СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК ТРУДА

ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИСПОЛКОМА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВА НА

ВТОРОМ СЪЕЗДЕ ДВИЖЕНИЯ “СОЮЗ НАРОДОВЛАСТИЯ И ТРУДА”

11 ноября 1998 г.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

Прошло всего четыре месяца со дня создания нового Общероссийского политического общественного движения “Союз народовластия и труда”. Срок невелик, но тем не менее он позволил сделать многое.

Прежде всего, наше движение – это не выдумка группы людей, стремящихся реализовать себя в политике, а закономерная реакция общества на современное состояние России. Об этом красноречиво говорит динамика развития Движения, его количественный и качественный рост. Судите сами.

Движение возникло 13 августа 1998 г. На сегодняшний день органами юстиции зарегистрированы 22 региональные организации и еще 47 организаций проходят регистрацию.

В составе Движения 88 региональных организаций субъектов Российской Федерации. Их советы проделали большую работу по созданию местных отделений и первичных организаций Движения. Сегодня их более пятисот.

Число индивидуальных членов – 152 тыс. человек, и оно продолжает быстро расти. Коллективными участниками Движения стали профсоюзные организации предприятий и учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Кемерова, Республики Бурятии и других регионов. С приходом этих организаций в Движение наши ряды увеличились более чем на 40 тыс. единомышленников.

Впервые в новейшей политической истории России мы реализуем на практике новую схему взаимоотношений с другими партиями и движениями. Она подразумевает три варианта:

I вариант предполагает вхождение общественных объединений в состав СНТ.

II вариантподписание соглашений о взаимном сотрудничестве и коалиционной политике.“Союз народовластия и труда” выступил инициатором создания коалиции центристских, левоцентристских и социалистических сил России, в основе которой – общности программных позиций. Именно такой подход, по нашему мнению, способен сделать реальностью широкое гражданское движение в России. В перспективе мы видим возможность создания на базе такого содружества Объединенной социалистической или социал-демократической партии России, способной реализовать интересы большинства наших граждан.

III вариант предусматривает тесное взаимодействие с рядом политических структур.

В рамках этого взаимодействия Движение участвует в различного рода общественно-политических акциях, проводимых в интересах людей труда.

Главная задача любого движения, в том числе и нашего, состоит в том, чтобы соединить идеологию созидания с общественной активностью граждан.

Особенностью идеологии Движения стало то, что она формируется и развивается открыто, в процессе активного обсуждения основных положений всеми желающими путем проведения широких дискуссий, круглых столов, теоретических семинаров, встреч, совместных мозговых штурмов. Идет не келейная выработка популистского документа под выборы, а собирание по крупице народной мудрости и опыта. Часть этого процесса – тысячи встреч с людьми разных профессий, тысячи писем, содержащих ценные советы и предложения.

Обозначилась устойчивая тенденция тесного взаимодействия многих наших организаций с центральной и региональной прессой. Стало очевидным, что освещение в СМИ деятельности “ Союз народовластия и труда “ приобрело регулярный характер.

Заметно активизировались наши международные связи, прежде всего рабочие, дружеские контакты с зарубежными социал-демократическими партиями.

Словом, проделана большая работа, но предстоит сделать еще больше. Ведь времени на раскачку история нам просто не дает. Пришла пора решительных и грамотных действий.

О ПРОГРАММЕ ДВИЖЕНИЯ

Ни одно движение не может рассчитывать на успех без хорошо продуманной и понятой программы.

Наша программа – закономерная реакция на качественные изменения общественно-политической ситуации в стране и мире.

Нерешенность старых и появление принципиально новых проблем общественного развития вызывают необходимость новых подходов к способам их осмысления и организации политической деятельности. Старое мировоззрение не помогает, новое еще не сформировано. И это в условиях, когда динамизм обстановки не дает времени на дискуссионную возню.

Начиная с 1991 г. нам представилась уникальная возможность сравнить достоинства и недостатки прежней жизни с последствиями энергично навязанных сверху псевдореформ. На пороге третьего тысячелетия российские люди пережили при жизни одного поколения два потрясения, прошли две эпохи.

Первая была связана с надеждами построить развитой социализм. И мы его построили: с сильным государством, но пустыми полками магазинов и талонно-карточной системой. Мы все жили в этом обществе. Будем честны, оно нам не понравилось, и мы от него отказались. Мы, а не наши отцы и деды.

Вторая эпоха, которая в настоящее время приказала долго жить, связывалась в сознании со всеобщим процветанием, рыночным благоденствием, двумя “Волгами” на ваучер и поголовным вступлением в средний класс. Вступили? Да! Но не в средний класс. Это называется по-другому и по-другому выглядит. Это криминализация и проституция, безработица и голод, всеобщая разруха. Дальше продолжать подобные “реформы” преступно.

Кстати, о среднем классе. Последнее десятилетие, и власть, и СМИ ее обслуживающие, с фонарем ищут этот самый класс. А ведь он реально существовал: государство пусть и недостаточно щедро, но с уважением относилось к тем, кого сегодня презрительно именуют “бюджетной сферой”: работникам культуры и образования, здравоохранения и науки, военным. Сегодня угроблены последние признаки среднего класса, даже в понимании власти предержащих.

Маятник истории описал полный круг. Из крайне левого положения он перешел в крайне правое и начал движение обратно. Куда? Опять в крайне левое. Но сколько же можно?

Выход из порочного круга очевиден: необходимо найти золотую середину. Соединить социальный прогресс с возможностями рыночной экономики, с правом свободно излагать свое мнение и насыщенностью товарного рынка.

Приступая к разработке программы, мы исходили из того, что наша страна, наша российская цивилизация подошла к историческому рубежу, и сейчас мы должны дать ответ на гамлетовский вопрос для всего государства: “Быть или не быть”.

В программе мы поставили вопросы, от решения которых зависит, по существу, существование России. Это наше видение будущего, идеалы, которые исповедуем, и отношение к проблеме власти.

Особенностью разработки нашей программы явилось открытое обсуждение ее содержания с привлечением широкого круга специалистов и просто людей, желающих поделиться наболевшим за годы псевдореформ.

Самое главное состоит в том, что люди искренне верят нам и надеются на то, что в изменении жизни к лучшему “Союз народовластия и труда” скажет свое слово. Согласитесь, доверие в наше время ценнее любой валюты.

В проекте нашей программы были выделены следующие разделы: “Свободный человек – человек труда”, “Крепкая семья – основа общества и государства”, “Солидарное общество – основа гражданского мира”, “Ответственному государству – поддержку людей труда”.

Почему был избран такой подход? В чем его особенность?

Прежде всего в постановке человеческой личности в центр внимания политики государства в различных областях, начиная с экономики и кончая безопасностью.

Если мы будем осуществлять экономическую политику, держа в центре внимания конкретного человека, гражданина России, тогда мы станем поддерживать главным образом отечественного производителя и не будем увеличивать число рабочих мест в обеспеченной Европе.

Если мы направим деятельность государства на сохранение семьи, то приоритетными станут программы жилищного строительства, здравоохранения, материнства и детства, культуры и досуга.

В конечном счете укреплять семью – это значит создавать условия для достойной жизни человека, развития общества и государства.

Избранный подход подразумевает детальное рассмотрение основных направлений развития. С этой целью мы приступили к разработке целевых программ. К их подготовке привлекаются крупные отечественные ученые и специалисты, в том числе авторитетный Фонд “Реформа”. Программы будут разработаны в течение полугода и вынесены на всеобщее обсуждение. Думаю, что в последующем они могут стать проектами законов, направленных на подъем и развитие России.

В целевых программах нами рассматриваются проблемы, требующие немедленного решения. Например, инвентаризация ресурсов, поощряемое государством развитие мелкого и среднего предпринимательства, ликвидация беспризорничества, льготное налогообложение, возвращение награбленных капиталов в Россию и т.д.

В процессе работы мы стараемся избежать распространенной ошибки создания универсальных целевых программ для всех регионов. Совершенно очевидно, что Калининградская область не похожа на Красноярский край, Чукотка на Ставрополье. Общий шаблон здесь явно не пойдет.

Многое в решении внутренних проблем зависит от внешнего окружения государства. Это обстоятельство закономерно выдвигает международную политику Движения на одно из приоритетных положений.

Взгляды “Союза народовластия и труда” на международную политику государства исходят из того, что ситуация в мире коренным образом изменилась не в лучшую сторону. Вместо торжества нового политического мышления – серия вооруженных конфликтов по всему миру.

Вместо демилитаризованной Европы после самороспуска Варшавского Договора и вывода советских войск с территории других стран – расширение НАТО на Восток!

Вместо поиска новых способов решения спорных вопросов – старая схема военно-силового решения. События в Косове и вокруг Югославии в целом – яркое свидетельство тому.

Мы не тешим себя иллюзиями и отдаем себе отчет, что законы конкуренции, господствующие в мире, не пощадят Россию. Есть за рубежом силы, отнюдь не заинтересованные в развитии нашей экономики. Они хотели бы держать ее в режиме управляемого паралича.

Исходя из анализа внешнего окружения и внутренних возможностей, мы выработали варианты поведения государства на международной арене.

Принцип “железного занавеса” не пойдет. Принцип “чего изволите” по отношению к Западу, как это делал А. Козырев, тоже не годится. В этом случае потеря достоинства и позор России будут обеспечены.

Остается подход, основанный на строгом балансе своих интересов с интересами других государств. Мы намерены выстроить приоритеты с учетом прежде всего интересов России. Другие государства о себе заботятся в первую очередь. Почему бы не взять с них пример и нам?

СНГ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Отношение к государствам – членам СНГ и политика в ближнем зарубежье для нас являются приоритетными по ряду причин.

Во-первых, многие беды и проблемы в новых суверенных государствах имеют общую природу. Ассортимент политических ошибок и политических грехов перед собственным народом не отличается разнообразием: коррупция, гипертрофированная приватизация, невыплата зарплаты, отмывание “черного нала”, заказные убийства.

Во-вторых, внешнее окружение, исповедующее законы конкуренции и силы, встречает нас всех как побежденных в “холодной войне”. Началась гонка за приватизацию бывшего постсоветского пространства. Яркий пример – события в Центральной Азии, на Кавказе, трех ярусное соперничество вокруг нефти Каспия.

В-третьих, нас роднит необходимость объединения усилий для выхода из кризиса и обеспечения реальной, а не декларированной самостоятельности. Выход на магистральные пути развития всех и каждого государства СНГ может быть реализован только при объединении усилий. Кстати, цивилизованная Европа, с которой у нас любят брать пример, объединяется по многим параметрам своего бытия.

Конкретно нас объединяют уникальное геополитическое положение, транспортные коммуникации, энергетическая система, еще не разрушенная полностью база кооперации экономического, научно-технического и иного сотрудничества.

Нас объединяют судьба миллионов и десятков миллионов, родственные связи и судьбы которых разорвала так называемая суверенизация, замешанная на политических амбициях, эгоизме и болезненном национализме.

Оптимальный вариант: не навязывая друг другу свою волю, выстроить государственные приоритеты таким образом, чтобы выделить общие основы для существования и развития и на них сосредоточить совместные усилия.

В результате на месте разваленного Советского Союза, может, получим крепкий союз, которого еще не знала история.

Основанием для уверенности служит тот положительный опыт, который мы приобрели с Белоруссией. Мой недавний визит и беседы с руководством страны, и прежде всего с президентом А. Лукашенко, показали, что намерения объединиться гораздо сильнее, чем их представляют некоторые средства массовой информации.

Для того чтобы сосредоточить внимание на интернациональных процессах, важно перед всеми народами ответить на конкретные вопросы: для чего объединяем усилия, какую пользу они извлекут, чего следует ожидать в ближайшей и отдаленной перспективе?

Безопасность и оборона у нормального государства всегда находятся в приоритетном положении. Сейчас мы наблюдаем другой случай. Безопасность стала инструментом политической борьбы. Правящая элита под безопасностью понимает исключительно собственную безопасность, и риск потерять власть и собственную кормушку – как угрозу конституционному строю.

Разумеется, так долго продолжаться не может. Или нам “помогут” ускорить дело с созданием новой системы безопасности и обороны, или мы сами сделаем то, что подобает государству, живущему в отнюдь не безмятежном мире. Прежде всего, безопасность шире понятия “оборона” и включает в себя все способы ее обеспечения, в том числе и военные.

Продолжительное время России пришлось жить по законам осажденной крепости. Это неизбежно приводило к увеличению удельного веса военной составляющей в системе безопасности. Однако в погоне за сокращением “чрезмерной милитаризации” в результате бездарной политики государство стало утрачивать и минимально необходимое для обороны. Россия теряет самое главное – военных профессионалов. Это ослабление само по себе становится мощным стимулятором далеко не дружественного отношения к России не только традиционных противников по прошлому великому противостоянию сверхдержав, но и государств, обладающих средним калибром военной мощи.

Наряду с заботой о военной составляющей обороны мы должны совершенствовать другие невоенные способы обеспечения военной безопасности. Как известно, войны ведутся из-за чего-то. Если это сырье, полезные ископаемые и выгодное геополитическое положение, то почему бы не решить эти проблемы, не прибегая к оружию?

То же можно сказать и об опасности внутреннего раскола России.

Если государство рассчитывает на федерацию, а не на конфедерацию, то ему не обойтись без специальных государственных программ, которые бы объединяли, а не разъединяли регионы и субъекты Федерации.

Ни экономика, ни оборона, ни дипломатия не решат свои задачи без развития КУЛЬТУРЫ народа. Эту задачу мы считаем приоритетной, базовой. Культура – и средство, и условие, и предпосылка развития человека, общества и государства. Мы еще не все растратили и располагаем уникальными возможностями для сохранения и развития российской цивилизации.

Вот конкретный, казалось бы, незначительный пример. В будущем году исполняется 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. После мощного наката импортной культуры, примитивизации нравов и эрозии русского языка пушкинскую тему нужно развернуть как стратегическую программу по сохранению и развитию российской культуры.

“СОЮЗ НАРОДОВЛАСТИЯ И ТРУДА” НА ВЫБОРАХ 1999 ГОДА

Наша программа в конечном счете направлена на достижение тех целей, которые отчетливо заявлены в названии движения – “Союз народовластия и труда”. Мы понимаем народовластие как осознанный выбор власти трудовым большинством, выбор не только сердцем, к которому неоднократно призывали в последние годы горе-реформаторы, а умом. Мы понимаем народовластие как полную подконтрольность и подотчетность власти обществу, которое ее выбрало. Мы понимаем народовластие как прямое представительство трудового большинства во власти. Свободный труд, законность и порядок могут стать реальностью только после прихода к власти общественного большинства.

Какой бы ни была программа Движения, грош цена этой программе, если за нее не проголосовали избиратели. Именно поддержка народа – главный критерий. Грядущие выборы в Государственную Думу – реальная возможность приступить к осуществлению задачи достижения народовластия.

Мы ясно понимаем, что на эти выборы основные силы общества должны прийти в единстве. Воля и единство людей труда должны быть преобразованы в волю и единство власти. Не случайно в проекте нашей программы записано: “Мы граждане одной страны, у нас общая судьба, нам вместе искать выход”.

Наше Движение готово активно участвовать в объединении граждан на позициях возрождения России, готово выступить локомотивом этого процесса. И работа уже идет. Идейной основой объединения могут быть только центристские убеждения большинства соотечественников, уставших от бесконечных экспериментов на живом теле общества, сознательно отрицающих радикализм любой окраски и в то же время критически относящихся к так называемому курсу реформ.

Квалифицированное представительство большинства общества в высшем органе законодательной власти позволит выйти на президентские выборы 2000 г. с единой кандидатурой, способной получить поддержку общества. Победа на этих выборах будет означать создание в стране единой властной системы, а не заряженных на постоянную конфронтацию ветвей власти, готовых свалить все дерево государственности, как это происходит сейчас в нашей стране. Разорвав общество, сталкивая лбами своих одураченных сторонников, ветви власти фактически постоянно договариваются за спиной народа. Сегодня даже “архитекторы” развала все чаще говорят, что главной проблемой является не кризис в экономике или социальной сфере, а кризис системы управления, кризис власти.

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы исходим из принципа “не народ – для власти, а власть – для народа”.

Мы надеемся, что приход к власти людей, ясно понимающих, что нужно для подъема страны, искренне желающих работать, а не править, позволит в сжатые сроки приступить к преобразованию, отвечающему интересам сохранения и развития России. Первым шагом должно стать законодательное закрепление природного и производственного потенциала страны. Как можно быстрее необходимо прекратить расхищение всенародного достояния. В кратчайшие сроки предстоит разработать законодательные основы политики переходного периода, предложить обществу для принятия на референдуме четкую и понятную государственную программу по выходу из создавшегося положения, дальнейшему развитию России.

Должны быть определены и законодательно закреплены приоритеты политики государства в отношении человека, семьи, общества и развития государственности. Особое внимание сосредоточить на ключевых, перспективных направлениях, обеспечивающих быстрый подъем экономики, развитие социальной сферы, укрепление физического и нравственного здоровья граждан.

В течение жизни одного поколения мы должны осуществить прорыв России в новую эпоху – эпоху передовых технологий, рационального использования природных ресурсов, выгодного и безопасного вхождения России в новую систему международных отношений, развитой науки и культуры, гармоничного сочетания интересов каждого человека, семьи, общества, государства.

Мы не можем перепрыгнуть через законы истории, но мы можем сжать время ускоренным и целеустремленным развитием.

(Печатается с сокращением).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАЧЕМ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ НЕЗНАКОМКУ?
С КАЖДЫМ ГОДОМ НАС СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ
МЫ БЫЛИ БОГАТОЙ СТРАНОЙ…
КУПЮРУ Я УЗНАЮ ПО БОРДЮРУ
Уважаемые товарищи!
Шанс на выживание
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА НОВОГО СОЦИАЛИЗМА
Участники рейда-экскурсии охотно поделились своими впечатлениями.
Как дать людям работу
“ПЯТАЯ КОЛОННА” В КРЕМЛЕ
Заявление Березовского о запрете КПРФ
КОГДА ХУДЕЮТ ОЛИГАРХИ
ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ СЛАДКИХ ПРЯНИКОВ?
ДЖАКАРТА, САНТЬЯГО, ДАЛЕЕ – МОСКВА?
В ПОДДЕРЖКУ ПОЛИТИКИ СНПР
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ ФМИ ОТМЕТИЛИ СКАНДАЛОМ
Только грозы мне еще не хватало
ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ
Я ТВОЙ ЗАЙЧИК
Горные слезы
НА ДОСУГЕ ОТОБЕДАЙ
ТРЕБУЮТСЯ КОРОБЕЙНИКИ: ПЛАТОНОВ И НЬЮТОНОВ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ
БЫСТРО И ВКУСНО


««« »»»