О ЧЕМ ДУМАТЬ ДУМЕ, КОГДА В СТРАНЕ ГЛУБОКИЙ КРИЗИС

Прошло уже более месяца с того момента, как Государственная Дума после каникул приступила к своей повседневной работе.

Анализируя роль Думы в системе управления страной, принято прежде всего говорить о законотворчестве. Но, во-первых, одним законотворчеством нынешнюю экономическую ситуацию в стране не исправить. Кроме того, сомнительно, сможет ли Государственная Дума ответственно использовать власть, которой она обладает?

Свой шанс повлиять на ситуацию Дума могла бы использовать летом, когда утверждала кандидатуру премьер-министра. Она должна была потребовать от него четкой и внятной программы реализации комплекса мер по укреплению экономического положения страны, по социальной защите населения, по выводу страны из крупномасштабного кризиса. Кроме того, Дума могла обсудить список ключевых фигур в составе нового Кабинета министров.

Вместо этого были проведены какие-то кулуарные переговоры с Черномырдиным, и без всяких вопросов он был утвержден большинством голосов.

Итак, факт влияния на ситуацию в процессе утверждения кандидатуры премьер-министра был упущен. Остается говорить о законах. Я полагаю, Думе следовало бы принять закон о чрезвычайном положении в нашей экономике. Дума обязана, наконец, констатировать, что положение в нашей стране является чрезвычайным.

Вместо этого нас пугают каким-то глубоким кризисом, который вот-вот наступит. Но позвольте, разве до сих пор в стране было все хорошо? Всем знающим и мыслящим людям ясно, что глубокий системный кризис уже наступил. Остается ждать катастрофических разрушений в экономике, которые, по-видимому, впереди. И с неизбежностью произойдут, если действующая власть будет продолжать прежнюю экономическую политику.

Необходим закон, тоже носящий чрезвычайный, временный характер, – о восстановлении нашего экономического потенциала в области производства.

Кроме того, необходимо и принятие закона о неотложных мерах по социальной защите населения в сегодняшний кризисный период. С каждым днем растут задержки выплаты пенсий, пособий; налицо развал финансирования бюджетной сферы; задержки по оплате государственного заказа нашим предприятиям. И потому необходим закон об ответственности за это должностных лиц, в том числе высших.

Впрочем, более своевременно говорить даже не о принятии закона об ответственности должностных лиц, а о том, что необходимо срочно закрыть правовую “черную” дыру, которая зияет на месте законодательства о взаимоотношениях государства и получателей бюджетных денег. Ни Гражданский, ни тем более Уголовный кодексы не дают четкого ответа на вопрос об ответственности государства за невыплату денег по госзаказам, за задержку пенсий и пособий. Суды, соответственно, просто не принимают к рассмотрению подобные дела. Кому все это выгодно? Правительству – безусловно. Но, видимо, и Дума “играет” в той же “команде”, если вместо того чтобы принять законы по этому поводу, только льет крокодиловы слезы.

В целом специалистам, да и неспециалистам ясно, какие законы сегодня могла бы и должна рассматривать Дума. Но, к сожалению, на это у депутатов нет времени – Дума больше занята внутренней политической борьбой, борьбой за власть в будущем. Эти проблемы волнуют депутатов больше, чем проблемы выхода страны из кризиса нынешнего.

На ход парламентских слушаний не могут да и не пытаются активно влиять и большие ученые-экономисты, депутаты Думы. Реальная экономика – это совсем не то, что экономическая наука. Реальная экономика сегодня, в состоянии кризиса, не поддается описанию теми законами, понятиями, категориями, которыми оперирует академическая наука. Нужны другие критерии и методы, совершенно другие оценки, новые показатели… А кроме того, нужна еще и политическая воля, и многое-многое другое.

Вообще вернуть к жизни российскую промышленность, российскую экономику, законы – вещь совершенно необходимая. Но одних законов недостаточно. Нужны финансовые и материальные средства, инвестиции. А надеяться на инвестиционную активность с какой-либо стороны, кроме государственной казны, не приходится. Но средств в казне нет.

Государственная Дума должна подумать о том, что для пополнения казны и получения возможности пополнения оборотных средств наших предприятий в этот чрезвычайный период следует установить монополию на внешнеэкономическую деятельность в области экспорта сырьевых ресурсов. Доходы от продажи природных ресурсов должны поступать не в чьи-то частные карманы, а в государственную казну. Введение различных тарифов также позволит пополнить бюджет, коль скоро собрать налоги правительство по многим причинам не может. Этому же послужит и введение рентных платежей.

Есть собственность государства за рубежом. Есть внешний долг нам со стороны иностранных государств, и эти деньги нужно вернуть в Россию.

Наконец, необходимо получать доходы от использования государственного имущества, которого у нас очень много. Большая часть акций крупных промышленных предприятий принадлежит государству, но пока что доходы от деятельности этих предприятий исчезают в водовороте теневой экономики и коррупции.

Те 40 процентов, которые остались сегодня от нашего дореформенного промышленного потенциала, в основном формируются добывающими отраслями. Но и доходы от продажи нефти, газа, цветных металлов, золота, алмазов большей частью, к сожалению, попадают в частные карманы, а не в государственную казну.

Для возрождения нашего промышленного потенциала следует провести структурную перестройку экономики. Необходимо определить те препятствия, которые дадут скорый экономический эффект, которые смогут произвести наукоемкую продукцию – особенно экспортоориентированную или экспортозамещающую. И инвестировать средства именно туда.

О необходимости инвестиций в нашу промышленность никто не спорит. Но одни считают, что нужно привлекать западных инвесторов. Другие кричат: “Караул, распродают Россию!” А бояться-то в общем нечего, потому что, к сожалению, иностранных инвестиций как таковых у нас практически нет. Мы получаем только кредиты. И кредиты эти связаны либо с обязательством покупать продукцию той страны, которая предоставляет кредит, либо с финансовыми условиями. Поступают к нам деньги целевым назначением, идут на покрытие бюджетного дефицита, контролируются Международным валютным фондом. Ежегодный убыток государству от этих поступлений в полтора раза больше, нежели сами суммы заимствований.

Иностранных инвестиций в нашу экономику нет, потому что, по оценке экспертов, мы находимся на сотом месте по риску вложений капитала. Уже пропустили вперед себя страны из разряда слаборазвитых, такие как Кения и Нигерия.

Капитал течет туда, где выгодно и не рискованно. И вытекает оттуда, где либо рискованно, либо невыгодно. И потому капиталы из нашей страны десятками миллиардов долларов ежегодно вытекают уже в течение пяти лет.

Реально мы можем надеяться на иностранные инвестиции только в том случае, когда сами начнем инвестировать в нашу экономику. Западные инвесторы рассуждают так: если вы сами вложите в некий проект 10 процентов, на 30 процентов найдете инвесторов внутри страны, то третью часть вложим мы. На 100 процентов никто ничего у нас инвестировать не будет, такого в мировой практике не бывает. И надеяться на это нельзя.

Добавлю, что при том разгуле преступности и коррупции, который у нас существует, мы не можем надеяться на иностранные инвестиции.

Иностранные инвесторы придут на наш рынок только в том случае, если мы сами наведем порядок в своем народном хозяйстве. Если дядя придет к нам в дом наводить порядок, то это будет уже не наш дом, а дядин.

И все же при грамотной технологической, грамотной налоговой политике, при искоренении коррупции можно работать и с иностранными компаниями. Они не вывезут отсюда наши заводы. Беда не в том, что они покупают. Беда в том, что все доходы от деятельности этих предприятий перетекают на иностранные счета из-за попустительства наших налоговых органов.

Несколько слов о бюджете. Во-первых, бюджет мал в абсолютном размере. Во-вторых, сегодня ситуация такова, что бюджет может являться лишь предметом, вокруг которого разгораются политические страсти и лоббирование. Принятие или непринятие бюджета не окажет реального воздействия на экономическую ситуацию. При существенном уровне коррумпированности исполнительной власти ни одна статья не гарантирована, деньги все равно не дойдут до потребителя в полном объеме. Правительство по своему усмотрению, не консультируясь с Государственной Думой, финансирует расходные статьи. Причем часто выплаты осуществляются по статьям, вообще не предусмотренным в бюджете. Также “запросто” правительство урезает расходы по другим статьям.

Сложилась порочная практика: сначала все средства, приходящие в казначейство, направляются на погашение задолженностей коммерческим банкам. Финансирование же осуществляется в виде выдачи гарантий, по которым получаются кредиты в коммерческих банках. Это означает, что если срок погашения гарантии через месяц, то реально получатель денег по этой статье получает приблизительно на 15 процентов меньше требуемой суммы, то есть недофинансирование заложено в самом механизме выдачи гарантий.

Поэтому очевидно, что прежде всего нужен закон о порядке исполнения бюджета и контроля за этим процессом.

С каждым днем выбираться из этой ямы, в которую страна попала “благодаря” погрязшим в коррупции реформаторам, будет все тяжелее. Идет распродажа акций предприятий, причем не обрабатывающих, а высокотехнологичных и добывающих отраслей.

Для того чтобы преодолеть сегодняшние трудности, нужно единство народа, единство власти. И понятная народу экономическая программа. Почему до сих пор этого нет? Вероятно, еще не прогремел тот гром, когда русский мужик неизбежно перекрестится и возьмется за ум.

Мое убеждение: богатство России прирастать умом будет.

Мартин ШАККУМ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Анатолий Чубайс выполняет роль регента президента
ПЛЕТЕНАЯ МЕБЕЛЬ – ДЕЛО ВКУСА
Ешьте бутерброды правильно
БЮДЖЕТНЫЕ СТРАДАНИЯ
НОВЫЕ БЕДНЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
“Ужо вам, стукачи!”
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ. НО НЕ ОТ ОБЩЕСТВА
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ И СУДЬБА ОППОЗИЦИИ
МАЛЕНЬКАЯ, НО ГОРДАЯ “РЕСПУБЛИКА АПАРТЕИД”
ОТ “МОСКВЫ” ДО САМЫХ ДО ОКРАИН…
ЗВЕЗДНЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ЗОЛОТОВ
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АДЕНОМЫ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ОТ “МЕЛЬКОМБИНАТА В СОКОЛЬНИКАХ”
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ АРИФМЕТИКА


««« »»»