КТО ЗАПЛАТИТ?

Итоги политики нынешнего правительства последних лет воистину удивительны. За ничтожный, по нашим историческим меркам, отрезок времени государство Российское превратилось из самого богатого в самое бедное. И если еще вчера никто в мире не мог сравниться с экономической мощью нашего государства, то сегодня мы стали самым большим в мире должником.

Государственный долг России составляет астрономическую величину – 750 триллионов рублей, в том числе внешний долг – 130 миллиардов долларов. При этом более чем вдвое сократился объем производственной деятельности, в не меньшей степени снизился уровень жизни населения, впятеро сократились расходы на науку, вчетверо – капитальные вложения. Треть наших граждан оказались в нищете, а каждый пятый – недоедает.

В экономике, как и в физике, действует закон сохранения энергии. Если Российское государство и население потеряли сразу более половины своих доходов, значит, кто-то их приобрел. Кто? Ответ на этот пикантный вопрос найти нетрудно – достаточно взглянуть на данные официальной статистики.

Ожидаемые итоги этого года, как, впрочем, и предшествующих лет, впечатляют. Правительство не выполнило ни одной из поставленных целей. Даже по ключевому направлению проводимой политики – снижению инфляции – результаты нулевые. Темп инфляции не ниже, чем в прошлом году, хотя реальная зарплата упала почти на треть, а дефицит федерального бюджета – вдвое ниже запланированного уровня. Государство лишилось изрядной части своего имущества, а доходы от его приватизации составили ничтожную величину. Десятки триллионов рублей изъяты у населения всякого рода финансовыми компаниями, эмиттировавшими при попустительстве со стороны государства свои акции, а производственные инвестиции сократились на четверть.

В то же время цены на сетевой газ за девять месяцев этого года выросли в тринадцать (!) раз, а зарплата в газовой промышленности в пять раз выше, чем в машиностроении или науке. Приближенный к премьеру “Газпром” строит самое роскошное офисное здание в Европе и приобретает за бесценок сотни разоренных сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Связанные с советниками г-на Чубайса иностранные компании “делают” сотни миллионов долларов на перепродаже акций приватизируемых российских предприятий, захватывают контроль над нашим рынком ценных бумаг и прихватывают в свое распоряжение наши предприятия, которые потенциально могли бы составить им конкуренцию. Десятки триллионов рублей не поступили в бюджет из-за льгот, предоставленных правительством приближенным коммерческим структурам.

Правительственные апологеты называют это чудовищное ограбление века “платой за реформу”. Как будто увеличение государственного долга и почти бесплатная раздача государственного имущества является реформой. Фактически все наше общество оказалось заложником политики временщиков, которые преследуют свои собственные цели, явно противоречащие общественным и государственным интересам. Свою политику они пытаются оправдать общетеоретическими рассуждениями о макроэкономической стабилизации или приватизации, на практике поощряя злоупотребления по увеличению цен со стороны естественных монополий и подрывая элементарное уважение к праву собственности. И в довершение пытаются внушить общественности мысль о неизбежном обнищании страны в силу якобы внутренней ущербности российской экономики и общества.

На самом деле уровень развития отечественной экономической науки позволяет не только разрабатывать конструктивные предложения и программы, перехода от кризиса к росту, но и давать достоверные прогнозы экономического положения в стране в зависимости от принимаемых решений. В прошлом году мы предлагали правительству и Государственной Думе реальный план экономической стабилизации и перехода к росту и вместе с ним прогноз ожидаемых последствий осуществления правительственного плана. Как видно из приводимых ниже таблиц, наш прогноз оказался достаточно точным, в отличие от правительственного, который разошелся с реальностью в полтора раза. То же самое произошло в прошлом году, когда мы предупреждали правительство о том, что реализация предложенного им плана экономической политики на 1994 год неизбежно даст более чем 20-процентное сокращение промышленного производства.

Таблица 1

Основные показатели        Прогноз        Утонченный        Альтерна-        Ожидаемые

прогноза на 1995 год        прави-        прогноз        тивный        результаты

        тельства        правительства        прогноз

ВВП

Объем, трлн руб.        925-950        930-1000        1548        1580

К предыдущему
году, %        92-94        88-92        95

Индекс-дефлятор, 
% к предыдущему
году        167        170-176        270        265

Инфляция (рост
потребительских
цен) к пре-
дыдущему году                178-182                283-294
в среднем за месяц, %         2        2,5-3,5        7        6,3-7,0

Продукция 
промышленности
Объем, трлн руб.        450-465        460-490        723        930
 К предыдущему
году, %        88-90        86-90        87        96
Индекс-дефлятор
оптовых цен, %
к предыдущему году        172        174-181        245        284-292

Объем инвестиций
за счет всех
источников
финансирования
Объем, трлн руб.        190-200        180-200        232        210-230



Индекс-дефлятор
к предыдущему
году,        180        180-185        275        249-260

Таблица 2

Основные показатели        Проект        Утверждено        Расчеты,        Ожидаемые

консолидированного        правитель-        законом о        основанные        результаты

бюджета 1995 года        ства        бюджете        на альтер-

                                нативном

                                варианте

                                прогноза

Доходы

Всего        298,96                401,5        429,23

Доля в ВВП, %        32,3-31,5                25,9        27,17

Расходы

Всего        365,54                482,98

Доля ВВП, %        39,5-38,5                30,57

Дефицит        66,58                53,75

Доля в ВВП, %        7,2-7,0,                3,4


Таблица 3

Основные показатели        Проект        Утверждено        Расчеты,        Ожидаемые

федерального        правитель-        законом о        основанные        результаты

бюджета 1995 года        ства        бюджете        на альтер-

                        нативном

                        варианте

                        прогноза

Доходы

Всего        144,2        175,16                213,76

Доля в ВВП, %         15,4        18,2                13,5

Расходы

Всего        216,72        248,34                272,51

Доля в ВВП, %        23,1        25,8                17,2

Дефицит        72,08        73,18                58,75

Доля в ВВП, %        7,6        7,6                3,7

Сегодня для всех, кто разбирается в состоянии российской экономики, независимо от их идеологических пристрастий, очевидна необходимость принятия комплекса мер по оживлению производства и преодолению депрессии, включающего:

– проведение налоговой реформы с целью снижения бремени налогообложения товаропроизводителей и расходов на развитие производства;

– защиту внутреннего рынка и пресечение недобросовестной конкуренции со стороны импортеров;

– подъем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, в том числе через проведение соответствующей политики обменного курса рубля и поддержку промышленного экспорта;

– подавление инфляции за счет сочетания мер монетарной политики с решительной борьбой по разрушению мафиозных структур, захвативших контроль над рынком и взвинчивающих цены на товары народного потребления, а также со злоупотреблениями со стороны естественных монополий, которые раскручивают “инфляцию издержек”, вздувая цены на энергоносители, сырье и транспортные услуги;

– стимулирование инвестиционной активности как путем осуществления государственных инвестиционных программ, так и путем предоставления гарантий и субсидий частным инвесторам через специальные институты развития;

– повышение конечного спроса на товары отечественного производства на основе осуществления программы восстановления сбережений граждан и закупок высокотехнологических товаров коллективного пользования;

– эффективную защиту прав собственности путем укрепления судебной системы разрешения хозяйственных споров, наведения порядка в управлении государственным имуществом, практического введения законодательства о коммерческих и некоммерческих организациях разных типов.

Перечень очевидных направлений желаемой экономической политики можно продолжить. Многие из них настолько очевидны, что получили отражение даже в президентских посланиях, да и в программах самого правительства. Проблема заключается не в отсутствии реалистичной программы преодоления кризиса. Такая программа есть – она разработана нашим научным сообществом на основе требований и предложений со стороны отечественных деловых кругов, профсоюзов, трудовых коллективов, субъектов Федерации с учетом мирового и отечественного исторического опыта, современных экономических знаний. Политическая воля парализована предательством.

Те, кому доверена власть, используют ее по личному и корпоративному назначению не из-за недостатка образования, хотя это тоже имеет место. Главная проблема их политического выбора связана с заангажированностью соответствующими коммерческими структурами. Простое сопоставление фактов свидетельствует, например, о том, что г-н Черномырдин не может бороться с инфляцией, так как главным ее источником в настоящее время является взрывной рост цен на сетевой газ и другие источники энергии. Г-н Чубайс и Ко не могут быть заинтересованы в наведении порядка в управлении государственным имуществом, так как их советников-наставников устраивают огромные сверхприбыли от внешне беспорядочной раздачи огромных кусков госсобственности. Так же и подвизающиеся вокруг казны компании определяют политику Минфина, заставляя его наращивать обслуживание растущего как на дрожжах государственного долга в ущерб расходам на социальную сферу и народное хозяйство.

Наш план по восстановлению экономической активности позволяет, опираясь на внутренние ресурсы, обеспечить реальную экономическую стабилизацию и переход к росту в течение первых двух лет его осуществления. Начиная со второго года можно ожидать устойчивый рост – 5-7% в год. При этом объем капитальных вложений в производство будет увеличиваться на 20-30% в год. В результате мы сможем не только создать все необходимые предпосылки для устойчивого развития России в числе передовых стран в будущем столетии, но и восстановить к 2005 году докризисный уровень потребления населения. Если наша программа не будет реализована – ныне живущие россияне уже никогда не приблизятся к тому уровню социальных гарантий и обеспечения населения, который был в 1990 году.

Сегодня Запад охотно платит за “ошибки” нынешнего правительства. Почему бы не платить, если многомиллиардные займы сторицей возвращаются – через десятки миллиардов долларов вывезенного из России капитала и сотни миллиардов долларов присвоенного почти даром имущества.

Быстрое обнищание россиян сопровождается не менее быстрым наращиванием государственного долга. Для нынешних временщиков это не кажется угрозой – они даже заинтересованы во втягивании России в безнадежные долги. Ведь тогда покровительствующие им иностранные кредиторы будут определять проводимую в стране политику, в том числе – кадровую.

Нет ответа только на один вопрос: хватит ли нашим детям средств для оплаты векселей, которые выдает нынешнее правительство, раздавая одновременно государственные активы? На каждого работающего россиянина уже приходится 7 миллионов рублей внешнего долга, а это 12 среднемесячных зарплат.

Ясно, что продолжение прежней линии экономической политики (именно это и предлагает правительство на будущий год) несовместимо с принципами экономической самостоятельности России и интересами российских товаропроизводителей, общества и государства. Беспомощно идя на поводу пожеланий иностранных кредиторов, руководители нашего правительства явно перепутали заказчика. Не ясно лишь, почему мы все это сносим, легко расставаясь не только с могуществом нашей страны, но и с возможностями нашего будущего экономического развития.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Насколько совершенно действующее избирательное законодательство?
НОВАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕ СВЕРШИЛАСЬ… ПОКА
И ПОЛИТИКИ СТАНОВЯТСЯ ЭКОНОМИСТАМИ
РЕФОРМЫ ПО ПЕТРУ
ДИСКУССИЯ В ФОНДЕ “РЕФОРМА”
КТО БОИТСЯ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ?
РОССИЯ – ИРАН: ПОПЫТКА ТОРПЕДИРОВАТЬ НЕФТЯНОЙ КОНСОРЦИУМ ПО КАСПИЮ
“НАШ ДОМ – РОССИЯ”. РЕГИОНЫ НЕ В ВОСТОРГЕ
РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ, ЧТО ЗА ЗАНАВЕСОМ?
САМ СЕБЕ СУДЬЯ
КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК МАРТИН ШАККУМ
ПЛОХОГО ЕЛЬЦИНУ НЕ ЖЕЛАЕМ, НО ЕЩЕ РАЗ ПРЕЗИДЕНТОМ ЕМУ НЕ БЫТЬ
Перефразируя древних, скажем: истина познается в сравнении
ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…
КРАСНОВ С КРАСНОЙ ПРЕСНИ


««« »»»