Анализ обстоятельств принятия решений от 17 августа

На прошлой неделе Совет Федерации заслушал и одобрил отчет спецкомиссии, изучившей причины и последствия кризиса 17 августа. Учитывая политическую важность выводов комиссии, мы публикуем основные положения ее итогового заключения.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года

Анализ обстоятельств принятия решений от 17 августа позволяет сделать следующие выводы.

1. Решения от 17 августа принимались С.В. Кириенко и С.К. Дубининым от имени соответственно правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации при участии министра финансов Российской Федерации М.М. Задорнова и первого заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации С.В. Алексашенко, а также А.Б. Чубайса и Е.Т. Гайдара, приглашенных в качестве экспертов председателем правительства Российской Федерации.

Подготовка и принятие указанных решений проходили с грубыми нарушениями принятых процедур подготовки решений правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, без необходимых в таких случаях экономической и юридической экспертиз, анализа вероятных последствий. Проекты решений не проходили согласования в соответствующих ведомствах, не обсуждались на заседаниях правительства Российской Федерации и совета директоров Центрального банка Российской Федерации.

Указанные обстоятельства позволяют поставить вопрос о персональной ответственности С.В. Кириенко и С.К. Дубинина за превышение ими своих полномочий при принятии решений от 17 августа, а также о персональной ответственности С.В. Кириенко, С.К. Дубинина, М.М. Задорнова, С.В. Алексашенко, А.Б. Чубайса, Е.Т. Гайдара за последствия принятых решений.

2. Привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С.В. Кириенко без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России.

В ходе подготовки решений от 17 августа А.Б. Чубайсом по согласованию с председателем правительства Российской Федерации и председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. Не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать грубое нарушение С.В. Кириенко и А.Б. Чубайсом установленных законодательством требований по соблюдению государственной тайны, проведению международных переговоров, обеспечению национальной безопасности.

3. Решения от 17 августа были приняты в нарушение гражданского законодательства, предусматривающего невозможность одностороннего расторжения договоров. Заявленное правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации изменение условий выпущенных в обращение государственных ценных бумаг ГКО – ОФЗ является неправомерным, поскольку означает односторонний отказ государства от исполнения принятого обязательства.

Временная комиссия отмечает следующие последствия решений от 17 августа.

1. Утрачено доверие инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций, что привело к серьезным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов, их резкому удорожанию, спровоцировало рост требований и претензий к российским банкам. Усилился отток капитала из России.

2. Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений.

Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд руб.

К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и связанные с исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств Центрального банка Российской Федерации по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах, которые могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей.

Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 – 150 млрд руб.

Вследствие отказа многих крупных банков от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет крайне негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.

3. Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 г., согласно официальным прогнозам:

– объем ВВП снизился на 50 – 77 млрд руб. в ценах на 1 января 1998 г.;

– объем инвестиций сократился соответственно на 22,9 млрд руб.

В 1999 г. ожидается снижение объема ВВП на 10 – 11 %, а инвестиций – на 12 – 17 % по сравнению с ранее прогнозировавшимся уровнем.

Общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд руб. в текущих ценах.

4. Существенно сократились доходы федерального и региональных бюджетов. Для бюджетной системы страны последствия решений от 17 августа связаны со спадом производства и ростом неплатежей, утратой части налоговых поступлений в обанкротившихся банках, сокращением доходов от таможенных платежей вследствие сокращения импорта.

Общий недобор доходов федерального бюджета оценивается в 35,9 млрд руб. К этому следует добавить потери бюджетов субъектов Российской Федерации, что в совокупности составит не менее 50 млрд руб. потерь для консолидированного бюджета страны.

5. Нанесен ущерб субъектам Российской Федерации, развитию федеративных отношений. Среди этих последствий следует выделить:

– резкое углубление долгового кризиса региональных бюджетов;

– сокращение доходной базы региональных бюджетов, углубление бюджетного кризиса в большинстве субъектов Российской Федерации;

– разрушение единого экономического пространства страны вследствие сегментации денежных систем и товарооборота в условиях паралича единой системы расчетов;

– усиление дифференциации регионов по уровню реальных доходов населения, предприятий и бюджетов.

6. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, которые в 1999 г. сопоставимы с доходами всего федерального бюджета, это создает угрозу возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.

7. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции.

Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия.

8. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 г. “О мерах по защите вкладов населения в банках”.

Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 г. по сравнению с августом этого же года на 31,1 %.

При этом следует отметить, что замораживание вкладов, ведущее к потерям гражданами России денежных средств, – это прямое нарушение части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, где записано: “Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”, и части 4 ст. 6 федерального Закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, согласно которой требуется обязательная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации тех нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, в которых непосредственно затрагиваются права, свободы или обязанности граждан.

Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы.

9. Произошло разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострилась угроза его перехода под контроль зарубежных структур. Одностороннее прекращение правительством Российской Федерации обслуживания своих долговых обязательств привело к многократному падению цен не только на ГКО – ОФЗ, но и на все ценные бумаги российских эмитентов.

Сегодняшние цены на объекты собственности в России, выраженные в иностранной валюте, стали в десятки раз ниже по сравнению с уровнем полугодовой давности и тем более с их реальной ценностью. Наряду с потерями обладателей российских ценных бумаг это создает серьезные угрозы национальной безопасности.

Возникла реальная угроза утраты национального контроля за рынком ценных бумаг – важнейшей составляющей рынка капитала, что со временем может повлечь за собой утрату национального контроля за основными отраслями российской экономики.

Решения от 17 августа нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составляет сотни миллиардов рублей, дискредитировали политику реформ, вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны. По масштабу нанесенного ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства.

Временная комиссия установила и проанализировала причины принятия решений от 17 августа, связанные как с текущими обстоятельствами обслуживания государственного долга, так и с особенностями проводившейся финансовой и макроэкономической политики.

1. Непосредственной причиной принятия решений от 17 августа стало отсутствие у правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО – ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов.

Реализовывавшийся с 1994 г. механизм наращивания государственных краткосрочных обязательств по принципу “финансовой пирамиды” привел к тому, что все большая часть государственных облигаций выпускалась для того, чтобы покрыть долг по предыдущим траншам облигаций, а поступления в государственный бюджет, соответственно, падали.

В 1998 г. рынок ГКО – ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита.

2. Наряду с объективными обстоятельствами важнейшей непосредственной причиной принятия решений от 17 августа стала некомпетентная субъективная оценка текущей ситуации и ожидаемых последствий этих решений со стороны принимавших их лиц.

3. Временная комиссия установила, что при подготовке решений от 17 августа не проводилось необходимых в таких случаях экономической и юридической экспертиз, расчетов и оценок вероятных последствий планируемых и альтернативных решений, согласований с заинтересованными ведомствами.

Это позволяет поставить вопрос о халатности и безответственности председателя правительства Российской Федерации, председателя Центрального банка Российской Федерации и его первого заместителя, министра финансов Российской Федерации, о грубом нарушении ими установленных процедур принятия решений такого уровня, а также норм законодательства, определяющих ответственность правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по своим обязательствам.

4. Возникновение долгового и бюджетного кризисов и принятие решений от 17 августа сами стали следствием проводившейся финансовой и макроэкономической политики, стратегических ошибок при ее формировании, что также должно быть отнесено к числу рассматриваемых причин.

Основной непосредственной причиной возникновения долгового кризиса стало завышение доходности ГКО – ОФЗ практически с первых же месяцев их размещения, что привело к осуществлению “пирамидального” принципа обслуживания накапливаемого государственного долга, согласно которому для погашения обязательств по уже размещенным ГКО – ОФЗ производилась эмиссия новых займов. Это неизбежно должно было привести к саморазрушению строящейся таким образом системы государственных заимствований и банкротству государства.

5. Ответственные работники Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации предоставляли руководителям государства, участникам рынка и общественности искаженную информацию об источниках обеспечения эмиссии государственных обязательств и очевидных негативных последствиях их наращивания по принципу “финансовой пирамиды”.

6. Высокая зависимость системы государственных заимствований от иностранных спекулятивных инвесторов, ориентированных на немедленное извлечение высокой прибыли и подверженных влиянию конъюнктуры международного финансового рынка, ослабила устойчивость государственной финансовой системы и стала одной из важных причин ее краха в результате массового вывода иностранных инвестиций с рынка в конце 1997 г. и в 1998 г.

Несмотря на имеющийся международный опыт и очевидные угрозы неконтролируемого оттока иностранного спекулятивного капитала в условиях обостряющегося финансового кризиса и начинающейся дестабилизации российского финансового рынка, руководители Центрального банка и правительства Российской Федерации не приняли никаких мер, упреждающих стихийный отток иностранного спекулятивного капитала или снижающих зависимость российского финансового рынка от международных спекулятивных операций. До момента финансового краха сохранялась линия на поддержание открытыми каналов вывоза из России иностранного спекулятивного капитала.

Поспешную и непродуманную либерализацию доступа иностранного капитала на внутренний рынок государственных ценных бумаг, принятие жестких односторонних обязательств России по дерегулированию движения иностранного капитала и фиксации колебаний обменного курса рубля в пределах привязанного к доллару валютного коридора в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса и при отсутствии внутренней макроэкономической стабилизации следует отнести к числу причин наступления неплатежеспособности государства по своим обязательствам и принятия решений от 17 августа.

Эти решения свидетельствуют либо о некомпетентности руководителей правительства и Центрального банка РФ, отвечавших за эти вопросы (А.Б. Чубайс, А.Я. Лившиц, С.К. Дубинин, С.В. Алексашенко, А.И. Потемкин), непонимании ими закономерностей функционирования мирового финансового рынка, либо об их зависимости от влияния заинтересованных зарубежных финансовых организаций, настоявших на реализованной схеме либерализации рынка государственных обязательств для нерезидентов.

7. В проведении политики “пирамидального” наращивания ГКО – ОФЗ, закончившейся решениями от 17 августа, немаловажную роль сыграл Международный валютный фонд, политику и рекомендации которого следует рассматривать в числе важнейших причин финансового кризиса и принятия решений от 17 августа. Он выступал от имени иностранных кредиторов России, отслеживая и утверждая проводившуюся экономическую политику. Без официальной поддержки МВФ осуществлявшейся практики государственных заимствований был бы невозможен их быстрый рост по принципу “финансовой пирамиды”.

Консультанты Международного валютного фонда последовательно настаивали на монетизации бюджетного дефицита путем эмиссии государственных обязательств и либерализации рынка ценных бумаг для доступа нерезидентов, участвовали в формировании политики привязки обменного курса рубля к доллару, не учитывая реальные возможности правительства и Центрального банка Российской Федерации по обеспечению этих механизмов и надежности технологий их реализации.

Международный валютный фонд был заранее проинформирован о готовившихся решениях (17 августа) представителями правительства Российской Федерации. При этом его руководителя не высказали возражений или сомнений в целесообразности и необходимости готовившихся решений. Таким образом, МВФ несет свою часть ответственности как за макроэкономическую и финансовую политику, повлекшую саморазрушение российской финансовой и банковской систем, так и непосредственно за решения от 17 августа.

8. Оценивая причины финансового кризиса и решений от 17 августа, Временная комиссия констатирует высокую уязвимость существующей системы государственного устройства и установленных в ней процедур принятия решений для некомпетентных или преднамеренных действий руководителей Министерства финансов Центрального банка и правительства Российской Федерации, отсутствие системы ответственности этих должностных лиц не только за обоснованность, эффективность и целесообразность принимаемых решений, но и за их соответствие законодательству.

Материалы, подготовленные комиссией, позволяют сделать вывод о несоответствии занимаемым должностям ответственных работников Министерства финансов и Центрального банка, отвечавших за политику государственных заимствований и не информировавших своих руководителей об очевидных угрозах ее краха, а также самих руководителей (А.Я. Лившиц, А.Б. Чубайс, М.М. Задорнов, С.К. Дубинин), игнорировавших очевидные угрозы проводившейся политики и дезинформировавших руководство страны в отношении ее обоснованности и устойчивости.

Временная комиссия отмечает, что анализ имевшихся предложений и рекомендаций правительству и Центральному банку по смягчению долгового кризиса и предотвращению банкротства государства по внутренним обязательствам позволяет с уверенностью утверждать о наличии альтернативных, гораздо менее разрушительных возможностей выхода из долгового кризиса, от которых их руководители сознательно отказались.

Временная комиссия отмечает крайнюю неэффективность использованной технологии государственных заимствований для финансирования дефицита федерального бюджета. Согласно имеющимся данным, за все годы размещения государственных краткосрочных облигаций доходы от их размещения за вычетом расходов на выплату процентов и погашение долга не превысили 30 млрд руб. Следовательно, потенциальные потери государства от сооружения финансовой “пирамиды” ГКО – ОФЗ составили свыше 400 млрд руб. в виде государственного долга.

Временная комиссия не исключает наличия элементов сговора и злоупотреблений служебным положением при принятии решений от 17 августа.

Исходя из этого, Временная комиссия считает необходимым продолжение расследования обстоятельств принятия решений от 17 августа силами правоохранительных органов в целях выявления возможных фактов использования информации о готовящихся решениях в коммерческих интересах и в ущерб интересам государства, передачи конфиденциальной информации представителям иностранных и российских финансовых организаций, а также уточнения реальных мотивов принятия решений от 17 августа.

Временная комиссия предлагает Совету Федерации Федерального Собрания обратиться к президенту и правительству с просьбой принять меры к тому, чтобы лица, участвовавшие в подготовке и принятии решений от 17 августа, не могли более занимать никаких должностей ни на государственной службе, ни в организациях, в которых имеется доля государственной собственности.

Временная комиссия полагает целесообразным организовать с участием профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, правительства и Генеральной прокуратуры РФ подготовку законопроектов, исключающих возникновение подобных ситуаций в будущем.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ – 2
РУССКОЕ СОБРАНИЕ
БЛЕСК ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОНЕ НИЩЕТЫ
РАБОЧИЕ МЕСТА НЕ ГРИБЫ НА ПОЛЯНКЕ, САМИ СОБОЙ НЕ ВЫРАСТУТ
Красногорские уроки мужества
МОЛОДОЙ КАНДИДАТ
ВЕСНА – КРАСНА
ОХРАНУ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРЖЬЯ – ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Чтобы не болела спина
СОГЛАСИЕ – В ДОБРОТЕ
ИЗЫСКАННАЯ ПРОСТОТА
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
РЕДИСКА – ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ
ВЛАСТЬ МИФОТВОРЦЕВ
Жучка и мурка – терапевты
“Не счесть алмазов в каменных пещерах…”
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
И НА ОХОТНИКА НАШЕЛСЯ ОХОТНИК
УДАР КЛЫКА
“Там русский дух, там Русью пахнет…”
СТРОГАЯ АКАДЕМИЯ


««« »»»