ШАГИ-САЖЕНИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

Смена социально-экономической системы и распад СССР нанесли тяжелый удар и по российской, и по белорусской экономике. Но при общности заявленных целей – переходе к рыночной экономике – в России и Белоруссии проводилась в последние годы различная экономическая политика и использовались далеко не одинаковые механизмы хозяйственного регулирования. Хорошо известен результат, к которому привел экономику России выбранный курс. А каковы дела у белорусских соседей?

В Белоруссии с самого начала была принята стратегия постепенного, государственно управляемого и социально щадящего перехода к рынку и эволюционной структурной перестройки экономики.

Белоруссия четко определила национальные приоритеты: агропромышленный комплекс, жилищное строительство и обрабатывающая промышленность, выпускающпя конкурентоспособную на внешнем рынке продукцию. Их поддержка осуществляется всеми возможными способами – прямым финансированием, предоставлением льготных кредитов, налоговыми льготами и пр. В результате масштабы негативных последствий для экономики в Белоруссии оказались значительно меньше, чем в России.

Начиная с 1996 г. в экономическом развитии Белоруссии произошел крупный перелом. Была разработана и начала успешно реализовываться Программа неотложных мер по выходу из кризиса. Были приняты Основные направления социально-экономического развития республики на 1996 – 2000 гг. Этими документами определены четкие стратегические ориентиры: развитие экспорта, строительство жилищ, производство продовольствия. Уже в 1996 г. в стране начался ощутимый экономический рост. Объем ВВП за год вырос на 3%, промышленной продукции – на 3,5%, продукции сельского хозяйства – на 2,4%. Средняя реальная зарплата увеличилась на 4%. Хотя продолжал снижаться общий объем инвестиций, но стало быстро расти жилищное строительство. Ввод в действие жилых домов за год увеличился на 35%.

В 1997 г. в реальном секторе экономики Белоруссии начался настоящий бум. Объем ВВП вырос на 10%, промышленного производства – на 17,6%. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 19,5%. Более чем на 30% сократилось число безработных. Средняя реальная зарплата возросла на 13%.

По итогам 1997 г. Белоруссия заняла первое место среди стран СНГ по уровню ВВП на душу населению. Этот показатель в 1997 г. в Белоруссии составлял 4422 долл., в России – 3991 долл., на Украине – 2005 долл. По оценкам экспертов Программы развития, ООН в соответствии с индексом развития человеческого потенциала, учитывающего продолжительность жизни, образование, душевой доход, Белоруссия была поставлена на 62-е место в мире. Это высший уровень среди всех стран постсоюзного пространства. По этим оценкам Россия занимает 67, Эстония – 71, Литва – 76, Латвия – 92 места.

Показатели макроэкономической динамики, разумеется, нельзя считать абсолютно достоверными в силу ненадежности расчетов целого ряда показателей, неподдающихся прямому статистическому наблюдению. Однако в целом интенсивный рост белорусской экономики в 1997 г. не вызывает сомнения.

Такая ситуация в экономике, при, безусловно, менее благоприятных, чем в России, ресурсных возможностях и более сложном внешнеполитическом положении, объясняется, на наш взгляд, следующими факторами.

Во-первых, в Белоруссии разработана и уже два года успешно осуществляется четкая последовательная стратегия экономических и социальных реформ, опирающаяся на собственный производственный и научно-технический потенциал и отвечающая национально-государственным интересам. Органы управления, включая и президента Республики Белоруссии, ведут большую работу по организации хозяйственных взаимодействий предприятий республики между собой, а также с предприятиями других стран СНГ. При этом характерно, что преобладает практика установления контактов не с федеральными органами России, а непосредственно с российскими субъектами.

Во-вторых, качественно более высоким уровнем управляемости белорусской экономики, основанной на сохранении высокой доли государственной собственности и на преимущественно нерыночных методах хозяйствования.

В настоящее время в Белоруссии в государственном секторе экономики работает 65% занятого населения, т.е. существенно больше, чем в других странах СНГ. В среднем по СНГ в государственном секторе экономики работает 35%, в России – 33%. Доля занятых в государственном секторе по сравнению с 1991 г. сократилась в Белоруссии на 12 пунктов, а в России – на 42 пункта. Государственные предприятия в Белоруссии производят 61% промышленной продукции, в России – 9%.

В-третьих, однозначной ориентацией Белоруссии на преимущественное развитие экономических связей со странами СНГ и, прежде всего, с Россией.

Активная позиция белорусского руководства по усилению экономической интеграции с Россией оказала существенное позитивное влияние на белорусскую экономику. Создание Сообщества двух государств весной 1996 г. и его превращение через год в Союз двух государств открыло для Белоруссии российский рынок и значительно повысило долю России в ее внешней торговле со странами СНГ.

Торгово-экономические связи Белоруссии с Россией составляют основную часть отношений со странами СНГ: 87% ее вывоза в страны СНГ и 80% ее ввоза из этих стран. При общем росте внешнеторгового оборота Белоруссии за 1997 г. на 24% товарооборот с Россией возрос на 39%. Вывоз из Белоруссии в Россию грузовых автомобилей вырос в 1,9 раза, металлообрабатывающих станков – в 1,6 раза, двигателей внутреннего сгорания – в 2,6 раза, шин – в 1,8 раза, холодильников – 1,5 раза, бумаги и картона – в 2 раза.

Ввоз же из России в Белоруссию рос более медленными темпами, чем вывоз. Поставки российского газа увеличились всего на 11%, а поставки нефти и угля даже несколько снизились. В то же время для обеспечения нужд расширяющегося белорусского машиностроения в 1,6 раза вырос ввоз цветных металлов.

Для белорусской экономики огромное значение имеет создание российско-белорусского союза, тогда как для России этот Союз хоть и играет положительную роль, однако его воздействие на российскую экономику невелико.

В-четвертых, существенным фактором сбалансированности торгово-экономических отношений явилось значительное увеличение торговых кредитов, получаемых Белоруссией от стран дальнего зарубежья, и прежде всего Германии.

Белорусское руководство, в отличие от российского, смогло не допустить утечки средств и капитала из страны за рубеж.

Таким образом, четыре главных фактора: сильная и авторитетная государственная власть, нерыночный характер белорусской экономики, союз с Россией и товарные кредиты стран Запада обеспечили невиданный подъем народного хозяйства Республики Белоруссии в последние два года, сознательно скрываемый большинством российских и зарубежных СМИ.

Например, на днях газета “Известия” опубликовала статью “МВФ разочарован в Белоруссии”, в которой признаются неверными меры, приведшие к реальному росту в экономике (государственное регулирование, валютный контроль и др.), и поэтому страна лишается кредитов и поддержки МВФ.

Разумеется, экономическая динамика республики в дальнейшем не будет столь стремительной, как это имело место в 1997 г. Однако при благоприятных условиях может быть обеспечен достаточно быстрый экономический рост и ее активное включение в систему мирохозяйственных связей.

Белорусская экономика имеет достаточные потенциальные возможности для динамичного социально-экономического развития. Решающим фактором такого развития является дальнейшее укрепление экономических связей с Россией, взаимная интеграция российской и белорусской экономики.

Однако при сохранении нынешнего социально-экономического курса это практически невозможно. Российская экономика вошла в полосу долговременной депрессивной стагнации. Вывести ее из этого состояния может только коренное изменение социально-экономической политики. Важнейшими направлениями таких изменений является принципиальное повышение уровня управляемости российской экономики, отказ от односторонней топливно-сырьевой ориентации, активная интеграционная политика на всем постсоюзном пространстве, проведение ряда глубоких институциональных преобразований. Только в этом случае развитие российско-белорусских хозяйственных связей будет иметь серьезную перспективу и явится важным катализатором социально-экономического прогресса обеих стран.

Союз с Белоруссией имеет для России не только экономическое, но и серьезное геополитическое и военно-стратегическое значение. Во-первых, в условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней, по существу, является внешней границей России. Ее содержание (обходящееся в 300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, “разгружая” соответствующим образом российский военный бюджет.

Во-вторых, на белорусской территории располагаются российские войска ПВО, которые, согласно имеющейся договоренности, не вносят плату за аренду земли. По экспертным оценкам, монтаж в России любой из расположенных в Белоруссии станций наведения будет стоить 2 – 3 млн долл.

В-третьих, создание российско-белорусского союза не только обеспечивает некоторый противовес намеченному расширению НАТО на Восток, но и блокирует реализацию планов образования так называемой балтийско-черноморской дуги из потенциально недружественных России государств.

И, наконец, в-четвертых, идущее вплоть до объединения сближение с Белоруссией – единственным верным и надежным партнером и сторонником интеграции, бросает вызов развитию центробежных тенденций в СНГ, коренным образом меняет картину на всем постсоветском пространстве.

Департамент региональной

политики и проблем СНГ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Шестые сутки голодают под землей 13 горняков шахты “Подмосковная”
ДОМ БЕЗ ОКОН И ДВЕРЕЙ
Уважаемый Мартин Люцианович!
Мышеловка для безработных
ТРИ РАЗНЫХ ТОРТА ПО ПОЧТИ ОДИНАКОВЫМ РЕЦЕПТАМ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ЛУЧШЕ ЗАЖЕЧЬ ОДНУ СВЕЧУ, ЧЕМ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОКЛИНАТЬ ТЬМУ
Итоги первого тура губернаторских выборов в Красноярском крае
РЕКОРДЫ ГИННЕСА
Игра по новым нотам
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕРИАЛА
ПОРТФЕЛИ ЗАКАЗАНЫ
КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ВОЕННЫХ?
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
О ЮНОСТИ ТРАВ И ТАЙНАХ ПРИПРАВ
МУЖЕСТВО ПРАВДЫ
“СОЧИНЕНИЕ КО ДНЮ ПОБЕДЫ”
ДЕНЬ ПОБЕДЫ – СТАЛ ЛИ ОН ОТ НАС ДАЛЕК?
В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ СНПР ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ АПРЕЛЬСКИХ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ
ОБРАЩЕНИЕ


««« »»»