Алексей Антошин, защитивший в прошлом году, в возрасте 23 лет кандидатскую диссертацию по истории, – в Уральском государственном университете самый молодой преподаватель.
В разговоре с ним я не мог удержаться от вопроса: “Среди Ваших студентов, наверное, немало людей старше Вас. Это не создает проблем в отношениях с ними?”
“Нет, – ответил он, – обычные отношения между преподавателем и студентами”.
Необычно то, как он пришел к истории. Все его предки по мужской линии до середины XIX в. были офицерами. Отец, ныне полковник, конечно же, очень хотел, чтобы Алексей продолжил семейную традицию. Но сын мечтал о журналистике. Даже занимался в школе юных корреспондентов, действовавшей при университете. Тогда же появился интерес к истории. Результаты своих изысканий Антошин оформлял в виде газетных статей. Прочитав одну из них, его преподаватель в школе юнкоров, студент-старшекурсник журфака, сказал: “Вот если бы здесь стояла подпись кандидата исторических наук, а не твоя, можно было бы нести в научный журнал”.
В следующем году реферат Антошина занял 2-е место на областной олимпиаде старшеклассников. Это окончательно убедило Алексея заняться историей.
Тот школьный реферат был посвящен политическим партиям России начала ХХ в. Он и потом, учась в университете, продолжил исследование все той же темы. Диссертация его называется “Партия правового порядка в России начала ХХ века”. Оказывается, существовала такая! Как ни удивительно, о ней почти ничего не сказано в литературе, в том числе и в специальной. А она между тем была довольно сильной и многочисленной. По числу приверженцев превосходила такие известные партии, как кадетская и октябристская.
Секрет партийного успеха, как объясняет Алексей Антошин, был в одном из лозунгов: “За единую и неделимую Россию”. Очень актуально, не так ли? Провозглашалась борьба за конституционные и экономические реформы, демократизацию общественной жизни. Но именно лозунг о единстве был лучше всего воспринят русским населением национальных окраин.
Исторические параллели того далекого времени и сегодняшнего дня поразили молодого ученого. “Надо знать прошлое, чтобы лучше понять настоящее”, – говорит он. “Для устройства личной судьбы это дело, наверное, малоперспективно. Сейчас ведь все идут в экономисты, юристы”, – заметил я. “Может и так, – услышал в ответ, – но, знаете, в прошлом году, например, конкурс на исторический факультет был в университете самым высоким, так что полку историков прибыло”.
Анатолий ДЖАПАКОВ,
Екатеринбург
На снимке: А. Антошин