ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ – 2

Политический кризис на минувшей неделе развивался в направлении, крайне неблагоприятном для президента Б. Ельцина. Конфликт в отношениях между президентом и Советом Федерации стал главным политическим событием анализируемого отрезка времени.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЫТАЕТСЯ ВЫЙТИ ИЗ ИЗОЛЯЦИИ

Президент и его окружение проиграли важное сражение, развернувшееся вокруг фигуры исполнительного секретаря СНГ Б. Березовского, отставка которого так и не была компенсирована удалением из правительства некоторых ключевых фигур, определяющих его левое политическое крыло.

Окончилась неудачей и попытка самого Б. Березовского в преддверии визита главы российского правительства в США создать там антипримаковскую атмосферу и испортить условия для переговоров российского премьера с А. Гором и МВФ. В политических кругах США начала одерживать верх прагматическая тенденция. Ее сторонники, например министр финансов США Р. Рубин, считают, что правительство Е. Примакова является гарантом стабильности в России, пользуясь значительной поддержкой населения и парламента, а потому может стать и надежным партнером Америки.

Обратило на себя внимание и интервью американского специалиста по России, профессора Стэнфордского университета, директора русской программы Фонда Карнеги М. Макфолла, в котором этот политически влиятельный исследователь однозначно выступил в поддержку курса Примакова, полагая, что попытка американского правительства вновь сделать ставку на российских либералов явилась бы “стратегическим просчетом”.

Премьеру Е. Примакову и его первому заместителю Ю. Маслюкову удалось осуществить несколько неожиданных маневров, в результате которых оказались разблокированы препятствия на пути переговоров с МВФ. Ю. Маслюков договорился с новым главой миссии МВФ Ж. Беланже о важных уступках за счет “Газпрома”. Правительство РФ пошло навстречу требованиям фонда в вопросе о разукрупнении “Газпрома” и выделении системы транспортирования газа в самостоятельную госкомпанию, а также об обложении газового концерна дополнительными налогами.

В результате Ю. Маслюков вернул себе статус главного переговорщика с МВФ, а фонд пошел на основные уступки, которых добивалась российская сторона, – согласился не настаивать на увеличении первичного профицита бюджета-99 и на дополнительном выделении средств на погашение иностранных долгов. Более того, негативно оценив снижение парламентом ставки НДС, миссия фонда не стала настаивать на возвращении к прежней ставке этого налога.

Открылись новые перспективы для восстановления отношений между МВФ и правительством России, что явствует из прозвучавшего в конце минувшей недели заявления американского президента Б. Клинтона о том, что он намерен оказать поддержку Е. Примакову на переговорах с МВФ. Главе Кабинета удалось при этом не потерять и твердую поддержку со стороны российских левых – КПРФ и ее союзников. Не случайно на состоявшихся 18 марта консультациях Е. Примакова с руководителями левых думских фракций премьер заявил о своей готовности уйти в отставку, если Кремль попытается убрать из правительства первого вице-премьера Ю. Маслюкова (КПРФ) и вице-премьера Г. Кулика (АПР).

ПРЕЗИДЕНТ И СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ: КРИЗИС ДОВЕРИЯ

В отличие от правительства президентские структуры продолжали испытывать серьезные проблемы. На минувшей неделе политический кризис перешел в свою новую стадию: захлебнувшаяся атака на правительство со стороны Кремля неожиданно резко трансформировалась в контратаку на президента, развернутую региональными элитами, выступившими в защиту подавшего в отставку Ю. Скуратова.

Сенат подавляющим большинством голосов встал на сторону генерального прокурора после того, как тот обнародовал категорически отрицаемые прежде Кремлем факты давления на Генпрокуратуру со стороны представителей высших эшелонов власти.

После решения Совета Федерации, давшего генпрокурору карт-бланш на ведение активных действий против высокопоставленных коррупционеров, некоторые наблюдатели предсказывают, что Ю. Скуратов без промедления начнет атаку на Кремль.

Уже 18 марта Ю. Скуратов назвал демонстрацию ВГТРК компрометирующей его видеозаписи провокацией и предупредил, что в связи с демонстрацией видеопленки может быть возбуждено уголовное дело. Проведя 19 марта совещание со своими заместителями, Скуратов дал им указание “предпринять более решительные действия по отдельным делам, связанным с коррупцией”, а минувшая суббота была объявлена в Генпрокуратуре рабочим днем. Уже с начала текущей недели Генпрокуратура планирует приступить к проверке финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК и расследованию деятельности швейцарской строительной фирмы “Мабетекс”, которая будто бы в течение нескольких лет получала выгодные заказы за взятки, предположительно переводившиеся ею на банковские счета российских высокопоставленных лиц из окружения президента. Сам Ю. Скуратов считает, что именно с делом этой фирмы и связано обнародование компромата против него самого. Ю. Скуратов, по сведениям прессы, уже заявил о готовящемся вызове главных фигурантов по этому делу для допроса в Генеральную прокуратуру.

Позиция СФ продемонстрировала, что регионы услышали в выступлении генпрокурора именно то, что хотели: корни коррупции и обнищания страны, беды глубинки уходят в высшие эшелоны власти в Москве. Сенаторы фактически вручили Генпрокуратуре мандат на проведение самой жесткой линии в отношении ближайшего ельцинского окружения. Столичный мэр Ю. Лужков, например, заявил, что, выручая прокурора, Совет Федерации не просто поддержал его, а “обязал активно использовать свои права для решения проблемы борьбы с преступностью в любых эшелонах власти”. Демарш Совета Федерации некоторые аналитики истолковывают и как ультимативное требование сенаторов удалить из Администрации президента представителей семейного клана и трансформировать этот орган в нормальный ответственный механизм власти, работающий вместе с правительством и парламентом.

КРЕМЛЬ ИДЕТ НА ОБОСТРЕНИЕ

На фоне ожиданий российской элиты, прежде всего региональной, ответ президентской стороны оказался предельно неадекватным.

Кремлевская команда решила пойти на обострение конфликта с генпрокурором и продолжила линию на его компрометацию. В ночном выпуске “Вестей” (ВГТРК) 17 марта по личному указанию дочери президента Т. Дьяченко (как сообщила осведомленная газета „Коммерсантъ”) был показан фрагмент видеозаписи, которая предъявлялась Ю. Скуратову в качестве компромата. Этот ход был практически единодушно осужден во всех влиятельных политических кругах России.

Жест с показом по телевидению эпизода из личной жизни генпрокурора, предпринятый окружением президента, не только нарушил определенные табу, регулирующие жизнь российской элиты, но и был сделан в невыгодных для президентской стороны позиционных условиях. Такой шаг имел бы гораздо больший смысл до рассмотрения дела Скуратова в верхней палате, чтобы повлиять на ход прений в Совете Федерации. Однако устроив демонстрацию видеозаписи под занавес, когда сенаторы уже разъезжались, кремлевская команда вызвала критику не столько против генпрокурора, сколько против себя самой.

В отношении Ю. Скуратова продолжается массированное давление с помощью забрасываемых в СМИ ложных сообщений о том, что он будто бы готов подать вторично прошение об отставке, явно рассчитанных на “войну нервов”. Это, однако, может лишь побудить прокуратуру еще больше интенсифицировать свою деятельность. Президентская сторона подвергает себя серьезному риску: целенаправленная психологическая война Кремля против Генпрокуратуры может привести общество к выводу, что окружение Б. Ельцина ставит преграды на пути действий по расследованию коррупции. Это весомый повод для раскручивания процесса импичмента, способный полностью измениться качество этого процесса: если Ельцину будет вменено в вину создание препятствий для правооохранительных органов, новое обвинение станет юридически безупречным поводом для импичмента.

К кампании Кремля против Скуратова подключились правые политические силы и их лидеры, исходящие из того, что сохранение Ю. Скуратова на посту генпрокурора на руку левым, которые попытаются с пользой для себя разыграть карту борьбы с коррупцией в предвыборный период.

Негативные последствия линии на обострение конфликта со Скуратовым, избранной Администрацией президента, тем более вероятны, что Б. Ельцин сделал явно неверные выводы из скандального для него голосования в Совете Федерации. Он отправил в отставку Н. Бордюжу, стремившегося учитывать в деятельности Администрации интересы других политических субъектов: правительства, Думы, региональных элит. Кстати, по сведениям радиостанции “Свобода”, Н. Бордюжа был смещен из-за того, что в разговоре с президентом поднял опасную тему ответственности Т. Дьяченко и В. Юмашева за усиливающуюся дезорганизацию исполнительной власти. Во главе Администрации после ухода Н. Бордюжи вновь оказался один из “людей Березовского” (А. Волошин, бывший замглавы президентской Администрации). Никогда прежде перестановки в Администрации президента не подвергались такой дружной атаке со стороны российского истеблишмента, что, по-видимому, вызвано среди прочего и опасениями, что приход А. Волошина усилит угрозу так называемого “либерального реванша”.

Большинство аналитиков указывают, что в целом вектор нынешних изменений в президентской Администрации сложился не в пользу правительства Е. Примакова. Представители “семейного” клана в очередной раз вытеснили тех, кто был ориентирован на взаимодействие Администрации с правительством.

СТРАТЕГИЯ ПРЕМЬЕРА В КОНФЛИКТЕ

КРЕМЛЬ – СКУРАТОВ

Встреча премьера и президента 17 марта была многими воспринята как прекращение боевых действий со стороны Кремля против правительства и подписание перемирия, заключаемого для Е. Примакова на почетных условиях.

Аналитики обратили внимание и на то, что премьер демонстративно воздержался пока от каких-либо публичных комментариев по поводу событий, происходящих вокруг Генпрокуратуры.

С одной стороны, Примакову было бы нелегко публично поддержать Б. Ельцина в конфликте с Ю. Скуратовым, который оказался вовлечен в него, выступив на стороне премьера против сил пытавшихся политически уничтожить главу правительства. Кроме того премьеру невыгодно вступать в открытый конфликт с подавляющим большинством региональных лидеров, требующих оставить Скуратова на посту генпрокурора.

С другой стороны, премьер не может открыто принять и сторону Ю. Скуратова. Это объясняется, скорее всего, тем, что Е. Примаков, во-первых, пока не убежден в том, что ему удастся победить в лобовом конфликте с всенародно избранным президентом, сохраняющим легитимность и значительные информационные и другие ресурсы, а во-вторых, тем, что подобный конфликт вынудил бы Е. Примакова вступить в острую борьбу с другими претендентами на верховную власть, к чему премьер, возможно, еще не вполне готов.

Итоги последнего заседания СФ создали хорошие предпосылки для дальнейшего укрепления позиций правительства и освобождения российской политической сцены от реликтов радикального реформаторства, пытающихся вернуться в Кремль с помощью интриг президентского окружения. СФ заслушал и одобрил отчет спецкомиссии, которая изучала причины и последствия кризиса 17 августа. Принятое постановление по этому вопросу закрывает для большинства нынешних претендентов на правительственные посты дорогу во власть.

Можно сделать вывод, что премьер, видимо, полагает, что политический кризис и сопутствующие ему конфликты развиваются в нужном для него направлении и не требуют его прямого участия. При этом он не прекращает влиять на развитие политичекой ситуации, стимулируя те процессы, которые ведут к ослаблению позиций Б. Ельцина и его окружения.

РАДИКАЛИЗАЦИЯ НАБИРАЕТ ТЕМПЫ

Эта стратегия премьер-министра сказывается и на динамике настроений оппозиции, которые все заметнее радикализируются по мере ослабления Кремля и усиления главы правительства. С крайне жесткими заявлениями на минувшей неделе выступил лидер КПРФ Г. Зюганов, предостерегший президента от попыток изменения состава правительства и заявивший, что отставка Б. Ельцина является единственным условием присоединения КПРФ к пакту о согласии. Близкая коммунистам АПР на своем 7-м съезде приняла и направила в президентскую Администрацию так называемый “крестьянский импичмент” с требованием отставки президента. Новой ступенью в кризисе президентской власти обещает стать встреча Б. Ельцина с Федеральным Собранием для обнародования ежегодного послания, намеченная на 30 марта.

Эти действия оппозиции являются вероятно частью ее стратегического плана, рассчитанного на то, чтобы, во-первых, способствовать дальнейшей делегитимации президентской власти и ускорению процесса перетекания властных полномочий к правительству, Совету Федерации и Государственной Думе, и, во-вторых, вызвать жесткие ответные действия власти, которые, в свою очередь, вызовут сопротивление ряда элитных групп и предопределят окончательный кризис и крах режима. В итоге возникнут условия для быстрого изменения конституционного строя. Подобные планы оппозиция делит с влиятельными политическими силами. Недавно вновь возникли слухи о том, что часть региональных элит готова отказаться от президентской республики и всеобщих президентских выборов под тем предлогом, что президентская власть, по крайней мере, в ее современном виде не в состоянии учесть и согласовать реальное многообразие общественных интересов.

В то же время другая часть элиты, возможно, видит в ускорении ухода Б. Ельцина одно из условий проведения досрочных президентских выборов и сохранения режима суперпрезидентской власти. Подобные настроения, по мнению наблюдателей, характерны прежде всего для столичного мэра Ю. Лужкова.

Радикализация и консолидация сил, выступающих за различные варианты форсированного перехода от ельцинского периода к постельцинской фазе политического развития, вызвали к жизни и “симметричные” варианты ответа со стороны режима, борющегося за свое выживание. Вместе с тем, вероятно, кризис нынешнего режима зашел настолько далеко, что никакие из предлагаемых путей его спасения не выглядят реализуемыми.

Следуя своей излюбленной тактике “выжженной земли” Б. Ельцин пришел в конце концов к полному политическому одиночеству и заканчивает свою политическую карьеру окруженный многочисленными сильными врагами и очень немногими и крайне неискренними политическими “друзьями”.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СТРОГАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ СОБРАНИЕ
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
РАБОЧИЕ МЕСТА НЕ ГРИБЫ НА ПОЛЯНКЕ, САМИ СОБОЙ НЕ ВЫРАСТУТ
ВЛАСТЬ МИФОТВОРЦЕВ
МОЛОДОЙ КАНДИДАТ
“Не счесть алмазов в каменных пещерах…”
ОХРАНУ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРЖЬЯ – ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
И НА ОХОТНИКА НАШЕЛСЯ ОХОТНИК
СОГЛАСИЕ – В ДОБРОТЕ
“Там русский дух, там Русью пахнет…”
Анализ обстоятельств принятия решений от 17 августа
БЛЕСК ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОНЕ НИЩЕТЫ
Красногорские уроки мужества
ВЕСНА – КРАСНА
Чтобы не болела спина
ИЗЫСКАННАЯ ПРОСТОТА
РЕДИСКА – ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ
Жучка и мурка – терапевты
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
УДАР КЛЫКА


««« »»»