РОССИЯ – ИРАН: ПОПЫТКА ТОРПЕДИРОВАТЬ НЕФТЯНОЙ КОНСОРЦИУМ ПО КАСПИЮ

В последние дни октября представительная российская делегация во главе с вице-премьером Алексеем Большаковым после интенсивных переговоров с лидерами Исламской Республики Иран подписала в Тегеране совместное заявление. В тексте и, особенно, контексте этого документа в концентрированном виде отражена позиция двух стран по вопросу о том, что статус Каспийского моря не определен и что судьбу как моря, так и морских богатств, в том числе нефти и газа, должны определять прибрежные государства. Так как, по мнению иранцев и россиян, Каспий – это не море, а озеро, то он не может быть разделен на национальные сектора, следовательно, попытка Азербайджана распродать доли и квоты на добычу и транспортировку нефти из так называемой азербайджанской зоны Каспийского моря международному консорциуму лишены всяких легальных оснований.

Активизация российской внешней политики в регионе Закавказья и Средней Азии с активным вовлечением в этот процесс Ирана вызывает определенные надежды на то, что и из этих ключевых экономических и геополитических зон Россия не будет вытеснена, по крайней мере без “боя”, как это произошло недавно на Балканах.

Из духа заявления Ирана и России вытекает, что только совместно прикаспийские государства могут решать судьбу ресурсов и заключать контракты с теми или иными государствами или компаниями по разработке ресурсов дна моря. Таким образом, эти два государства совершенно ясно дали понять, что сначала необходимо признать всеми странами статус Каспия как озера, а затем совместно решать проблемы эксплуатации топливно-энергетических ресурсов дна моря. Такой подход фактически дезавуирует уже заключенные соглашения Азербайджана с рядом нефтяных компаний Запада и России и достигнутые в рамках консорциума договоренности о путях прохождения добытой нефти и газа. Напомним, что согласно договоренностям в рамках консорциума нефть должна пройти частично через российскую территорию, а частично через Грузию в Средиземноморский порт в Турции. Осуществление проекта консорциума впервые даст возможность бывшим республикам Закавказья и Средней Азии получить независимый от России выход на мировые рынки, привлечет значительный иностранный капитал в этот регион, усилит экономическое и военно-политическое влияние стран Запада и, в первую очередь, Турции в этом регионе, радикально ослабит и вытеснит Россию сначала из экономической сферы, а затем – и из военно-политической.

Казалось, что надо только приветствовать усилия российского правительства, направленные на изменение ситуации в регионе, блокирование возможностей реализации договоренностей в рамках международного консорциума по добыче и транспортировке каспийской нефти. Однако вызывает серьезную тревогу тот факт, что российская сторона своим участием в консорциуме и согласием с решениями о маршрутах прохождения нефтепроводов может свести на нет собственные же усилия по блокированию деятельности консорциума. Если при участии России нефть будет добыта и транспортирована по новым и старым нефтепроводам, то в таком случае де-факто будет признана легитимность консорциума, права Азербайджана на свою зону в Каспии и сам статус Каспия как моря со всеми вытекающими отсюда правами прибрежных государств на континентальный шельф.

Для того чтобы тегеранское заявление России и Ирана по Каспию получило серьезное подкрепление в реальных действиях России, ей необходимо действительно определиться со своими долгосрочными приоритетами в регионе, уйти из консорциума и добиваться международного признания статуса Каспия как озера. Только после этого она должна участвовать на новых условиях в договоренностях о разработке ресурсов дна моря. Иначе мы рискуем пожертвовать нашими долгосрочными экономическими, геополитическими и военно-стратегическими интересами ради сиюминутных личных выгод каких-то нефтяных генералов. Однако для этого потребуется настойчивость и последовательность в действиях российских властей, чего так не хватает России за последние годы и что вызывает озабоченность не только у наших иранских партнеров, но и у многих российских политиков и аналитиков.

Андраник МИГРАНЯН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК МАРТИН ШАККУМ
КТО ЗАПЛАТИТ?
Перефразируя древних, скажем: истина познается в сравнении
ПЛОХОГО ЕЛЬЦИНУ НЕ ЖЕЛАЕМ, НО ЕЩЕ РАЗ ПРЕЗИДЕНТОМ ЕМУ НЕ БЫТЬ
КРАСНОВ С КРАСНОЙ ПРЕСНИ
ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…
НОВАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕ СВЕРШИЛАСЬ… ПОКА
Насколько совершенно действующее избирательное законодательство?
РЕФОРМЫ ПО ПЕТРУ
И ПОЛИТИКИ СТАНОВЯТСЯ ЭКОНОМИСТАМИ
ДИСКУССИЯ В ФОНДЕ “РЕФОРМА”
КТО БОИТСЯ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ?
“НАШ ДОМ – РОССИЯ”. РЕГИОНЫ НЕ В ВОСТОРГЕ
РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ, ЧТО ЗА ЗАНАВЕСОМ?
САМ СЕБЕ СУДЬЯ


««« »»»