ВТОРОЙ ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

ВСПЛЕСК РЕГИОНАЛЬНОГО СЕПАРАТИЗМА

СТАВИТ ПОД УГРОЗУ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ

Со времени распада СССР “ахиллесовой пятой” российской государственности остаются проблемы урегулирования межрегиональных и национальных отношений, оптимального взаимодействия федерального Центра и регионов.

Летят годы, на политическую авансцену выходят старые и новые лидеры, а проблемы регионального сепаратизма не только не ослабевают, а наоборот, усиливаются.

Беспокойство за судьбу Федерации охватило всю страну. Разразившийся небывалый экономический и финансовый кризис, как неизбежное следствие псевдорадикальных реформ и безудержного разграбления национального богатства, стал суровым испытанием для целостности страны.

1

Продолжавшийся более пяти месяцев прогрессирующий паралич федерального Центра заставил регионы брать в свои руки все больше функций центральной власти. Кризис позволил главам субъектов Федерации почувствовать себя президентами “суверенных государств”.

Калининградский губернатор Леонид Горбенко заявил о принятии на себя “ответственности за политические решения” и ввел в области чрезвычайное положение.

Глава Свердловской области Эдуард Россель создал антикризисный комитет, восстановил плановое ценообразование и объявил о том, что государственную поддержку получат только те предприятия, которые согласятся передать контрольный пакет акций в управление областному правительству.

Экс-кандидат в президенты РФ, экс-министр России Аман Тулеев самовольно не только отменил или уменьшил ставки налога на прибыль с предприятий Кемеровской области, но и обещал промышленникам снижение тарифов на электроэнергию, воду и тепло.

Некоторые сенаторы то ли всерьез, то ли в шутку стали говорить о создании в своих регионах не зависимой от федерального Центра системы внешних и внутренних расчетов. Самарский губернатор Константин Титов дал указание готовить выпуск облигационного займа с прицелом, чтобы эти бумаги, обеспеченные “всем достоянием области”, могли ходить в качестве платежных документов. Его коллега из Саратова Дмитрий Аяцков вспомнил о “керенках”, Эдуард Россель – об “уральских франках”. О создании областного золотовалютного запаса объявил президент Якутии Михаил Николаев и собственного алмазного фонда – пермский губернатор Георгий Игумнов. В Коми и Бурятии взяли под контроль всю банковскую деятельность.

Если Алексей Лебедь-младший лишь продекларировал, что Хакасия не будет платить федеральные налоги, то Красноярский губернатор Александр Лебедь прямо заявил о не зависимом от Центра государственном регулировании в регионе и принял самое активное участие в борьбе за высшую власть в Москве.

2

Начался второй в истории постсоветской России “парад суверенитетов”. Но если раньше в нем участвовали только национальные республики, то теперь практически все регионы. Хотя ни один субъект РФ, кроме Чечни, прямо не поднимал вопрос о выходе из состава России, но, по крайней мере, началась подготовка к возможному развалу Федерации.

И все же региональных лидеров нельзя обвинить в политическом или экономическом сепаратизме. В условиях бездействия и бессилия президента и федеральных властей они сделали все возможное, чтобы не допустить паники, на свой страх и риск смягчали удары, которые кризис наносил по согражданам, и в целом, что очень важно, удержали ситуацию под контролем.

Кризис показал, что регионы могут и должны самостоятельно решать свои дела. Единое централизованное управление всем и вся просто невозможно. И это естественно: Россия – огромная страна, и из центра многое не видно.

Чукотка – это абсолютно другая земля по отношению, например, к Краснодарскому краю.

То же Курилы и Калининградская область.

Каждый регион – это практически отдельный мир, например Северный Кавказ, который живет по своим законам.

Поэтому в России, безусловно, должна присутствовать позиция Центра с учетом специфики каждого региона.

Главное – развивая регионы, сохранить целостность страны. Только так можно добиться благополучия России.

3

Поучителен зарубежный опыт. Без учета интересов регионов ничего не делается в США, Германии, во Франции и в других странах.

Традиционные федерации формировались посредством передачи полномочий снизу вверх, то есть субъекты федерации, объединяясь, создавали центр и передавали ему свои полномочия.

Россия как федеративное государство формируется на основе совершенно иного принципа. Передача полномочий совершается по основному закону – Конституции, но осуществляется она сверху вниз, то есть от Центра к субъектам Федерации. Сколько полномочий передано вниз, столько же может быть забрано в Центр. В обоих случаях инициатором является Центр. И на этот процесс огромное воздействие оказывают субъективные факторы, прежде всего политического характера.

Передача полномочий осуществляется в форме заключения договоров. Субъекты Федерации стараются зафиксировать как можно большую полноту полномочий (действует психологический стереотип: “больше получишь – меньше отнимут”). Эта модель нынешнего федерализма представляет колоссальную опасность для будущего России и ее народов. Сиюминутные политические симпатии или антипатии могут нанести непоправимый ущерб и экономическому развитию, и добрососедскому сосуществованию народов России, создававшемуся не одно десятилетие.

4

Нынешняя модель федеративного устройства – это постоянный риск экономических, социальных, политических и других катаклизмов. Следуя этой модели, Россия вынуждена жить в условиях экстремальной ситуации. Выход из нее состоит в создании и реализации более совершенной схемы региональной политики.

Президентом Фонда “Реформа” Мартином Шаккумом еще два года назад была выдвинута идея и обоснована модель “Россия регионов”. Речь шла о равноправных регионах России, представляющих собой моно- и многонациональные сообщества, объединяющие ряд областей и национально-территориальных образований.

Еще большую актуальность она приобрела теперь, в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса.

Мэр Москвы Юрий Лужков призвал новое правительство наряду с рядом неотложных стабилизационных мер “опереться на конгломераты”, созданные на основе 12 межрегиональных ассоциаций, которые уже сегодня являются достаточно мощным объединяющим фактором. Они, по мнению столичного мэра, “должны быть основными проводниками решений правительства на территории России, так как премьер-министр не может работать с 89 регионами”.

Нависшую угрозу распада России новый председатель правительства Евгений Примаков назвал главной политической опасностью. Действительно, в результате кризиса оказалась под угрозой вся конструкция государственного устройства Федерации. Неизмеримо возрос статус региональных лидеров, они получили практически всю полноту власти на своей территории, их влияние на судьбы страны стало определяющим. Возникла совершенно новая схема взаимоотношений Центр – регионы.

В настоящее время планируется, что в состав президиума Кабинета министров с правом решающего голоса войдут губернаторы и главы республик – руководители межрегиональных ассоциаций, которые впервые получат возможность участвовать в оперативном управлении государством.

Новым правительством делаются первые шаги по достижению баланса интересов Центра и регионов. Конечно, выработка оптимальных форм федеративного устройства непроста и долговременна, но успех зависит от верно избранного направления.

Наби ЗИЯДУЛЛАЕВ

профессор,

вице-президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как Вы оцениваете кадровые назначения в правительстве?
ВЯЧЕСЛАВ ВОРОБЬЕВ – КАНДИДАТ НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ДЕСНОГОРСКА
НЕЖДАННЫЙ УЛОВ
ДОЛЖНО ПРИЙТИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Кризис был запрограммирован
СУМЕРКИ КУМИРОВ
ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
МАРТИН ШАККУМ: ОНИ ЖИВУТ В ДРУГОЙ СТРАНЕ
ОБРАЩЕНИЕ к трудовым коллективам, стачечным комитетам, профсоюзам, организациям и воинским подразделениям
БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ. ЗОЛОТЫМИ СЛЕЗАМИ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
СНПР ПОДДЕРЖИВАЕТ ВЯЧЕСЛАВА ВОРОБЬЕВА
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. ИЛИ НИЧЕГО
КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ…
С ГНЕВОМ И БОЛЬЮ!
РЯБИНА-РЯБИНУШКА
НАУЧНЫЙ ЗАКАЗ НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
Стихи
“ЕСЛИ Я ОСТАНУСЬ ЖИВ – ВЫ ПРОИГРАЛИ”
Уважаемая редакция!
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


««« »»»