Восьмилетняя эпопея с принятием Налогового кодекса (НК) вышла на новый виток: 16 апреля Государственная Дума приняла его правительственный вариант в первом чтении.
ДАЕШЬ!
Депутаты проявили редкое по нынешним временам единодушие, выбрав из десяти различных проектов именно тот, что был написан в Минфине. Да еще приняли его подавляющим большинством голосов: 312 – за, и только 17 – против. Не стоит и говорить, что Кодекс поддержали все фракции, от коммунистов до “яблочников”.
Принятию документа предшествовала активная предварительная подготовка – торг с отраслевыми лоббистами, принятие некоторых поправок от депутатов.
Нужно сказать, что само по себе первое чтение закона мало что значит. Думцы лишь сказали, что им нравится документ… в общих чертах. Дальше его можно перекраивать и переписывать: бюджетный комитет принимает поправки до 10 мая. Тысяча-другая предложений, думается, наберется. Второе чтение будет состоять из обсуждения и принятия этих поправок. Правительство хотело бы к осени покончить со всякими чтениями и окончательно принять закон. Однако, учитывая депутатскую медлительность, да и неясность судьбы Госдумы, вообще стоит предположить одно из двух: либо волынка с рассмотрением НК затянется еще на один год, либо закон примут без особых обсуждений и поправок.
В сущности, менять что-то в этом документе трудно, и вряд ли нужно. Главную мысль нового Кодекса изменить не удастся, а мысль эта проста: оставить все как есть.
РОКИРОВОЧКИ
Ныне существующая налоговая система перенесена в Кодекс почти полностью. Однако некоторые косметические изменения все же произойдут. Так, налог на прибыль снижается с 35 до 30%. Впрочем, подобная уступка налогоплательщикам объясняется просто – прибыли у предприятий почти не осталось, в результате чего и налог на нее, бывший некогда опорой государственного бюджета, превратился в жалкий довесок к другим платежам. Облегчение налогового бремени мизерно. Именно поэтому оно и стало возможно.
Другим,и на первый взгляд, более сильным шагом, является отмена налогов с оборота. Однако, отменив эти налоги для промышленных предприятий, Кодекс вводит их же для розничной торговли. В результате не изменяются ни цены, ни финансовое положение фирм.
Немного поменяются некоторые ставки, формы расчета платежей и так далее.
Из действительно серьезных нововведений можно отыскать лишь установление нового порядка налогообложения малых предприятий на основе так называемого вмененного налога. Теперь мелкий предприниматель будет платить не с каждой поставленной набойки на каблук или проданной плитки шоколада, а в целом со своего дела — мастерской ли по починке обуви или коммерческого ларька. Это упрощает жизнь и мелким налогоплательщикам – меньше расходов на ведение отчетности, не нужны кассовые аппараты, – и налоговым инспекциям – не надо отвлекать огромную армию сотрудников для проверки миллионов мелких торговцев: взял налог один раз, и забыл о торговой точке на год.
Впрочем, конкретные детали новой схемы налогообложения малого бизнеса будут расшифрованы в отдельных законах и инструкциях. А они могут подчас решительно переиначить первоначальную идею. Посему – радоваться за малых предпринимателей еще рановато.
В общем, произойдет не генеральная перестройка всей налоговой системы, а только ее маленький косметический ремонт: здесь подправят, там подкрасят…
ОТПИСКА?
Закономерен вопрос: зачем вообще принимать к действию не закон даже, а законище – толстенный фолиант в пять сотен страниц? Если исходить из той логики, что законы принимают для того, чтобы по ним работали, то это действительно очень странно. Тем более, что реальная, а не формальная реформа налоговой системы, направленная на снижение фискального пресса давно назрела.
На самом деле у принятой в первом чтении версии НК гораздо более “короткоживущая” подоплека. Дело в том, что в течение апреля Международный валютный фонд должен принять решение о продолжении программы кредитования России на ближайшие два года в сумме 2,8 млрд долл. При этом МВФ требует исполнения нашей страной некоторых обязательств. В их числе – принятие Налогового кодекса. Это, по мнению западных специалистов, поможет сформировать в России атмосферу стабильности в вопросах налогообложения, а значит продвинет нашу страну по пути реформ.
Мы-то знаем, что на бумаге можно написать все что угодно, а реальная жизнь все равно будет зависеть не от советов МВФ, а от того, как договорятся Иван Иванович с Петром Николаевичем. Поэтому реализовать формулу “Кодекс в обмен на деньги” – это выгодная и простая операция. Бумага – она стерпит. Главное – получить деньги.
Интересно, что даже те думские фракции, которым по статусу положено при слове “МВФ” возмущаться и топать ногами, дружно и безропотно проголосовали за тот Кодекс, который позволяет найти общий язык с этой финансовой организацией. Депутат-коммунист Братищев так и вовсе снял свой проект с голосования в пользу правительственного.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!
Демонизировать роль МВФ бессмысленно. Там люди советуют в меру своего профессионализма и понимания российской действительности. За следование этим советам они дают деньги. За неследование – не дают. Здесь все понятно и просто.
Для депутатов тоже все просто: как ни ругают они Валютный фонд на своих митингах, но в думских креслах им приходится руководствоваться более взвешенной логикой и понимать, что МВФ, каков бы он ни был, дает стране очень нужные “живые” деньги. Реально, в масштабе страны эти средства невелики: если принять всю экономику России за рубль, то помощь МВФ составит в ней меньше половины копейки. Но и это в хозяйстве пригодится – дают же, а не отнимают.
Но решая сиюминутные текущие задачи, и правительство, и депутаты совершенно игнорируют долгосрочные интересы страны. Кредиты когда-нибудь придется отдавать, а налоговую систему – серьезно изменять. Причем вносить поправки в Налоговый кодекс сложнее и неудобнее, чем в ведомственную инструкцию – кодекс по определению является документом многолетнего действия, стабильным, редко изменяемым.
Однако какие могут быть разговоры о стратегических интересах, если МВФ дает “живые” деньги? Причем завтра же.
Александр ТАРАСОВ
Фонд “Реформа”