“Стабилизация”, но при этом и “глубокий спад”

Как все вы помните, рапорты о том, как выполняются планы нашими предприятиями, особенно к концу года, заполняли когда-то страницы газет. Сегодня сведения эти, звучащие со страниц зарубежной и отечественной печати, крайне противоречивы. “Стабилизация”, но при этом и “глубокий спад”, закрывающиеся предприятия и “рост производства” в некоторых отраслях, “препятствия ” на пути малого бизнеса и новые законы по его поддержке. Отсутствие отечественных товаров и стремление овладеть “агрессивно” западными рынками. Но дадим слово газетам.

The Wall-Street Journal Europe: “Последние новости российской экономики обнадеживают: инфляция – главная беда переходного периода в России – снизилась. Рубль стабилизировался. Трехлетний упадок промышленного производства, кажется, прекратился, и сотни тысяч частных компаний расцветают по всей стране. Но действительно ли кто-то что-то производит в России? Этот вопрос проще задать, чем на него ответить. В течение трех лет российских реформ одетые в итальянские костюмы финансисты и торговцы в модных пиджаках делали свои капиталы, спекулируя валютой и импортируя второсортный товар. Компании, действительно занимающиеся производством – что является главным условием выздоровления российской экономики, – можно пересчитать по пальцам.

На первый взгляд может показаться, что и сейчас нет никаких изменений. Московские магазины завалены японскими стереосистемами, финским детским питанием и французскими йогуртами. А тем временем тяжело ступающие советские фабрики и заводы сокращают объемы производства и увольняют своих работников. На самом деле, через три года после освобождения сил рыночной экономики, разоривших российскую промышленную базу, лишь пригоршня мелких производителей начала выпускать свои товары. Чтобы быть точным, одна четвертая часть из более чем 260 000 частных компаний в России занимается производством каких-либо товаров. Тем не менее относительная стабилизация экономики является признаком того, что новые русские предприниматели начали вкладывать свои быстро заработанные деньги в производство. Это дает экономистам надежду на скорое выздоровление российской экономики.

Конечно, есть разные причины, по которым представители малого бизнеса не хотят заниматься производством. В отличие от государственных предприятий, которые после приватизации унаследовали оборудование и нужные связи, мелкие компании должны начинать свою деятельность с нуля, встречаясь с многочисленными препятствиями. Кредиты они могут получить только под трехзначные проценты, а налоги взимаются скорее с дохода, чем с прибыли. Все это заставляет предпринимателей держаться ближе к торговле, где можно быстрее получить прибыль и утаить сведения о доходах от налоговых служб.”

“Экономика и жизнь” №41 пишет: “Расчеты помесячной динамики промышленного производства…, проведенные Центром экономической конъюнктуры, показывают беспрецедентно длительный за годы реформы период стабилизации, продолжающийся целый год…

Стабилизация по промышленности в целом сопровождается ростом производства в отраслях с высокой экспортной активностью при продолжающемся спаде в отраслях, в основном ориентированных на внутренний спрос.

При этом увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической промышленности (на 12 процентов), черной (на 11 процентов) и цветной металлургии (на 3 процента). В топливной промышленности сокращение производства составило 2 процента, в электроэнергетике – 4 процента…, а самый глубокий спад по-прежнему характерен для легкой промышленности (33 процента).”

“Финансовые известия” (10 ноября 1995 г.) тоже очень оптимистичны: “Начала улучшаться ситуация в реальном производстве. Такие результаты – заслуга проводимых стабилизационных программ, уверен Сергей Павленко (руководитель правительственного центра экономических реформ. Прим. Л.Кнышовой). Стабилизация в реальном секторе проходит в три этапа. Первый уже минул. Улучшилось положение в топливно-энергетическом, сырьевом комплексах. Сейчас настало время второго этапа. Наметился рост производства в черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. На очереди – машиностроение. Российские предприятия агрессивно устремляются на западные рынки.

“Промежуточным” охарактеризовал Сергей Павленко сегодняшнее состояние экономики: “Глобальные проблемы решены, осталось только определить, кому выносить мусор”.

Что касается малого бизнеса, то “Финансовая газета” в октябре устами Льва Макаревича – эксперта Ассоциации российских банков – радуется за московских предпринимателей: “Недавно Московская дума приняла закон “Об основах малого предпринимательства”. Для его поддержки создан специальный департамент, разработана двухгодичная программа, определены льготы и преимущества для малого бизнеса… Правительство утвердило меры по предотвращению банкротств малых фирм и имеет право ручательства, что очень важно для кредитных институтов”.

Газеты читали

Марина МЕДВЕДЕВА и Лариса КНЫШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОССИЙСКИЕ КОММУНИСТЫ: БРАК С ДЕМОКРАТИЕЙ
“МОЕ ОТЕЧЕСТВО”: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕ НАСКАНДАЛИШЬ – НЕ ВЫБЕРУТ?
“РУССКИЙ ВОПРОС” В РОССИИ
TOP TEN ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В то время как воспрянувшие духом сторонники коммунистической…
Видео-44
ЛОВЛЯ БЛОХ ВСЕМ ГОСУДАРСТВОМ
ЧЕЧНЕ НУЖНЫ НЕ БОМБЫ, А КНИГИ
И ВНОВЬ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
ЯДЕРНАЯ КНОПКА ВЫБОРОВ
“ПАРТИИ ВЛАСТИ” ВЫБОРЫ НЕ СТРАШНЫ?
РУБЛЬ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА
ГОСУДАРСТВУ НЕ ДО КУЛЬТУРЫ
“ОБНАЖЕННЫЕ” ROLLING STONES
ПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМЫРДИНА. ТРЕТИЙ АКТ ВСЕ ТОЙ ЖЕ ДРАМЫ
СУДЬБА ЛЕТОПИСЦА
ДОСТОЙНОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ЕСТЬ И В СТОЛИЦЕ РОССИИ
“ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ХРАПЫ” ВЛАДИМИРА ПРЕСНЯКОВА-СТ.
ЛЕНИН И ТЕПЕРЬ…
РОССИЙСКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ОРКЕСТРУ – 5 ЛЕТ
Болезнь президента
ПРАГМАТИК ВАЛЕРИЙ НИКУЛИН
СУЕТА ВОКРУГ ПИРОГА. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ
ОБРАЩЕНИЕ К БЛОКУ
НЕДЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОДЫ: ОТ NINA RICCI ДО РОССИЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ


««« »»»