И ВНОВЬ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

В свое время либеральные романтики, обремененные властными полномочиями, выдвинули тезис о минимальном уровне вмешательства государства в народное хозяйство и, взяв на вооружение концепцию “невидимой руки рынка” А.Смита, стали претворять в жизнь идеи либеральной экономики. Последствия этой программы мы в полной мере ощутили на себе. С одной стороны, либерализация цен и приватизация государственной собственности, а с другой – высокий уровень инфляции и спад производства. При этом в первую очередь кризис коснулся базовых отраслей народного хозяйства: электроэнергетики, металлургии, машиностроения. Удар по сельскому хозяйству привел к продовольственной зависимости от зарубежных поставок (достаточно сказать, что московские магазины на 80-90% заполнены импортными продуктами питания).

В этих условиях необходимость корректирования курса экономических реформ и поиска новой теоретической основы для преобразований становится очевидной. Речь идет о теории государственного регулирования экономики, от эффективности и целенаправленности которого зависит успех реформ. При этом никто не призывает к возврату к государственному диктату и подавлению механизмов рынка. Основа регулирования такого состоит в умелом сочетании управленческой роли государства и саморегуляции рыночной экономики. Основные направления регулирования – это создание социально-ориентированной рыночной экономики, инфраструктуры рынка и нормативно-правовой базы его функционирования, установление и поддержка важнейших пропорций структурной схемы рынка, выделение и реализация приоритетов в развитии рыночной сферы. Можно еще добавить поддержку отраслей народного хозяйства, обойденных частными инвестициями, контроль уровня импортно-экспортного сальдо, осуществление кредитно-денежной политики.

Для этого необходимо решить ряд задач:

– разработать государственную стратегию социально-экономического развития страны;

– сформировать государственный заказ и стимулировать заключение контрактов на поставку структурообразующей продукции;

– определить стратегию в области инвестиционной политики и реализации инвестиционных программ;

– разработать и реализовать целевые комплексные программы развития различных отраслей народного хозяйства;

– воздействовать на внешнеэкономическую деятельность, в том числе путем квотирования и лицензирования.

Все эти направления государственного регулирования осуществляются экономическими и административными методами. При этом основой первых является использование законов рыночной экономики, а вторые базируются на проявлении государственной воли. Однако в чистом виде ни один из этих методов не существует, и четкую границу между ними провести достаточно сложно. В действительности оба метода используются совместно. Например, в какому виду следует отнести такой метод, как изменение ставки ЦБР? С одной стороны, это проявление воли государства, а с другой – это продиктовано изменением конъюнктуры в финансовой сфере.

Регулирование – крайне сложный и трудоемкий процесс, требующий мобилизации огромных интеллектуальных, трудовых и даже силовых ресурсов. В настоящее время это может взять на себя только государство, поэтому именно ему отдается право воздействовать на основу существования любого общества – экономику. Однако государство – это не какое-то аморфное образование, оно имеет реальное воплощение в специальных органах власти, которые, кроме всего прочего, осуществляют экономическую политику и основываются на особой деятельности – государственной службе.

В соответствии с Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” под этой службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Таким образом, именно государственная служба является тем инструментом, с помощью которого государство реализует свою политику, в том числе и в сфере регулирования экономики.

В свою очередь, ключевой элемент системы государственной службы – государственный служащий. Можно сделать вывод, что реализация государственной политики во всех отраслях находится в руках государственных служащих. И это не признак этакратии, а нормальное явление современного общества, где четко обрисован правовой статус государственных служащих, в круг обязанностей которых входит реализация федеральных законов и законов субъектов Федерации. Сегодня пришло время переходить от разговоров о всевластии чиновников к разработке и реализации программы по созданию в России государственного служащего нового образца, деятельность которого базировалась бы прежде всего на признании верховенства закона и приоритета прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, регулирование экономики как основы реформ целиком и полностью зависит от кадрового обеспечения государственной службы.

Реформа госслужбы включает несколько этапов: учреждение специализированной структуры на федеральном уровне, которая отвечала бы за реформирование государственной службы на всей территории России и во всех трех ветвях власти; разработка пакета нормативно-правовых актов о государственной службе и определение этапов их реализации; законодательное закрепление основных принципов построения и функционирования государственной службы; обеспечение социального контроля над служащими.

Некоторые этапы этой программы уже пройдены. Так, был учрежден Комитет по кадровой политике при Президенте РФ, некоторое время существовало Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при правительстве РФ. Важным шагом в процессе реформирования государственной службы стало принятие Закона РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

На наш взгляд, наиболее значительное событие в этой сфере – учреждение Российской академии государственной службы при Президенте РФ и создание сети региональных академий по всей стране. Впервые в России послереволюционного периода процесс подготовки государственных служащих пытаются поставить на научную и систематизированную основу. Отметим, что в дореволюционной России существовала система подготовки кадров для нужд государства, основой которой были специальные лицеи, в том числе и Царскосельский, а создателем – М.Сперанский, которого современники называли светилом российской бюрократии.

Однако процесс становления системы подготовки госслужащих в России находится на начальной стадии. Роль академий государственной службы, к сожалению, недооценивается как федеральными, так и региональными органами власти, хотя ни для кого не секрет, что профессиональных чиновников в России практически нет.

Профессиональные государственные служащие – это специалисты, прошедшие подготовку или переподготовку в высшем учебном заведении по специальности “Государственное и муниципальное управление”. Но в органах власти сегодня работают специалисты всех отраслей, кроме этой. Такое положение не только недопустимо, но и преступно. Еще в начале реформ многие аналитики предупреждали, что преобразования в России, в том числе и в сфере экономики, погубит именно некомпетентность. Сегодня чиновничество всех уровней – от высшего звена управления государством до работников районного собеса – демонстрирует именно непрофессионализм, который может привести к непоправимым последствиям.

Обратимся к статистике и рассмотрим на примере администрации Нижегородской области качественный состав государственных служащих.

Всего в областной администрации служат 1086 человек, при этом администрация укомплектована на 95%, то есть ощущается нехватка специалистов в тех или иных отраслях. Высшее образование имеют 81% служащих администрации области. При этом в департаменте занятости и социальной защиты населения служащих с высшим образованием – 69%, а в департаменте здравоохранения – 70%. Такой показатель может быть приемлемым для других сфер деятельности, но не для государственного управления. Отметим, что доля молодых специалистов в областной администрации (служащие до 30 лет) составляет всего 13,7%.

В Нижнем Новгороде есть Волго-Вятская академия государственной службы, областной фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, институт повышения квалификации руководящих работников, то есть возможности для подготовки высококвалифицированных кадров для государственной службы очень большие. Однако молодые специалисты отказываются идти на государственную службу, потому что средняя заработная плата в администрации Нижегородской области составляет лишь 400 тыс. руб.

Итак, складывается парадоксальная ситуация, когда учебные заведения готовы предоставить специалистов, а органы государственной власти по-прежнему страдают от некомпетентности служащих. Причину, видимо, следует искать в непривлекательности государственной службы, которая вызвана рядом негативных аспектов: недостаточным материальным и социальным обеспечением; нечеткой перспективой продвижения по службе из-за кастовости государственных чиновников и нежелания видеть в своих рядах новых перспективных специалистов; негативным отношением населения к чиновничеству; неопределенностью положения из-за политической нестабильности в стране.

Итак, программа государственного регулирования экономики невозможна без полноценного кадрового обеспечения. Решать эту проблему надо по нескольким направлениям:

– провести проверку соответствия квалификации сегодняшних государственных служащих должностным обязанностям в связи с увеличением роли государства в процессе регулирования экономических отношений;

– приступить к проведению политики постепенного укомплектования государственного аппарата служащими, имеющими специальное образование в области государственного и муниципального управления, а также ученые степени;

– повысить социальный статус государственных служащих, увеличив, прежде всего, уровень материального обеспечения;

– повысить значение системы подготовки государственных служащих на основе рекомендаций Российской академии государственной службы;

– отказаться от политики постоянного сокращения штатов, поставив процесс преобразования структуры государственного аппарата на научную основу.

Реализация основных мер реформирования системы кадрового обеспечения, на наш взгляд, позволит изменить ситуацию в государственной службе и более эффективно проводить политику реформ, в том числе в сфере государственного регулирования экономики.

Галина МОРОЗОВА,

кандидат экономических наук,

Николай НОВИЧКОВ,

Волго-Вятская академия государственной службы


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОБРАЩЕНИЕ К БЛОКУ
ДОСТОЙНОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ЕСТЬ И В СТОЛИЦЕ РОССИИ
Видео-44
НЕДЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОДЫ: ОТ NINA RICCI ДО РОССИЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
ЛЕНИН И ТЕПЕРЬ…
ЧЕЧНЕ НУЖНЫ НЕ БОМБЫ, А КНИГИ
РОССИЙСКИЕ КОММУНИСТЫ: БРАК С ДЕМОКРАТИЕЙ
Болезнь президента
ЯДЕРНАЯ КНОПКА ВЫБОРОВ
“МОЕ ОТЕЧЕСТВО”: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
РУБЛЬ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА
“Стабилизация”, но при этом и “глубокий спад”
“ОБНАЖЕННЫЕ” ROLLING STONES
“РУССКИЙ ВОПРОС” В РОССИИ
СУДЬБА ЛЕТОПИСЦА
В то время как воспрянувшие духом сторонники коммунистической…
“ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ХРАПЫ” ВЛАДИМИРА ПРЕСНЯКОВА-СТ.
ЛОВЛЯ БЛОХ ВСЕМ ГОСУДАРСТВОМ
РОССИЙСКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ОРКЕСТРУ – 5 ЛЕТ
“ПАРТИИ ВЛАСТИ” ВЫБОРЫ НЕ СТРАШНЫ?
ПРАГМАТИК ВАЛЕРИЙ НИКУЛИН
ГОСУДАРСТВУ НЕ ДО КУЛЬТУРЫ
НЕ НАСКАНДАЛИШЬ – НЕ ВЫБЕРУТ?
СУЕТА ВОКРУГ ПИРОГА. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ
ПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМЫРДИНА. ТРЕТИЙ АКТ ВСЕ ТОЙ ЖЕ ДРАМЫ
TOP TEN ВЕЛИКОБРИТАНИИ


««« »»»