Программный тупик и все другие факторы, активно влиявшие на реальный социально-экономический курс российского правительства, предопределили и трудности, обнаружившиеся в процессе формирования состава правительства и стиля его работы.
Хотя практически все губернаторы и главы субъектов Федерации, с которыми встречался председатель российского правительства, высказали ему поддержку, заявили о глубоком удовлетворении назначением Примакова, на деле никто из губернаторов не выразил особого желания работать в правительстве на постоянной основе. Исключением стал глава Ленинградской области В.Густов, согласившийся занять пост второго первого вице-премьера, курирующего широкий круг вопросов оперативного управления, строительства, национальной политики, молодежи и снабжения северных территорий. Нежелание прочих губернаторов участвовать в пополнении правительственной команды вне факультативного участия в деятельности президиума правительства, с одной стороны, объясняется их надеждами, что наблюдающееся ныне инфляционное оживление экономики благотворно скажется на состоянии регионального экспорта, доходы от которого губернаторы надеются сохранить у себя, и соответственно, с другой стороны, уверенностью в том, что роль федерального Центра по мере развития кризиса будет ослабевать. Посему они не видят резона покидать более прочные и устойчивые губернаторские посты и переходить на назначенческую работу в Центре, где, вполне возможно, правительственная чехорда может возобновиться в любой момент.
Изначальные намерения главы Кабинета сформировать правительство, стоящее над интересами отдельных партий и групп, представляющее общенациональные интересы, сочетающее профессионализм с политической знаковостью основных фигур, имеющее влияние не только на экономический, но и на силовой блок, а также спаянное строгой аппаратной дисциплиной, оказались к концу недели под большим вопросом.
Серьезный удар нанесен, в частности, отказом первого вице-спикера Думы В.Рыжкова занять пост заместителя председателя правительства по социальным вопросам.
Трудности, испытываемые Кабинетом Е.Примакова, во многом стали фоном и одновременно причиной активизации в российском политическом поле центробанковской группировки В.Геращенко.
На минувшей неделе Геращенко удалось в значительной степени усилить свои позиции и разочаровать как премьера, так и президентское окружение, рассчитывавших провести в команду Центробанка своих людей. Опираясь на симпатизирующее Ю.Лужкову левоцентристское большинство Думы, Геращенко не только создал в Центробанке сплоченную команду лояльных лично ему руководителей (планируется, в частности, возвращение Т.Парамоновой; крайне симптоматично и то, что в центробанковскую команду председатель ЦБ ввел “главного финансиста” столицы, руководителя ГУ ЦБ РФ по Москве К.Шора), но и получил в свое распоряжение важнейший документ, принятый Думой сразу во втором и третьем чтении – Закон о банкротстве кредитных организаций, который может стать в его руках мощнейшим инструментом контроля ЦБ над российским банковским сообществом.
“Смутное время” затянувшегося правительственного кризиса и новые назначения, отразившие стремление Примакова привлечь в свой Кабинет элиту НДР, пошатнули первоначальное представление о формирующемся правительстве как о коммунистическом и вызвали серьезное замешательство в рядах праволиберальной политической тусовки. Тот факт, что в течение прошлой недели представитель коммунистической фракции, первый вице-премьер Ю.Маслюков (куратор Минэкономики, ВПК и торговли оружием), по существу, находился в тени, а главную роль в информационном пространстве играл ставший вице-премьером А.Шохин, спутал первоначальные планы либералов, уже заклеймивших Кабинет Примакова как реставрацию коммунистической власти и стремившихся возложить на КПРФ ответственность за углубление кризиса.
Департамент политического мониторинга
Фонда “Реформа”