Теоретически все согласны с тем, что наука необходима обществу. Вопрос состоит в том, как ее организовать и финансировать, чтобы сделать максимально эффективной. Отношение к этой проблеме в значительной степени определяется современной экономической и политической ситуацией в обществе.
Признавая на словах, что наука необходима, рыночная власть предлагает ей “универсальный” рецепт выживания – коммерциализацию, продажу добываемых знаний по схеме товар – деньги – товар.
В этих условиях фундаментальная научная информация наиболее уязвима. Цикл производства общественнозначимой научной информации гораздо длиннее, чем публицистической или развлекательной. Нередко он исчисляется годами, порой – десятилетиями, а положительный результат плохо предсказуем. Длительный производственный цикл и высокий риск получения существенных результатов, с одной стороны, и рыночный механизм компенсации затрат на научные изыскания – с другой, не адекватны друг другу, поэтому наука без внешней финансовой поддержки в рыночных условиях не способна к саморазвитию.
Повсеместно в мире, где государство заинтересовано в производстве научной информации, оно так или иначе организует сбор средств с пользователей научной информации (а научными данными пользуются прямо или косвенно все граждане страны), осуществляет бюджетное финансирование и изыскивает другие способы централизованной поддержки научных учреждений. При этом затраты на неудачные исследования покрываются за счет выигрыша от результативных. Выходит, что система государственного финансирования науки напоминает систему страхования.
Что касается негосударственного финансирования, то только крупные транснациональные монополии в состоянии рисковать и получать положительный эффект от капиталовложений в науку. В СССР им по масштабам соответствовали ведомства поэтому и существовала так называемая ведомственная наука. Негосударственные образования, способные полноценно финансировать науку, в современной России отсутствуют, значит, только государство способно принять на себя всю тяжесть финансового обеспечения науки.
Решая вопрос о финансировании науки, нельзя забывать о географических и климатических особенностях нашей страны. Большая часть территории России расположена в холодной климатической зоне. Если в европейской части нашей страны средняя плотность населения составляет около 20 человек на кмэ, то, например, в Канаде или на Аляске в районах с подобным климатом плотность населения не превышает долей единицы. Суровый климат страны требует дополнительных затрат во всех областях человеческой деятельности. В отечественной экономике мы должны использовать передовые технологии и оборудование, способные обращать недостатки природно-климатической зоны в преимущества. Это возможно только в результате опережающего развития науки.
Поэтому первейшая задача нового правительства состоит в том, чтобы, определив научные приоритеты, обеспечить материальные условия для решения принципиальных задач, способствующих выводу страны из кризиса.
А.МАЛЫГИН, доктор биологических наук,
г. Москва