Развитие малых предприятий – дело государственное

Интервью с президентом Фонда “Реформа”, лидером Социалистической народной партии России Мартином Шаккумом

РУССКИЙ БУМ – ВОЗМОЖЕН

– Когда читаешь Ваши статьи, Мартин Люцианович, возникает мысль: мы дошли до последней черты, отступать некуда. Действительно, правительство у нас сейчас ругают все, и даже президент Ельцин.

Экономика в упадке, безработица растет. СМИ переодически пугают “русским бунтом”. Но я Вам задам парадоксальный вопрос: а возможен ли русский бум?

– В принципе, рост после кризиса – это закономерность истории. Большинство сегодняшних государств с благополучной экономикой – Франция, Италия, Германия, Япония – в итоге второй мировой войны потеряли больше половины национального богатства. Но они сумели преодолеть кризисную ситуацию. Так что спад вполне может быть предвестником бурного роста. Оказавшись на краю пропасти, люди психологически мобилизуются, консолидируются, объединяют усилия. Но ничего не происходит само собой. История дает немало примеров и того, как оказавшиеся на краю пропасти в эту пропасть “благополучно” скатывались.

Правда, поддерживать систему с такими мощными ресурсами, как у нас, можно достаточно долго. Поэтому сегодня не стоит беспокоиться относительно “бессмысленного, беспощадного русского бунта”. Социальным психологам хорошо известно, что пассионарность, активность людей в фазе экономического спада снижаются и, напротив, растут в периоды развития и модернизации. Вспомните, насколько динамичной, насыщенной протестными акциями была общественная жизнь в 90 – 91 годах. И сравните с нынешней затхлой атмосферой.

– Почему же не возникает потенциал сопротивления?

– В периоды спада власть использует свой главный ресурс – цинизм. Происходит катастрофа за катастрофой, люди бросают свои дома и уходят в большие города, где можно хотя бы физически выжить, сужается наше жизненное пространство, но “все виноваты, кроме действующей власти”. Политика превращается в бесконечную мыльную оперу, где все роли четко расписаны, а экономика – в кормушку для олигархических группировок. Это не заставляет идти людей на баррикады, а ведет к распаду и деградации общества.

Такой тихий распад – пострашнее любого бунта.

Это вымирание – гибнут люди, города, школы, нравственность. При этом элита делает вид, что ничего не происходит: продолжает делить собственность, отрывая от государства кусок за куском. У Центрального банка и Минфина достаточно рычагов, чтобы поддерживать курс рубля и состояние валютных резервов. И главный ресурс власти – повторяю – цинизм. Никому ничего не платят – ни людям, ни предприятиям.

Надо понимать, что сам по себе бунт ничего не изменит – ну побьют стекла в витринах магазинов, потом подметут прилавки. Даже если леворадикалы сформируют свое правительство, оно просуществует 2 – 3 месяца, не решив ни одной из реально существующих проблем.

Надеяться, что беспощадный бунт сметет все и вся, -– наивно и опасно. Тактика власти, даже чисто финансовая, являет собой пирамиду. В ее основании – все богатство государства, потому выстраивать ее можно гораздо дольше, чем какое-нибудь МММ. Да, наш внешний долг в расчете на каждого российского гражданина вырос в 7 раз за последние 7 лет. Ну и что дальше? Ведь расплачиваться за это придется не сегодняшним правителям, а нашим детям и внукам.

– Так, может быть, все-таки Запад нам поможет?

– Такая ситуация прекрасно устраивает Запад. В отличие от наших политиков там смотрят далеко в будущее. Они прекрасно видят, что в России разрушаются самые главные институты общества – система образования, нравственная основа, научный потенциал нации. Вот что главное в современном мире, а не пресловутая нефть, о которой так пекутся наши политики. Цена ее упала на мировых рынках за последние два-три месяца на 20 процентов. В мире кризис перепроизводства нефти – развивающихся и отсталых стран столько, что они выбрасывают ее на рынок куда больше, чем нужно. Вот и представьте: пусть мы продадим за рубеж 300 миллионов тонн нефти. Даже если бы она обходилась даром, а это далеко не так, мы получили бы за всю выкачанную нефть 30 миллиардов долларов. И что эта сумма значит для всей страны?

– Для страны, наверное, немного, а для господина Березовского – неплохая прибавка к пенсии.

– Но самое–то главное, что эти 30 миллиардов страна не получит. Они все уйдут на покрытие расходов по добыче и транспортировке нефти. Весь смысл продажи сводится к тому, чтобы оставить часть выручки в западных банках на частных счетах. Торгуя сырьем, страна, по сути дела, работает себе в убыток. Чем дольше тянется такая ситуация, тем больше проедается потенциал возрождения.

А такой потенциал пока есть, и его составляющие – это система образования, научные кадры, нравственная база общества. Экономические же ресурсы сегодня играют вспомогательную роль. В 21 веке все развитие будет определяться именно интеллектуальным потенциалом. Не случайно Запад перекупает наши лучшие интеллектуальные кадры.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?
Полпред СНПР на Эльбрусе
Потому, что стыдно
Посчитали деньги в чужом кармане
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Раздел продукции по-российски
НЕ ХВАТАЛО ОДНОГО СТАНКА
Ореол красоты
Развитие малых предприятий – дело государственное
Молочные реки
Новый социализм для будущей России
В Багдаде пока неспокойно
Исключение из правила
А счастье было так возможно… после праздников
Рубль – да не тот…
Совещание аппарата СНПР
Недосол на столе
Перемена мест слагаемых
Зачем Центробанку деноминация
Радиоактивный Гоголь


««« »»»