Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?

ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:

1. Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?

2. Насколько вероятно формирование коалиционного правительства (“правительства народного доверия”) в ближайшей перспективе?

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”

1. В прежние времена, чтобы снять человека с высокой должности, его сначала ставили на сельское хозяйство. Примерно то же самое, похоже, случилось с Борисом Немцовым, теперь отвечающим исключительно за жилищно-коммунальную реформу.

Что касается Анатолия Куликова, то он слишком часто высказывался против либерального капитализма. Понятно, что это не больно-то нравилось Ельцину, который несколько лет назад выбрал либеральный капитализм в качестве идеологического стержня своего правления и старается его придерживаться. И как доказательство этого – очередное возвышение Чубайса. Пока Ельцин остается президентом, кто-либо из либеральных демократов всегда будет занимать значительное место в правительстве. А то, что Чубайсу передали ряд силовых ведомств, показывает, что слухи о его политической смерти были сильно преувеличены.

Усиление позиций Черномырдина тоже вполне логично. К этому вел весь прошлый год, ознаменовавшийся провалом “молодых реформаторов”. На фоне их фиаско Виктор Степанович сильно контрастировал. И то, что Минфин оказался под его контролем, – это, можно сказать, венец всему. Дальше в общем-то и некуда.

2. На данный момент я считаю, что о коалиционном правительстве говорить нелепо.

Кадровая прерогатива президента – его главный ресурс. При всех достижениях оппозиции, вряд ли Ельцин собирается делиться с ней властью. Да и главное – это не правительство, а проводимая экономическая политика. Какое коалиционное правительство можно создать из антагонистически настроенных партий?

Мы знаем, какой антагонизм царит в Думе, между фракциями. Правительство народного доверия должно быть консолидировано платформой, на которой лидеры могли бы договориться. Этой платформы сегодня нет, и создавать правительство народного доверия сегодня не имеет смысла. Во-первых, это нереально, а во-вторых, это ничего не даст, поскольку нет главного. Можно набрать команду, но она не заиграет.

Виктор АЛКСНИС

политолог

1. Перераспределение функций в правительстве в ущерб “молодым реформаторам” принципиального значения, конечно же, не имеет и к существенным изменениям курса правительства в политике и экономике не приведет. Объясняется это тем, что в борьбе за влияние в правительстве победили финансово-промышленные группы, в которых сильны позиции “старой номенклатуры”, представленной В.С.Черномырдиным. В политическом отношении эта часть правительства отличается тем, что выступает за более медленный темп “реформ”, позволяющий избежать социального взрыва, в то время как “молодые реформаторы” считают, что реформы, в том числе и такие социально важные, как пенсионная, жилищно-коммунальная и налоговая, должны проводиться уже сейчас. Этот курс в правящих кругах России признан, вероятно, чрезмерно рискованным, а откровенное перераспределение госсобственности в пользу “своих” банков – социально и лично опасным.

2. Насколько вероятно создание коалиционного правительства, в ближайшее время сказать, наверное, не сможет никто. По моему мнению, вероятность этого события в наступившем году невелика, но тем не менее может реализоваться, если Ельцин и его окружение решат, что, отдав несколько второстепенных постов в правительстве представителям оппозиции, они выпустят пар из котла народного недовольства и хотя бы частично свалят на оппозицию ответственность за последствия так называемых реформ.

Александр ЦИПКО

философ

1. Наверное, в целом это позитивный процесс, потому что раньше фактически речь шла о трех правительствах – команде Черномырдина, команде Чубайса и администрации президента. Теперь мы стали более-менее цивилизованной страной, где премьер-министр, который назначается парламентом, контролирует основные направления жизни государства. Это позитивный процесс, потому что система трех правительств опасна для перспективы нормального развития.

Я не думаю, что Чубайс выиграет, получив контроль над налогами. Это его тактический просчет. Но возможно, что он и не имел другого выхода.

То, что кураторство над СМИ перешло к Черномырдину, также позитивный факт. Чубайс руководил СМИ крайне плохо и вел работу с ними в крайне конфронтационном стиле.

Важно, чтобы в нынешней ситуации не началась борьба между потенциальными претендентами от партии власти (Черномырдиным, Лужковым, Куликовым). Внутри партии власти должен быть единый подход к вопросу о преемнике Ельцина. В конце концов правящая элита должна понимать, что нужно поступиться некоторыми личными интересами ради общих – сохранения государства, стабильности и нормального курса реформ.

2. Я думаю, если сформировалось правительство, где решающую роль играет Черномырдин, нет необходимости для кадровых перестановок. Более важен просто союз (договор) между правительством и оппозицией. Это гораздо более значимо, чем вкрапление в правительство отдельных представителей оппозиции.

Андраник МИГРАНЯН

политолог, профессор МГИМО

1. Перераспределение функций в правительстве отражает реальное соотношение сил, сложившееся в правительстве, – разное усиление позиций премьера и его реальной власти и серьезное ослабление команды “молодых реформаторов”. На данном этапе это, видимо, устраивает и премьера, и президента. Но эта ситуация может быстро измениться уже после отчета правительства президенту – судя по настроению президента. Поэтому пока рано делать окончательные выводы.

2. На данном этапе формирование коалиционного правительства маловероятно. Скорее всего, со стороны премьера и президента, будут попытки “выдерживать” отдельных представителей фракции коммунистов (как было в случае с Задорновым из фракции “Яблоко”) для интегрирования в старую правительственную команду. Для формирования коалиционного правительства потребуется серьезный общественный кризис и мощное давления снизу, чего сегодня не наблюдается.

Тельман ГДЛЯН

депутат Государственной Думы

1. Первое. Это усиление позиций премьера и подготовка к предстоящей схватке на высший государственный пост.

Второе. Ввиду того, что Чубайс не пользуется общественной поддержкой надо было тем самым подтвердить, кто в доме хозяин, и таким образом скоординировать общественное мнение, что от Чубайса и его сторонников не так уж много зависит.

Третье. Не исключается, что есть внутренняя договоренность между президентом и премьером о постепенном уходе этих ребят через их постепенное ослабление. Возможно, президент определился, решив, что Черномырдин – наиболее реальная фигура на предстоящих выборах, ибо без президента и его согласия сам Черномырдин не смог бы пойти на такие решительные шаги.

2. Возможно – путем вклинивания в черномырдинское по сути и по духу правительство представителей разных политических слоев, в том числе и “яблочников”, и коммунистов.

Но это будут лишь отдельные музыкальные инструменты в общем сложившемся ансамбле.

Полагать же, что будущее правительство будет пропорционально представлять силы сегодняшней Госдумы – наивные надежды. Никто не допустит левого большинства. Тем более, что реальная власть остается в руках президента и председателя правительства.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Радиоактивный Гоголь
Полпред СНПР на Эльбрусе
Развитие малых предприятий – дело государственное
Посчитали деньги в чужом кармане
Потому, что стыдно
Раздел продукции по-российски
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Ореол красоты
НЕ ХВАТАЛО ОДНОГО СТАНКА
Молочные реки
Развитие малых предприятий – дело государственное
Новый социализм для будущей России
В Багдаде пока неспокойно
Исключение из правила
А счастье было так возможно… после праздников
Рубль – да не тот…
Совещание аппарата СНПР
Недосол на столе
Перемена мест слагаемых
Зачем Центробанку деноминация


««« »»»