бы “бычки”.
– И последнее. Мне приходится пользоваться автобусом, и недавно на нашей линии появились кондукторы. Наверное, и “зайцев” в автобусах не стало?
– Начнем с того, что “зайцев” не так уж и много, не больше 3 – 5 процентов. Но когда вы входите в автобус, вам наверняка кажется, что никто не спешит оплатить проезд?
– В общем, да.
– Вот что я вам скажу: приблизительно так и должно быть. Посудите сами: 15 из 20 пассажиров – льготники, у них в кармане лежат удостоверения, подтверждающие право на бесплатный проезд, еще трое пользуются проездными билетами, получается, что лишь два пассажира должны купить талон. Более того, хоть и работают сейчас на маршрутах кондукторы, от них больше убытков, чем прибыли. Зарплата кондуктора – полторы тысячи рублей, а выручка в лучшем случае – тысяча в месяц. В перспективе мы хотим перейти на магнитные билеты, вместо компостера в салонах будут стоять специальные аппараты, но от “зайцев” нам все же никуда не деться.
Беседовала Наталья ЛИХАЧЕВА