МЫ БЫЛИ БОГАТОЙ СТРАНОЙ…

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бесконечно можно только созидать. Процесс растаскивания национального богатства имеет естественный предел – оно кончается. “Момент истины” наступил 17 августа 1998 г. Правительству Кириенко стало ясно: дальнейшее обслуживание пирамиды ГКО неизбежно поглотит не только золотовалютные резервы, но и кредиты МВФ. За этим маячил социальный взрыв …

“ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ” В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Принимая решение об отставке, правительство Кириенко спасало прежде всего само себя. Но и о друзьях-олигархах оно не забыло. После 17 августа операция “Разграбление России” вступила в заключительную фазу. Ее последний этап называется “спасением коммерческих банков”. На эти цели уже израсходовано более 55 млрд руб. Это больше, чем банки потеряли на крахе пирамиды ГКО. А банкам все не в коня корм. Как “лежали”, так и “лежат”. Российские коммерческие банки – это черные дыры, из которых не возвращается ничего.

Нетрудно представить, какой разговор состоялся на “тайной вечере” между банкирами, премьером правительства и председателем Центробанка в канун 17 августа, когда стало ясно, что правительство не в состоянии далее обслуживать задолженность по ГКО и вынуждено прекратить выплаты по ним.

Банкиры: “Вы что, в самом деле, совсем голову потеряли? Хотите нас без копейки оставить? За все хорошее, что мы сделали для вас и для президента?”

Премьер: “А вы не знаете, что у нас золота и валюты осталось на две недели? Раздадим – и что дальше? Оставим людей накануне зимы без импорта? Нам что, на свободе гулять надоело?”

Банкиры: “Есть вариант. Вы даете нам три месяца, чтобы мы успели вывезти отсюда деньги. За частные вклады пусть расплачивается Сбербанк. А дальше – разгоняйте инфляцию”.

Правительство и Центробанк пошли олигархам навстречу. Свои люди – сочтутся! Иначе как объяснить абсурдное на первый взгляд решение о предоставлении банкам 90-дневной отсрочки по иностранным платежам! У государства нет денег? Прекрасно, но при чем здесь банки? Они же учреждения частные, коммерческие.

Кириенко выполнил обещанное и сразу ушел. Дубинин продержался еще пару недель. Но их оказалось вполне достаточно, чтобы раскрутить маховик инфляции, объявить о переводе вкладов населения из коммерческих банков в Центробанк с последующей выплатой по старому курсу и таким образом в несколько раз снизить обязательства банков перед вкладчиками.

Сразу же вслед за “историческим решением” правительства и Центробанка начался стремительный перевод денег из российских коммерческих банков за рубеж. Свидетельствует Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес – один из иностранных консультантов “Инкомбанка”: “Мы работали с “Инкомбанком” более двух месяцев, и нам показалось, что руководители “Инкомбанка” занимались спасением самих себя… Нам известно, что западные кредиторы готовят иски, чтобы возбудить уголовное дело против президента “Инкомбанка” Виноградова и других ответственных за то, что за два месяца исчезло 1,5 миллиарда долларов.”

Олигархи ничего не потеряли на крахе банковской системы. Напротив, многие из них стали еще богаче, еще влиятельнее. И не удивительно, если, открыв следующий номер журнала “Форбс”, публикующего личные состояния самых богатых людей мира, мы увидим на его страницах до боли знакомые лица и имена…

“ЗОЛОТОЙ ВЕК” КОРРУПЦИОНЕРОВ

Существующий сегодня механизм воровской, паразитической экономики формировался не один день. Его истоки уходят еще во времена Горбачева, когда были приняты Закон о кооперации и Закон о совместных предприятиях, которые открыли все шлюзы для бесконтрольных импортно-экспортных операций и откровенного спекулятивного обогащения за счет государства и граждан. Именно это обстоятельство, а не кризис социалистической системы привело к крушению советского строя.

С приходом Ельцина для дельцов, коррупционеров и жуликов всех мастей наступил золотой век.

В первые годы “реформ” чиновники обрели огромную власть: в их компетенцию входила выдача экспортных квот, лицензий, разного рода налоговых освобождений, таможенных льгот и т.п. Именно в этот период на всю страну прогремели скандальные дела, связанные с экспортом полумифической “красной ртути” (СадыковБурбулис), незаконным вывозом бриллиантов из России (Козленок и другие), фондом “Возрождение” (Руцкой), компанией “Сеабеко” (БирштейнЯкубовский), до сих пор так никем и не расследованные, несмотря на громогласные обещания.

Ни кто-нибудь, а сам Борис Ельцин рассказывает в своих воспоминаниях, как члены правительства приводили к нему на дачу сомнительных бизнесменов или подсовывали на подпись указы о назначении откровенных авантюристов на высшие должностные посты в государстве типа пресловутого “генерала Димы” (Якубовского), который (цитирую “Московский комсомолец”) “расхаживал по коридорам Кремля в одних трусах”.

Важнейшим этапом на пути создания коррумпированного государства стала ПРИВАТИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. Были приватизированы не только здания банков вместе с находящимися в них столами, счетами и калькуляторами, но и сама финансовая система страны вместе с финансами. Эта акция привела к тому, что впоследствии те, кто приватизировал банковскую систему, скупили весь сырьевой комплекс. Банкиры, скупив в массовом порядке ваучеры по цене двух бутылок водки, приобретали нефтяные компании и предприятия по производству цветных металлов, а менее лакомые куски позволили приватизировать местному бизнесу и руководителям предприятий.

В БЕСПРЕЦЕДЕНТНО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ…

Целью радикал-реформаторов было в максимально короткие сроки взрастить класс крупных собственников – опору нового “демократического” режима. С этой целью власть пошла на двойное преступление – либерализацию цен и ваучерную приватизацию. В результате одномоментного отпуска цен и последовавшей за ним безудержной инфляции граждане лишились своих сбережений, а предприятия остались без оборотных средств. Новые владельцы, приобретя предприятия за бесценок, не были заинтересованы в повышении их эффективности. Вся их деятельность была направлена на получение краткосрочной выгоды. Новые собственники стали продавать за рубеж по цене ниже себестоимости как готовую продукцию, так и полуфабрикаты и даже оборудование предприятий, а выручку переводить в оффшорные зоны за рубеж на кодированные счета. Всю эту аферу можно было бы охарактеризовать статьей из Уголовного кодекса: “Хищение государственной собственности в “беспрецедентно” крупных размерах по предварительному сговору группой лиц”.

Созданное за 75 лет национальное богатство стремительно уходило за рубеж. Но до появления олигархии было еще далеко…

НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ОЛИГАРХИ

Это была заря российского бандитского капитализма. В то время олигархии как таковой еще не существовало. Были очень богатые люди, разбогатевшие при непосредственной поддержке государственных чиновников. Но все же главным действующим лицом в игре по новым правилам был именно ЧИНОВНИК. Правительство стояло над бизнесом.

И тут наступает новый этап: создается рынок государственных ценных бумаг. Создатель этого рынка – заместитель министра финансов Андрей Вавилов – бессменный идейный вдохновитель, организатор и неутомимый участник гениальных комбинаций, преследующих одну цель – перекачать как можно больше бюджетных денег в карманы чиновников и “предпринимателей”. “Крестный отец” новой аферы – президент Ельцин, давший криминальному начинанию свое “отеческое” благословение. Этот рынок напоминает черный ящик: на входе – бюджетные средства и личные сбережения граждан, на выходе – доходы владельцев государственных “ценных бумаг”.

Радикал-реформаторы по сей день утверждают: рынок государственных ценных бумаг существует во всем мире, государство вынуждено занимать средства даже при бездефицитном бюджете. Все так, но только на Западе доходность этих бумаг не превышает 6 – 7% годовых: они для ленивых инвесторов, не желающих рисковать вложением средств в производство, где можно заработать больше, а можно и прогореть.

В России доходность по ГКО составляла 400 – 600% годовых (с учетом капитализации прибыли). Введение в 1995 г. так называемого валютного коридора привело к тому, что эта прибыль обеспечивалась фактически в валюте. Такие прибыли дает только наркобизнес. Нужно ли говорить, что создание такого “рынка” обрекало нашу промышленность на голодную смерть, а бюджет – на крайнюю степень истощения? Ведь выплаты по ГКО можно было осуществлять лишь за счет бюджета и внешних заимствований – иного, что называется, просто не дано. Но в такой ситуации неизбежно наступает момент, когда все новые займы уходят на погашение процентов по ранее сделанным долгам. На сленге реформаторов это называется “дефолтом”.

Вавилов был также автором известных афер с векселями прогоревшего банка “Национальный кредит”, МАПО “МИГ” и многих других. Даже председатель Центробанка Сергей Дубинин в конце концов вынужден был публично обвинить Вавилова в причастности к хищениям. Тот самый Дубинин, который только на своем основном месте работы получал зарплату в 1 млрд 208 млн руб. Поистине, вор у вора подметки украл!

За период 1995 – 96 гг. реальные активы владельцев крупнейших коммерческих банков возросли примерно в 10 раз. Одновременно стремительно рос внутренний долг – к моменту президентских выборов он составил примерно 60 млрд долл. Владельцы коммерческих банков пухли от денег, народ нищал.

ГОЛОСУЙ – НЕ ПРОИГРАЕШЬ!

Грандиозная акция по промыванию мозгов “Голосуй – или проиграешь” потребовала гигантских средств. Их могли дать только владельцы коммерческих банков. Разумеется, не безвозмездно, а в обмен на разного рода льготы для своих банков и предприятий. Но главное – впервые они получили возможность диктовать президенту и правительству свою волю. Президент оказался в зависимости от них. Так в России финансовая власть поднялась над властью политической.

Ельцин выиграл. Но выиграли и олигархи. Их участие в избирательной кампании обернулось огромными прибылями. Одновременно стремительно возросла сумма государственного внутреннего долга до отметки в 100 млрд долл. Правительству не оставалось иного выхода как допустить на рынок государственных ценных бумаг иностранцев (так называемых нерезидентов). В результате доходность по ГКО резко упала. Однако внутренний долг превратился во внешний, что еще более осложнило ситуацию.

ОЛИГАРХИ ПРОТИВ “ДВУХ МУШКЕТЕРОВ”

Большой бизнес в России – дело не только сверхприбыльное, но и крайне рискованное. Недаром в деловых кругах говорят: “Плох тот банкир, на которого не покушались”. Сформировавшаяся олигархия требовала от правительства “продолжения банкета”.

Даже имея в виду предельную коррумпированность действующей власти трудно понять, каким образом, находясь в здравом уме и твердой памяти, оно согласилось на проведение так называемых залоговых аукционов.С точки зрения интересов государства – чистое безумие. А уж само исполнение залоговых аукционов, вероятно, превзошло самые смелые ожидания автора этой идеи – г-на Потанина. Фактически, “Норильский никель” – предприятие, приносящее доходы в миллиарды долларов в год, достался ему даром. Смешная цена в 170 млн долл. на самом деле даже не была уплачена. Данная сумма никуда из ОНЕКСИМ-банка и не уходила. Она находилась там на специальном счете Минфина до тех пор, пока акции не были выкуплены ОНЕКСИМом за счет поступивших доходов от эксплуатации “Норильского никеля”.

Ознакомившись недавно с ситуацией на предприятии, раздосадованный вице-премьер Маслюков пригрозил “Норильскому никелю” национализацией. Но стремление к национализации быстро угасло, как только вице-премьеру стало ясно, что долги предприятия составляют 2,5 млрд долл. В наши дни новые собственники предприятий перво-наперво “приватизируют” прибыль, оставляя в наследство государству изношенное до предела оборудование, запущенную социальную сферу и колоссальные долги.

В 1997 г. стало ясно: собственности на всех уже не хватит. Конфликт между олигархами и правительством стал неизбежен. Чубайс осознал: сохранение прежнего курса – прямой путь к полному краху экономики страны, и значит – к собственной политической смерти. И тогда он сделал “смелый” шаг: выступил ликвидатором своих прежних ошибок и стал настаивать на отмене взаимозачетов, налоговых освобождений, дальшнейшем снижении доходности по ГКО, проведении реальных аукционов вместо виртуальных. Проводя свою излюбленную политику лавирования, президент попытался выставить в противовес набравшим силу олигархам двух своих верных “мушкетеров” – Чубайса и Немцова.

В итоге Чубайс был представлен в принадлежащих олигархам СМИ как один из руководителей некоего “виртуального заговора” против президента и отстранен от реальной власти. Неудачно сложилась политическая судьба и другого “борца с олигархией” – Бориса Немцова. Стараниями все тех же СМИ его рейтинг, некогда весьма высокий, упал в десятки раз – практически до нуля.

Дело в том, что к этому времени олигархи стали не только владельцами “заводов, газет, пароходов”, но и властителями дум, сформировав мощнейшие информационные империи. Но если Гусинский, создавая свою ЧАСТНУЮ компанию НТВ, начинал, так сказать, с нуля, то Березовскому удалось “приватизировать” “Останкино” всего за 2,5 млн долл. Этот телекомплекс в свое время обошелся стране в десятки миллиардов долларов. Березовский раньше других понял: вместо того чтобы приватизировать предприятие, лучше “приватизировать” его руководство. И если невозможно “приватизировать” всю страну, то вполне возможно “приватизировать” ближайшее окружение президента. А лучше – семью.

ВОРУЮТ…

Прав был великий историк: ситуацию в России во все времена можно было охарактеризовать одним словом “воруют”.

Олигархи и их “друзья” во властных структурах В ПРИНЦИПЕ не способны ни к какому созиданию. Они могут только красть и делить. Они не связывают свое будущее с Россией – “этой страной” на их жаргоне. Они давно заготовили себе “запасные аэродромы” – в Англии, на Мальте, во Флориде. Превратить их в нормальных предпринимателей столь же нереально, как сделать из Серого Волка Красную Шапочку.

“Юридическая энциклопедия” определяет коррупцию как “преступную деятельность в сфере политического и государственного управления, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения”.

Все руководители нашей страны предшествующего периода как могли боролись с коррупцией: Петр Первый колотил казнокрадов дубинкой, большевики ставили взяточников к стенке; драконовские законы, предусматривающие высшую меру наказания за хищения в особо крупных размерах, сохранялись до середины 80-х годов. Сегодня государство не только не борется с коррупцией, оно само оказалось поставлено на службу коррупции.

Честный предприниматель становится редкостью, от него избавляются всеми мыслимыми путями. А честного чиновника впору выставлять в музее.

“ПРАЗДНЫЙ ГРАЖДАНИН ЯВЛЯЕТСЯ ВОРОМ”

А ведь когда-то Советский Союз был богатой страной. Мы многое могли себе позволить. Мы поддерживали военный паритет со странами НАТО, которые за послевоенные годы израсходовали на гонку вооружений 10 трлн долл. Мы субсидировали стратегических союзников – Вьетнам, Кубу, страны Ближнего Востока. Мы оказывали помощь “национально – освободительным” движениям во всем мире – от Анголы до Никарагуа. Мы осуществляли гигантские “стройки века”, вкладывая фантастические средства в промышленную и социальную инфраструктуру Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, прокладывая БАМ, орошая пустыни и планируя “поворот северных рек”. Государство финансировало фундаментальную и прикладную науку, высшую и среднюю школу, бесплатную медицину, которая развивалась на уровне лучших мировых стандартов. Огромные средства выделялись на социальную защиту населения – бесплатные путевки в санатории и дома отдыха, пионерлагеря, пенсии, пособия – всего не перечислишь… А сегодня не только рядовые избиратели, но и многие известные экономисты задают, казалось бы, простой вопрос: куда же делись средства, некогда направлявшиеся на эти цели? Ведь сегодня мы никому не помогаем, а напротив, бродим по всему миру с протянутой рукой. За десять лет “реформ” не построено ни одного крупного промышленного предприятия, не создано ни одного солидного научного центра, а те, что еще существуют, находятся на грани выживания: ученые-физики падают в обморок у своих установок. “Реформаторы” не стесняются заявлять на каждом углу, что у государства нет средств на образование, медицину, культуру, а потому – надо жить по средствам.

По разным экспертным оценкам, из страны ежегодно вывозится более 50 млрд долл., похищенных у государства с помощью различных махинаций. По данным МВД, более трети преступных доходов тратится на подкуп высокопоставленных чиновников. В прессе приводятся фантастические сведения, никем как правило не опровергаемые. Если верить генералу Коржакову, только на одном из счетов Бориса Николаевича в лондонском банке находится кругленькая сумма в 5 млн долл., будто бы заработанная “литературными трудами”. А сколько в России “писателей” помельче – Чубайс, Кох, Мостовой – всех не перечислишь.

У одного чиновника из секретариата бывшего премьера в зарубежном банке был обнаружен счет на сумму 160 млн долл. За эти деньги можно было бы создать 50 тыс. рабочих мест.

О дальнейшем жизненном пути этих людей сказал недавно сам Альфред Кох – бывший вице-премьер и председатель Госкомимущества. Они эмигрируют из страны, у которой, как они полагают, нет никакого будущего. Расхлебывать заваренную ими кашу придется нам с вами.

Пока мы не наведем элементарный порядок в сфере экономики, не регламентируем деятельность правительственных чиновников, бюджет так и остается дырявым решетом, из которого деньги проваливаются прямо в карманы олигархов и чиновников. Но главное в ином. В советские времена мы были богаче не только потому, что чиновники меньше воровали. Страна работала, шли процессы созидания. Однако “борцы за права человека” внушали нам, что главное наше право – право не трудиться. Они забыли слова Руссо: “Всякий праздный гражданин является вором”.

Идеологи “жизни взаймы” десять лет внушали нам: продадим нефть, уголь, газ, никель, выпустим какие-нибудь облигации, разместим их на Западе, подзаймем у МВФ – и будем жить припеваючи, как на Западе. Не выйдет! Россия – не латиноамериканская республика, где возможно ленивое прозябание в тени банановых пальм. Самой российской географией, просторами страны, суровым климатом мы обречены жить собственным трудом. Мы можем отстоять свое право на существование в качестве великой державы только упорным трудом. Иного, увы, не дано.

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАЧЕМ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ НЕЗНАКОМКУ?
С КАЖДЫМ ГОДОМ НАС СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ
Уважаемые товарищи!
КУПЮРУ Я УЗНАЮ ПО БОРДЮРУ
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА НОВОГО СОЦИАЛИЗМА
Шанс на выживание
Как дать людям работу
Участники рейда-экскурсии охотно поделились своими впечатлениями.
Заявление Березовского о запрете КПРФ
“ПЯТАЯ КОЛОННА” В КРЕМЛЕ
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК ТРУДА
КОГДА ХУДЕЮТ ОЛИГАРХИ
ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ СЛАДКИХ ПРЯНИКОВ?
ДЖАКАРТА, САНТЬЯГО, ДАЛЕЕ – МОСКВА?
В ПОДДЕРЖКУ ПОЛИТИКИ СНПР
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ ФМИ ОТМЕТИЛИ СКАНДАЛОМ
Только грозы мне еще не хватало
ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ
Я ТВОЙ ЗАЙЧИК
Горные слезы
НА ДОСУГЕ ОТОБЕДАЙ
ТРЕБУЮТСЯ КОРОБЕЙНИКИ: ПЛАТОНОВ И НЬЮТОНОВ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ
БЫСТРО И ВКУСНО


««« »»»