ВОЙНА НА БАЛКАНАХ И РОССИЯ

Развязанная Хорватией широкомасштабная война против краинских сербов и захват столицы Сербской Краины Книна стали логическим завершением политики Запада и, особенно США, направленной на усмирение сербов на территории бывшей Югославии.

Одновременно эти события свидетельствуют о чувствительном поражении российской внешней политики в этом регионе. Хорватские власти, идя на такой рискованный шаг, были уверены, что в случае вторжения в зоны безопасности, контролируемые голубыми ООН они ничем не рискуют. Еще раз стало очевидным, что воздушные бомбовые удары авиации НАТО по вооруженным силам, проводящим военные операции в зонах безопасности, является исключительной привилегией сербов на всей территории бывшей Югославии.

Западные страны могут быть довольны как ходом военных операций, которые развиваются в пользу хорватской стороны, так и итогами дипломатических баталий в ООН и в Совете Безопасности. При явном нежелании стран НАТО предпринять какие-либо санкции по отношению к Хорватии, которая развязала широкомасштабную войну, Совет Безопасности ограничился лишь словесным увещеванием и призывами к хорватской стороне прекратить боевые действия и вернуть войска в исходные позиции.

Если бы не последовательная антисербская политика стран НАТО и особенно США, выразившаяся за последние месяцы как в решении Сената США и палаты представителей о снятии эмбарго на поставки вооружений боснийским мусульманам, так и в разворачивании сил быстрого реагирования НАТО в регионе, вряд ли Хорватия решилась бы на агрессию против Сербской Краины в нарушение резолюций Совета Безопасности.

На этом фоне становится все более очевидным провал российской внешней политики в регионе. Российскому внешнеполитическому ведомству не удалось ни предотвратить хорватскую агрессию против Книна, ни добиться действенного осуждения Хорватии в Совете Безопасности. России также не удалось добиться снятия санкций Совета Безопасности по отношению к Белграду.

Эти неудачи российской дипломатии были заложены в трех крупнейших ошибках МИД РФ, допущенных с 1992 года, которые в итоге ослабили роль России в регионе как одного из ключевых участников процесса стабилизации обстановки на Балканах в целом и в бывшей Югославии в особенности. Россия сначала проголосовала за санкции против Белграда в Совете Безопасности, затем согласилась вместе со странами Запада предоставить мандат СБ Генеральному секретарю на использование сил НАТО в регионе, тем самым расширив “зону ответственности” этой военной организации и, наконец, воздержалась при голосовании в Совете Безопасности о размещении сил быстрого реагирования на территории бывшей Югославии.

Таким образом, не используя свое право вето, Россия с каждым принятым решением Совета Безопасности ослабляла свои позиции как фактора политического влияния, ослабляя при этом позиции и своих стратегических партнеров в регионе. Не удивительно поэтому подобное пренебрежение к осуждающим действия хорватской стороны заявлениям российского МИД как со стороны хорватов, так и наших западных партнеров. С сожалением приходится констатировать, что во многом благодаря бездарной политике МИД РФ на Балканах Россия потеряла серьезные рычаги воздействия в бывшей Югославии и все явственнее выталкивается из зоны своих традиционных исторических интересов.

Андраник МИГРАНЯН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
“КИНА НЕ БУДЕТ!”
Перспективы блока Рыбкина
МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ? ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ
ЕВРАЗИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПО-КАЗАХСКИ
ЗАГАДКА “ЧЕРНОГО ВТОРНИКА ИЛИ “ФОРОС В СОЧИ”


««« »»»