Меня, как человека, только что прибывшего из Парижа, приятно удивило обилие французского кино в Москве, притом относительно нового. Как мне рассказали мои русские коллеги, за это нужно благодарить компанию “Пост-Медиа”, недавно отметившую свое пятилетие. Также “проводником” европейского кинематографа можно считать “Центр СКИП-фильм”, показывающий для россиян “Французскую женщину”. Эту эпическую мелодраму, получившую у вас на XIX ММКФ три первых приза, встретили во Франции, да и во всей Европе более чем прохладно. После ошеломляющего успеха “Индокитая” режиссер Режи Варнье снял удивительно холодную и коммерчески просчитанную ленту со своей женой в главной роли. Хотя играет она прекрасно, как, впрочем, и Даниэль Ожей, известный в России по суперколоссу “Королева Марго”, и фильм мне в целом понравился. Но в первую очередь хочу обратить внимание столичных зрителей на психологический триллер с явно некоммерческим названием “Они не забывали никогда” (Elles N’ovblient Jamais) режиссера Кристофера Франка. В прошлом году во Франции этот фильм был благосклонно встречен критикой и вошел в десятку самых кассовых благодаря блестящей игре Тьерри Лермитта (“Индеец в Париже”) и голландки Марушки Детмерс (“Двое”). Изощренная месть молодой красавицы квартирному маклеру за смерть своего любовника получилась впечатляющей: он теряет семью, работу, положение в обществе… Картина снята в лучших традициях жанра и ее сюжетные повороты странны и неожиданны. Композитор Жан-Мари Сенья внес свою ленту в напряженное повествование этого “феминистского” детектива.
Кто не успел посмотреть в кинотеатрах “оскаровского” номинанта “Фаринелли-кастрат”, тому не советую смотреть его на видео. Пышная и дорогостоящая копродукция трех стран, несколько перегруженная эротическими сценами, доставит удовольствие не только любителям вокального искусства XVIII века, но и всем поклонникам костюмно-исторических постановок. При отсутствии в ваших кинозалах звуковой системы “Dolby Hi-Fi Stereo” впечатление от увиденного на большом экране будет тем не менее потрясающим.
Весной этого года третья по счету (а не дебютная, как было сообщено в столичной прессе) работа актрисы и режиссера Жозиан Баласко “Проклятый газон” (Gazon Maudit), названная в вашем прокате почему-то “Любовь втроем” заняла первое место во французском “Box-office” среди фильмов местного производства, собрав полмиллиона (!) зрителей за первые 12 недель проката. Такой же громадный успех был у “Проклятого газона” в Европе (6,5 млн. франков). Эта трагикомедия с участием Ж.Баласко (“Чудовище”), дебютанта Алена Шаба, испанских звезд Мигеля Бозе и Виктории Абриль (“Кика”), несмотря на постоянные комические ситуации и забавные диалоги, заставляет задуматься и о серьезных проблемах современного западного общества. Плейбой-муж крайне возмущен, когда его жена “увлекается” проезжавшей мимо бродяжкой-лесбиянкой. Пытаясь выжить непрошенную гостью из дома, “рогоносец” понимает, что та слишком сильно привязала его жену к себе. Еще недавно преуспевающий бизнесмен и счастливый отец двоих детей вынужден мириться с существующим положением и даже пойти на условия “третьей лишней”, чтобы окончательно избавиться от ее присутствия. Режиссеру удалось найти тот оптимальный вариант, при котором картина удачно балансирует, не скатываясь к пошлости и не поднимаясь к назидательности. Смех с оттенком грусти – типичная французская комедия последних лет. Жозиан Баласко – самая “коммерческая” звезда в нашей стране с 1976 года, но практически неизвестная в России. Так что знакомьтесь сейчас…
И в заключение еще одна заметная комедия этого года, идущая у вас под англоязычным названием “Два придурка с поросенком”. У нас она называлась “Трюфели” (Les Truffes) и пользовалась зрительским успехом опять же благодаря участию Жана Рено (“Леон”). Он и Кристиан Шарметан играют двух пройдох, путешествующих по стране в поисках приключений. Они и находят их вкупе с симпатичным поросенком, которого они вместо денег выигрывают на ярмарке. Однако со временем герой Рено понимает, что пора остановиться так жить, и находит свою старую любовь, а вот его напарника Натаниэля только могила исправит…
Вот вкратце о трех французских лентах, идущих сейчас в московских кинотеатрах, которые могут привлечь внимание столичного зрителя. В дальнейшем я буду рассказывать не только о европейском кинематографе, но и о новинках Голливуда и мировом кино с точки зрения иностранца, впервые оказавшегося в России, где, как выясняется, зрители отдают приоритет пиратскому видео и переполненным рекламой телевизионным кинопоказам.
Серж ЛАВЭР.