Перемена мест слагаемых

Невзирая на форс-мажорный характер социально-экономических процессов в стране, власти удается сохранять относительную стабильность и действовать в рамках логики кулуарно-бюрократических процедур, мало зависящих от реального самочувствия общества. Минувшая неделя весьма рельефно продемонстрировала эту особенность российской политической динамики.

“КОГДА НЕ НАШИ ПОВАРА

ОРЛА ДВУГЛАВОГО ЩИПАЛИ”

Стержневой темой реакции российской власти на внешнеполитическую ситуацию стало подписание главами прибалтийских республик Хартии о партнерстве с США. Это вызвало серьезную озабоченность президента Ельцина, администрация которого заявила, что вступление в НАТО бывших советских республик приведет к пересмотру Россией договоренностей с Североатлантическим альянсом и вызовет изменения в военной доктрине России. В качестве упреждающего шага было заявлено о начале работы над созданием внутрироссийского пояса безопасности по всему периметру западных российских границ как ответной меры на экспансионистскую линию НАТО.

Весьма неприятным для России фактом явились заявления избранного в начале января президентом Литвы В.Адамкуса, который поставил под вопрос принадлежность России бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области, которая якобы была на Потсдамской конференции лишь временно передана в управление СССР, до тех пор “пока не будет решено, что делать дальше”.

Элементы давления на Россию прослеживались и в действиях ряда других восточноевропейских стран: так, “Газпрому” пришлось свернуть переговоры о продаже российского газа Болгарии ввиду неуступчивости болгарской стороны, а один из румынских военачальников, генерал М.Кэлмару, дал пресс-конференцию, на которой заявил, что румынские войска за 10 часов могут уничтожить “две 14-х армии” из Приднестровья. Ныне начинают накапливаться принципиально новые элементы в отношениях между Россией и ее соседями – элементы диалога с позиции силы.

Фактически такой же диалог ведет с Россией и Грузия. Лишь после того как Россия объявила недавно об уступке Грузии большей части своих военных баз, находящихся на российско-турецкой границе, Грузия изменила свою позицию в отношении собственного членства в СНГ, заявив устами председателя парламента республики З.Жвания о том, что говорить сегодня о выходе из СНГ неразумно.

Оправдались и предположения о том, что в политике США в Юго-Восточной Азии, переживающей наиболее острые приступы мирового финансового кризиса, заметную роль играет желание США вытеснить Россию как возможного конкурента на рынке вооружений этого региона. Министр обороны США на пресс-конференции в Джакарте с удовлетворением комментировал факт отказа Индонезией от плана закупки российских вооружений.

Так же, как и прежде, продолжала раскачиваться ситуация на Северном Кавказе, где на минувшей неделе был обнародован состав нового Кабинета министров Чечни во главе с и.о. премьер-министра, известным террористом Ш.Басаевым. В состав нового чеченского Кабинета вошли в первую очередь преданные Басаеву полевые командиры, что, как ни странно, было воспринято в российских либеральных СМИ как обнадеживающий фактор, обещающий стабилизацию в этой сепаратистской республике. Оказался проигнорирован тот очевидный факт, что именно на этот же период пришлось резкое обострение ситуации в приграничном с Чечней Дагестане. Если новому правительству Чечни не удастся выполнить своих обещаний по стабилизации ситуации в республике в шестимесячный срок (а вероятность успеха Кабинета Басаева крайне мала), России придется столкнуться с открытой экспансией чеченских боевиков на Северном Кавказе.

Линия российского руководства в отношении угроз, исходящих от басаевской Чечни, явно не приобрела определенности. С одной стороны, попытки найти пути к договоренности с басаевским Кабинетом, продемонстрированные в ходе переговоров вице-премьера Р.Абдулатипова с Масхадовым и Басаевым, совершенно очевидно наталкиваются на отсутствие реальных финансовых и иных материальных средств, которые требуются для экономической стабилизации ситуации в Чечне и на Северном Кавказе. С другой стороны, представители жесткой позиции в отношениях с Чечней, такие как глава МВД А.Куликов, не способны противостоять мощному прочеченскому лобби, особенно сильно влияющему на российские либеральные СМИ.

В силу этих причин есть все основания полагать, что и новый раунд межгосударственных переговоров в рамках российско-чеченской комиссии, начатый в Грозном секретарем Совета безопасности (СБ) И.Рыбкиным, не завершится серьезными результатами.

Смягчающие геополитическую ситуацию России факторы, такие как развитие российско-белорусской интеграции и попытки углубить интеграционный процесс в рамках Таможенного союза (так называемая “четверка”), являются недостаточными: во-первых, продолжают ухудшаться внутриполитические позиции А.Лукашенко, вызванные ухудшением экономического положения в республике и волнениями среди мелких торговцев из-за налоговой политики; во-вторых, государства СНГ, не входящие в “четверку”, стремятся осложнить положение некоторых из ее членов. Например, Узбекистан прервал поставки природного газа Казахстану и угрожает сделать то же самое по отношению к Киргизии; Украина не предпринимает никаких шагов в связи с деятельностью УНА-УНСО в Чечне; в отношении Белоруссии руководством Украины продолжается негласная линия на поддержку белорусской оппозиции.

НЕТ ДЕНЕГ. И НЕ ЖДИ, НЕ БУДЕТ

Мировой финансовый кризис в значительной мере откорректировал доселе радужные представления российских реформаторов о перспективе быстрого экономического подъема страны в результате притока иностранных инвестиций.

Представители ведущих европейских банков начали заявлять о том, что мировой финансовый кризис и неустойчивые перспективы российской экономики делают маловероятным пролонгацию кредитов западных банков, срок погашения которых истекает в течение ближайших 6 месяцев.

На минувшей неделе в России вновь был отмечен значительный спад стоимости акций, в том числе и таких перспективных компаний, как “Газпром”, “ЛУКойл”, РАО “ЕЭС России”, а также их партнеров. Так, например, были сорваны торги акциями “НОРСИойл”, вошедшей недавно в орбиту притяжения “ЛУКойла”, и фактически прекратилась продажа акций “Газпрома”.

В целом тезис о росте макроэкономической стабильности в российской экономике подвергается ныне суровому испытанию. Во-первых, зафиксировано увеличение темпов инфляции в текущем месяце по сравнению с декабрем прошлого года (на 1,6%). Во-вторых, руководство Госналогслужбы спрогнозировало ”большой спад в сборе налогов в январе” (на середину месяца было собрано лишь 2% от запланированного уровня), что ставит под угрозу платежеспособность правительства по его бюджетным обязательствам и соответственно перечеркивает усилия Кабинета по погашению долгов перед бюджетниками за январь и в последующие месяцы этого года. России так и не удалось избавиться от значительной скрытой эмиссии, последствия которой могут сказаться к середине текущего года, что еще более ухудшает экономические перспективы страны.

Российское правительство было вынуждено приостановить программу заимствований на международных финансовых рынках в первом квартале текущего года и принять ряд крайне жестких постановлений, касающихся порядка работы с должниками в топливно-энергетическом секторе. Согласно проекту одного из них, в стране фактически ликвидируется категория предприятий и учреждений, которые при любых обстоятельствах гарантируются от отключения электроэнергии и тепла, и регламентируется лишь порядок их подготовки к отключению за неуплату стоимости энергоресурсов.

РУССКИЙ БУНТ

Минувшая неделя была отмечена многочисленными проявлениями протестной активности в половине регионов страны. Крупные забастовки отмечены в Кузбассе, где бастовали свыше 180 тыс. угольщиков, в Приморье (также угольщики), в Ленинградской области, Бурятии, в Магаданской области (волнения водителей), в Ярославской и Костромской областях; голодный бунт отмечен на острове Русский в Приморье, где из-за прекращения транспортного сообщения с Владивостоком началась гибель людей по причине отсутствия медицинской помощи.

Это заставило активизироваться руководство ФНПР. Оно провело селекторное совещание с региональными профсоюзными лидерами, по итогам которого было принято решение о проведении 3 февраля очередной всероссийской акции протеста.

Был вынужден дать свои комментарии к решению об очередности платежей по зарплате и налогам Конституционный суд, заметно смягчивший свою позицию и фактически дезавуировавший ранее принятое решение о первоочередности выплаты налогов в казну.

Проблема шахтерских выступлений, по-видимому, останется хронической, что связано с данными в начале января 1998 г. российским правительством Всемирному банку и МВФ обязательствами по ускоренной реструктуризации российских угледобывающих предприятий и фактическим уходом государства из угольной отрасли. Предполагается массированная приватизация угольных компаний и закрытие тех предприятий, которые не будут акционированы в 1998 – 1999 гг. в силу своей нерентабельности.

ВОЛКИ И ОВЦЫ

Российская политика пока обладает достаточными системными ресурсами для гибкого приспособления к ухудшающимся внутренним и внешним параметрам отечественного политического процесса. Важнейшими из факторов, гарантирующих постепенную, эволюционную адаптацию сложившейся системы к условиям кризиса, остаются:

1. Социально-психологический фактор: отмеченный большинством социологов фактически беспредельный запас терпения у населения, его готовность поддерживать власть и порядок во всех тех случаях, когда отсутствует непосредственная угроза жизненным интересам той или другой группы, слабая степень социальной солидарности и неприятие организованных форм протеста; не случайно до сих пор протестная активность носит в большинстве случаев спонтанный, неполитизированный характер.

2. Политический фактор: отношения между властью и оппозицией, Центром и регионами определяются значительным перевесом ресурсов (финансовых, информационных, организационных и др.) в пользу властного элемента, что позволяет ему активно и адресно регулировать эти отношения, используя прежде всего приемы кооптации лидеров оппозиции и региональных элит во власть. На минувшей неделе политическое поведение оппозиции и региональных элит отличалось значительной эволюцией в сторону усиления конформности. Так, думская оппозиция начала свою весеннюю сессию, явно склоняясь к примирению с представителями “партии власти” в Думе по вопросу о распределении ключевых комитетов и комиссий нижней палаты парламента.

Региональные элиты в этом контексте выглядят более самостоятельными и активными, хотя и их самостоятельность не следует переоценивать, особенно в преддверии третьего чтения проекта бюджета, от которого зависит предоставление регионам трансфертов и других выплат из Центра.

ПРЕМЬЕР И ЕГО КОМАНДА

В то же самое время реальный политический процесс на прошедшей неделе отличался острой борьбой внутри российского Кабинета министров и властвующего истеблишмента вокруг вопроса о перераспределении полномочий внутри самого правительства. После явного поражения линии “молодых реформаторов”, с помощью которых президент пытался ограничить устойчивую для последних лет тенденцию роста авторитета и влияния премьера Черномырдина, вопрос о распределении функций внутри правительства назрел и стал вполне естественным.

Объявленные на минувшей пятнице изменения в системе обязанностей высшего руководства правительства отражают значительное усиление политического веса Черномырдина и близких к нему фигур в Кабинете. При этом изменилась роль в правительстве представителей “младореформаторского” крыла: из правительственных стратегов А.Чубайс, Б.Немцов и близкие к ним члены Кабинета передвинуты либо на важные, но тактические позиции, либо вообще на вторые роли.

Новый статус Черномырдина, который вновь непосредственно переподчинил себе стратегические ведомства – Минфин, Минтопэнерго, МЧС и госкомпанию “Росвооружение”, с весны 1997 г. находившиеся под кураторством “младореформаторов”, отражает также и наступившие последствия конституционного закона о правительстве, принятого Думой и недавно подписанного президентом. В соответствии с этим законом, премьер возложил на себя функции координации деятельности внешнеполитического ведомства, силовых министерств и ведомств (Минобороны, МВД, Минюст, СВР, ФСБ, Федеральная служба охраны, ФПС, ФАПСИ), прежде составлявшие исключительную прерогативу российского президента.

Вместе с тем, несмотря на потерю контроля над СМИ, Чубайс в целом сохранил устойчивые и прочные позиции в Кабинете. Ему поручено отвечать за разработку “стратегии рыночных реформ” (через Минэкономики). Под его кураторство переданы и важнейшие инструменты текущей финансовой политики государства – Налоговая полиция, Госналогслужба, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ряд других.

Чиновники, близкие к Чубайсу, – Уринсон, Ясин, Кудрин не только сохранили свои посты, но во многом и усилили позиции. На Уринсона официально возложена задача проведения линии Кабинета министров в сфере военно-технического сотрудничества, а Ясин назначен на важный для него пост члена госкомиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках, руководимой премьером.

Значительно ослабло положение в правительстве Немцова, сфера деятельности которого оказалась крайне урезанной (контроль над МПС и жилищно-коммунальным сектором). Тем самым Немцов обрекается на инертное существование в кругу второстепенных задач (как известно, даже реформа жилкомхоза отложена на неопределенный срок), отодвигается в тень и теряет перспективу подготовки к участию в президентской гонке 2000 г., что вполне логично с точки зрения Черномырдина, пытающегося расчистить этот путь для себя.

Эта линия российского премьера (нанесение ударов по наиболее уязвимым местам потенциальных соперников) на минувшей неделе достаточно рельефно проявилась в поведении команды Черномырдина. Так, против Сосковца, которого недавно прочили в вице-премьеры и даже в премьеры, в прессе началась кампания в связи с расколом компании “Транс уорлд груп”, раскрывающая тот факт, что в борьбе между братьями Рубенами и Черными Сосковец выступает на стороне последних. Упоминается имя Сосковца и в связи с делом “Голден Ада”, главный ответчик по которому А.Козленок был недавно задержан в Греции.

Одновременно продолжало усиливаться влияние на Гохран, добычу алмазов и торговлю драгоценными металлами приближенной премьером команды Чубайса – Уринсона – Мостового и т.д.

Как бы подтверждая тезис премьера о том, что удары можно наносить не только бомбами, но и хлопнув кулаком по столу, правительственные структуры, и в частности таможня, в считанные дни практически решили проблему контрабандного ввоза в Россию спирта на российско-грузинской границе с помощью рутинных формальных процедур, заменив этими процедурами силовые действия ФПС, предпринимавшиеся бывшим ее главой А.Николаевым.

Группировка Черномырдина заметно укрепила свои позиции в сфере контроля над финансовыми потоками. Премьер взял под свое покровительство Минфин, где за последние две недели произошла настоящая кадровая революция. Резко активизировал свою контрольную функцию Центральный банк России (ЦБР), выступивший с планами проведения аудита среди субъектов фондового рынка и ужесточивший требования к банковским резервам на возможные потери по ссудам, что воспринято большинством экспертов как очередной виток реализации линии на создание жестко контролируемой ЦБР банковской системы, подчиненной целям и задачам правительства. Стоит также отметить, что близкий к ЦБР и ориентированный на премьера Сбербанк вступил в выгодный для тактических, а, возможно, и стратегических целей российского премьера союз с бывшей структурой ОНЭКСИМа “МФК – Московские партнеры”, которая чуть ли не была распущена после объединения МФК с “Ренессанс-капиталом” Б.Йордана.

Вполне уверенно действовал на экономической сцене и “Газпром”, добившись погашения долгов со стороны Польши и Молдавии. Успешно складывались дела и у сателлитов “газпромовской” группировки – у банка “СБС-Агро”, подписавшего соглашение по финансированию экспортно-импортных операций с крупным германским банком (полагают, что в данном случае СБС перехватывает функции ОНЭКСИМбанка в торговле с Германией); у “ЛУКойла”, выигравшего тендер на закупку азербайджанской нефти и расширившего свое влияние в Литве, Румынии и в Казахстане.

“НОВЫЕ МАРГИНАЛЫ” РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

На фоне действий группировки премьера президентская группировка явно переживает период раскола и шатаний, заметно маргинализируясь. Она почти без боя уступила Черномырдину борьбу за перераспределение функций в правительстве, не сумела разбить сформировавшийся новый тактический, а может, и стратегический союз между Черномырдиным и Чубайсом и ныне, как полагают эксперты, испытывает серьезные затруднения в работе над очередным посланием президента Федеральному собранию. Изменения в распределении функций внутри правительства лишили остроты те разделы послания, которые были посвящены критике экономической политики “младореформаторов”, и, по оценкам прессы, в этом документе возникли пустоты, выпала его острая полемическая направленность.

В последнее время в администрации президента предпринимаются попытки сделать ставку на противопоставление политике Кабинета министров реальной ситуации в стране, которая-де упущена правительством и не контролируется им. В этом контексте главный фокус активности президентской администрации сконцентрировался на внутренних реформах (согласно прессе, речь идет о вычищении из администрации Ельцина явных и неявных сторонников премьер-министра и Чубайса, а также об упразднении института помощников президента, что пытается сделать глава администрации В.Юмашев, считающий, что институт помощников бросает вызов его собственному статусу руководителя президентской администрации).

В сложное положение в связи с успехами Черномырдина по консолидации под собственной властью Кабинета министров попали оказавшиеся вне системы банкирские группировки Березовского и Потанина, а также группа Лужкова.

Департамент политического

мониторинга Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Исключение из правила
Ореол красоты
А счастье было так возможно… после праздников
Молочные реки
Рубль – да не тот…
Совещание аппарата СНПР
Развитие малых предприятий – дело государственное
Недосол на столе
Потому, что стыдно
Зачем Центробанку деноминация
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Радиоактивный Гоголь
НЕ ХВАТАЛО ОДНОГО СТАНКА
Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?
Развитие малых предприятий – дело государственное
Полпред СНПР на Эльбрусе
Новый социализм для будущей России
Посчитали деньги в чужом кармане
В Багдаде пока неспокойно
Раздел продукции по-российски


««« »»»