ЛУЧШЕ ЗАЖЕЧЬ ОДНУ СВЕЧУ, ЧЕМ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОКЛИНАТЬ ТЬМУ

Владимир Павлович Полеванов – доктор геолого-минералогических работ, академик, один из крупнейших специалистов в мире в области поиска месторождений золота. В 1993 – 1994 гг. был главой администрации Амурской области. В 1994 г. был назначен председателем Госкомимущества, заместителем председателя правительства Российской Федерации. Выступил против “приватизации по Чубайсу” и был снят с должности. В настоящее время – председатель Совета директоров компании “Полегор”.

В 9-м (46) номере “Социалистической России” было опубликовано интервью с Владимиром Полевановым, в котором он заявил, что уход Чубайса из правительства – дело ближайшего будущего. Прогноз оказался точным.

Сегодня о проблемах добычи золота с Владимиром Полевановым беседует обозреватель “Социалистической России” Николай Гульбинский.

– Говорят, несколько лет назад, Вы, подобно астроному Лапласу, открывшему планету “на кончике пера”, “вычислили” месторождения золота где-то в Африке и отправились туда их искать. И нашли. Но об этом никому не рассказывали, надеясь со временем купить там участок земли и разбогатеть. Было такое?

– Было это в 1992 году. Я только что завершил написание докторской диссертации. Она была посвящена особенностям размещения золотых месторождений мира. Есть несколько “эталонных” областей, где, по всем расчетам, золото должно быть и где оно действительно есть. Это Калифорния, штат Виктория в Австралии, Колыма, Чукотка, Ленский район. У меня получилось, что к таким районам относится и север Африки. Там должно быть значительно больше рассыпного золота, чем принято считать. Наиболее перспективной в этом плане мне показалась провинция Мали Кениба. И я решил проверить свою гипотезу, установить, велики ли там запасы золота, как они расположены, какое золото там можно добывать. Мне удалось заинтересовать этой идеей российских предпринимателей, которые согласились профинансировать мою поездку.

Мы прилетели в Мали и там наняли маленький четырехместный одномоторный самолет, который мог садиться на любую косу. И вот на этом самолете в течение двух дней мы облетели верховья реки Сенегал. Это очень экзотические места, где вообще мало кто бывал из европейцев. Когда мы прилетели в провинцию Кениба, то оказалось, что там вообще никто уже много лет не видел белых людей. По древнему поверью, у местных жителей считалось, что прикосновение к белому человеку приносит счастье. Когда мы приходили в деревню, на нас цепялись “грозьдя” детей – по пять – шесть на одной руке. Очень симпатичные дети, малийцы вообще очень красивая раса. Мы заранее закупили для них конфеты, жевательную резинку, “Кока-колу”. Это вызвало у них дикий восторг – никто там такого не видел.

Местные жители добывают там золото методом “дикой кошки”, по каким-то им одним известным приметам, как грибы ищут.

– Почему “дикой кошки”?

– Этот термин придумали американские золотоискатели. Подбрасывают кошку в воздух и где она падает – там и роют шурф.

Наш приезд как раз совпал с началом “золотой лихорадки”. Золото добывают там всей семьей. Скажем, отец и старший сын роют шурф, затем один залезает в этот шурф и подает наверх вначале пустую породу, а потом, если повезет – золотоносную. Дома женщины дробят эту породу в ступе, затем в специальном корытце – “калебасе”, сделанном из половинки дыни, эта порода отмывается и остается золотоносный шлих. Самая ответственная работа поручается младшему поколению, которое на костерке сушит этот шлих, отдувает все лишнее, и на выходе остается почти чистый золотой песок.

– Условий для жизни белого человека там, конечно, никаких?

– Один из этих поселков, возникших на почве “золотой лихорадки”, называется Бабату. Там около пяти тысяч семей, которые настроили лачуг – одна на одной, как пчелиные соты. Вода – проточная, но они к этому привыкли, колодцы копают. Бань там никаких нет. Дома – глинобитные, с пальмовыми крышами, без окон, чтобы пыль не проникала.

Люди все серые от грязи, женщины – обнаженные, даже без набедренных повязок, но никто на это не обращает никакого внимания. Мужчины – в набедренных повязках, когда спускаются в шурф, иногда даже штаны одевают, если шурф глубокий – метров 15 – 20. В шурф они спускаются без веревки, прямо как земляные черви.

– А не страшно на такой глубине сидеть?

– Страшно. Шурф может обвалиться, и тогда человек там остается навечно. Может камень на голову упасть – и все: вытащить почти невозможно.

– А не бывает такого: кто-то нашел золото, пришли бандиты, отобрали и ушли?

– Нет, Мали – это мусульманская страна. Там за воровство линчуют на месте. Если есть бензин – обливают и поджигают, если нет – забрасывают камнями или топят. В столице Мали Бомако я наблюдал лоточников, которые среди огромной толпы продавали золотые изделия. Как пирожки. У некоторых этих изделий – совершенно уникальных – было на десятки тысяч долларов. И ни у кого не возникло мысли, чтобы схватить и убежать.

– Можно ли сказать по каким-то внешним признакам, что вот здесь золото есть, а здесь его нет?

– Вообще, бывалые геологи, что называется, кожей чуют, где золото есть, а где его искать бесполезно. Как грибники. Но в Мали я для себя обнаружил совершенно неожиданный критерий, который работал железно. Подъезжая к деревне, я считал там металлические крыши. Если крыш было много и много было нормальных домов, значит в этом районе есть серьезные запасы золота, и чем больше крыш – тем его больше. Я даже составил карту крыш.

– В чем тут связь?

– Для малийца мечта – переселиться в дом европейского типа. Они моют золото для того, чтобы построить себе дом и обеспечить учебу своих детей. И как только кому-нибудь улыбается удача и человек находит золотую жилу, он немедленно строит дом.

– Африка – это ведь всякие ужасы: жара, змеи, тропические болезни. Не страшно было?

– Когда мы прилетели в провинцию Кениба, мы взяли там джип и отправились на нем путешествовать. И сразу же столкнулись с двумя проблемами – обезьяны и пыль. Бывает, едешь и вдруг путь преграждает стадо бабуинов. Вожак взбирается на капот и ждет выкупа. Мы возили с собой в огромных количествах бананы, мандарины, апельсины. Иногда одной связки бананов оказывалось мало. Как только выкуп казался вожаку достаточным, он издавал гортанный клич и стадо немедленно освобождало дорогу. Дисциплина у обезьян железная.

И второе – пыль. Там знаменитые красноземы, которые в процессе выветривания измельчаются до частиц меньше пудры. Женщины легко представят, что такое африканская пыль. Малейшее дуновение ветерка – и сразу становишься “краснокожим”, дышать невозможно, пыль забивается в горло, легкие. Это еще страшнее, чем обезьяны. От обезьян можно откупиться, от пыли – нет.

– Но почему государство не добывает там золото на промышленной основе?

– Во-первых, у государства на это нет денег. Но оно поступило мудро. После того как в Мали было свергнуто псевдосоциалистическое правительство и к власти пришло правительство нормальное, оно приняло горное законодательство на основе австралийского как наиболее проработанного. Установили приемлемые цены на концессии, освободили золотодобытчиков от большинства налогов на пять лет. И сейчас там настоящий золотой бум. В Мали созданы настолько льготные условия, что туда даже начали свозить золото, добытое в соседних странах.

– А теперь Вы тоже собираетесь добывать там золото?

– В декабре прошлого года я уже был там как руководитель компании “Полегор” с тем, чтобы изучить возможность для концессии. Надеюсь, что уже в этом году мы будем добывать россыпное золото в Мали.

– А в России уже и золото невыгодно стало добывать?

– В России исторически 80 процентов золота добывалось на россыпных месторождениях. Они были высокорентабельны только в начальные периоды освоения. Колыма была фантастически богата. Амурская область. Но россыпное золото – самое рентабельное – там уже давным-давно выработано. К тому же развитию золотодобычи до недавнего времени препятствовало то обстоятельство, что добыча золота была частной, а покупать золото могло только государство. В Уголовном кодексе даже была статья, предусматривающая суровое наказание за уклонение от продажи золота государству. К счастью, сейчас принят закон о золоте. Он еще не вступил в силу, но когда это произойдет, золото в полном смысле слова станет рыночным товаром, и это сильно облегчит жизнь золотодобытчиков. Думаю, и в России удастся начать серьезную работу по добыче золота.

За два последних года цена на золото на мировых рынках упала на 25 процентов. Естественно, это обстоятельство также пагубно отразилось на добыче золота в России.

– А кто эту цену определяет?

– Ее определяют пять компаний на Лондонской бирже, которые собирают заявки со всего мира. Мне представляется, что падение цен было спровоцировано, чтобы “выбить” с рынка мелкие и средние компании, скупить за бесценок принадлежащие им месторождения и фактически установить монополию. Как бы то ни было, падение цен неизбежно сменится их ростом – так всегда было. Поэтому в ближайшем будущем золотодобыча может стать в России перспективным бизнесом: мы будем добывать золото рентабельно и успешно.

– То есть, от политики Вы вернулись к своей профессии?

– Во-первых, все, что связано с золотом, я знаю досконально. Во-вторых, я реализую известный, не знаю кем сформулированный принцип: лучше зажечь одну свечу, чем всю жизнь проклинать тьму. Можно день и ночь стенать, проклинать правительство и быть тысячу раз правым. Но это нисколько не продвинет нас по пути развития России. А то, чем я занимаюсь сегодня, – это шаг к тому, чтобы тьма над Россией развеялась. Мы работаем в Бурятии, в Амурской области. В Бурятии нам удалось мобилизовать около миллиона долларов частного капитала, который позволил обеспечить работой очень квалифицированных геологов, лишенных государственной поддержки. Более двух с половиной миллионов долларов мы вложили в проведение геологоразведочных работ в Амурской области. Сейчас мы организуем два новых рудника. А это значит – будут созданы сотни рабочих мест. И эта область – родная для меня – получит дополнительные налоговые поступления для решения социальных проблем.

– Я слышал, что Ваше имя в Амурской области как бывшего губернатора стало почти легендарным, особенно после того, как сменившие Вас последовательно гг.Ляшко и Белоногов развалили все, что можно. Говорят, что даже местные коммунисты обратились к Вам с просьбой вновь баллотироваться в губернаторы. Не хотите попробовать?

– Нет, в одну реку не войти дважды.

– Человек, побывавший в России у власти, как правило, уже не может нормально жить без нее. Власть – как наркотик. К тому же власть в России – еще и источник богатства, которого не даст никакая золотодобыча. Помните, у Галича: “Ну а если молчание – золото, то и мы, безусловно, старатели”. Вот и молчат, и одобряют любые безобразия власти. И “намывают” себе золотишко, которое никаким старателям не снилось.

– Из истории мне известны два человека, которые имели всю власть и все золото мира. Это Александр Македонский и Юлий Цезарь. Не думаю, что это принесло им счастье.

Владимир ПОЛЕВАНОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Итоги первого тура губернаторских выборов в Красноярском крае
В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ СНПР ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ АПРЕЛЬСКИХ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ
Игра по новым нотам
Шестые сутки голодают под землей 13 горняков шахты “Подмосковная”
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕРИАЛА
Уважаемый Мартин Люцианович!
КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ВОЕННЫХ?
ШАГИ-САЖЕНИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
О ЮНОСТИ ТРАВ И ТАЙНАХ ПРИПРАВ
ТРИ РАЗНЫХ ТОРТА ПО ПОЧТИ ОДИНАКОВЫМ РЕЦЕПТАМ
“СОЧИНЕНИЕ КО ДНЮ ПОБЕДЫ”
РЕКОРДЫ ГИННЕСА
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
ПОРТФЕЛИ ЗАКАЗАНЫ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
МУЖЕСТВО ПРАВДЫ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ – СТАЛ ЛИ ОН ОТ НАС ДАЛЕК?
ОБРАЩЕНИЕ
ДОМ БЕЗ ОКОН И ДВЕРЕЙ
Мышеловка для безработных


««« »»»