Рубль – да не тот…

Зачеркивание нулей на российских деньгах, сопровождающееся процедурой замены денежных знаков на купюры и монеты нового образца, де-юре можно считать, что состоялось. Российский рубль возвращается в денежный оборот и номинально, и реально. Таким образом, массовое превращение российских граждан в миллионеров временно отменяется. Но что же все-таки означает для простого обывателя происходящий обмен денег?

РУБЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

Прежде чем превратиться в бомжа в своем Отечестве, рубль как исконно русская денежная единица претерпел множество видоизменений как внешних, так и внутренних – с точки зрения его серебряного, золотого или иного содержания.

Не единожды проводились в России денежные реформы: менялись названия денег, внешний вид и размер купюр, их золотое содержание, но постоянным и незыблемым оставалось одно – основной денежной единицей был неизменный рубль. Со временем появился даже термин “рублевое пространство”, то есть территория, в пределах которой все денежные операции осуществлялись преимущественно в рублях.

В разное время устанавливались различные правила существования этого рублевого пространства. В первые годы Советской власти, например, в связи со сложностями экономической и политической обстановки допускались достаточно большие вольности в использовании денег при расчетах. Из-за отсутствия транспорта выпущенные правительством деньги не всегда доходили до мест, и в провинции ощущался их постоянный недостаток. Поэтому местные органы власти были вынуждены выпускать в обращение собственные деньги. Первой с просьбой предоставить ей право выпускать свои деньги обратилась в СНК РСФСР Московская область. Эта просьба была отклонена. Тем не менее несколько недель спустя СНК был вынужден разрешить печатать свои деньги (достоинством не более 100 руб.) целому ряду местных СНК.

На неподконтрольной РСФСР территории печатание собственных денег стало обычным делом. Первыми появились “разменные билеты города Одессы”, они увидели свет в конце 1917 г. Свои деньги выпускали отделения Госбанка в Архангельске и Закавказье, Казанский центральный рабочий кооператив и даже торговая фирма “Кунст и Альберс” во Владивостоке и “магазин Петра Николаевича Симада” в Николаевске-на Амуре. Не говоря уже о том, что любое образовавшееся на территории России “правительство” начинало свою деятельность с выпуска собственных денег. По имеющимся сведениям, в конце 1918 – начале 1919 г. в стране обращалось свыше 2 тыс. видов различных денежных знаков и их суррогатов. В разных местах в качестве суррогатов использовались мелкие чеки банков, разные записки кооперативов и, наконец, некоторые товары, например, коробки спичек. Самое интересное, что суррогатами в то время считались и доллары, а также другая имевшая хождение иностранная валюта: фунты, иены и пр.

Своего рода попытка покончить с этим денежным хаосом была предпринята в годы “военного коммунизма” (1920 г.), когда был взят курс на отмену денег вообще. Однако вскоре стала понята вся несостоятельность да и просто неосуществимость этой идеи. Поэтому ничего не оставалось делать, как наводить порядок в финансовой сфере.

Ряд денежных реформ, проведенных в 20-е гг. и в последующем, создали условия, при которых рублевое пространство стало жить в более строгом режиме.

Вплоть до самой перестройки так называемое рублевое пространство охватывало всю территорию Советского Союза. И это пространство было настолько “рублевым”, что какая-либо иная расчетная единица, кроме рубля, была на этой территории вне закона.

Иностранные граждане, прибывавшие в то время в Союз, оказывались перед дилеммой: воспользоваться официальным каналом обмена валюты по туристическому курсу 1:3, либо прибегнуть к услугам частных лиц, предлагавшим в 5 – 6 раз больше, но, естественно, неофициально. Желающие и с той, и с другой стороны, как мы знаем, находились. У гостиниц “Интуриста”, магазинов “Березка”, на трассе “Ленинград – Выборг” работал без перебоев “черный рынок” несмотря на то, что 88 статья Уголовного кодекса РСФСР (существующая и поныне) “Нарушение правил при валютных операциях” действовала, и в судах ежегодно слушалось около 1200 “валютных” дел.

И вот уже давно никто не судит за покупку долларов, а счастья в жизни так и не прибавилось. Пожалуй, напротив: приоткрытый перестройкой в то самое заветное – неведомое и привлекательное долларовое царство занавес как в зеркале отразил все наши экономические проблемы в самом, что называется, неприглядном виде.

НЕ “ТВЕРДЫЙ”, НЕ “МЯГКИЙ”, НЕ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ

Сегодня трудно более или менее однозначно определить, что же все-таки есть наш рубль. Мы знаем твердую валюту: американский доллар, немецкая марка, японская иена, английский фунт стерлингов и так далее. Вошло уже также в обиход название валют СНГ – “мягкие”. Этот термин тоже стал известен многим и вроде бы считается вполне официальным, хоть и берется в кавычки. “Мягкие” валюты на сегодняшний день – это: латвийский лат, литовский лит, эстонская крона, украинская гривна, расчетный билет Национального банка Беларуси, молдавский лей, казахский тенге, туркменский манат, киргизский сом, армянский драм, азербайджанский манат, узбекский сум, грузинский лари.

Рубль занимает сегодня некое промежуточное положение в этом огромном море “твердых”, “мягких” и иных валют и денежных знаков. Банки определяют котировки рубля по отношению к тем и другим валютам, осуществляют операции с ними (в отношении “мягких” валют, правда, выборочно), наживаясь на разнице курсов продажи и покупки, наиболее шустрые “бизнесмены”, занимающиеся куплей-продажей валюты, тоже получают свои барыши. Все, как говорится, при деле. Ну а мы-то с вами что от этого имеем? Похоже, кроме тощих кошельков – ничего. Осуществляемая деноминация если и сделает наш кошелек более пухлым, то только за счет большего количества вводимых в обращение монет. Хотя нельзя не отдать должное свершившемуся: рубль отныне будет сохранен как таковой чисто визуально – мы будем все-таки время от времени использовать его при расчетах и платежах. Таким образом, деноминация рано или поздно должна была произойти – хотя бы ради этой благородной цели.

Тем не менее, бумажный рубль – символ нашей денежной системы – так и не вернулся. Рублевой купюры в деноминированном варианте не предусмотрено. А ведь совсем недавно мы считали, что рубль – это государственный казначейский билет, обеспеченный золотом, драгоценными металлами и прочими активами государственного банка, о чем гласила специальная надпись на его лицевой стороне. О том, чем обеспечен новый российский рубль, новая история пока умалчивает. Станет ли современный рубль образца 1998 г. столь же солидным “господином”, сказать трудно.

РУБЛЬ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ

Самым главным и непременным условием для успешного проведения экономических реформ, как бы тщательно они ни были разработаны, является то, что в процессе их осуществления (и тем более – в дальнейшем) каждый выпущенный в обращение рубль – не столь важно, деноминированный он или нет – должен работать. Это объективный закон рыночного хозяйства, на котором держится весь механизм рынка.

Пока мы находимся на самой начальной стадии понимания этой азбучной истины и освоили лишь ее малую толику. Мы, кажется, заставили работать рубль в сфере обращения, получаем прирост денег, казалось бы, из ничего – на разного рода честных и не очень честных сделках, на операциях с валютой, на массовом одурманивании наших жаждущих обогатиться соотечественников, вкладывающих свои скудные средства в сомнительные мероприятия. Что ж, это тоже опыт и тоже своего рода школа, может быть, слишком суровая, но, на мой взгдяд, весьма поучительная.

Теперь нам всем нужно осознать, что главной сферой, где должен заработать рубль, является производство. Законы необходимо построить таким образом, чтобы вкладывать деньги в производство было выгодно. Это первое условие, невыполнение которого будет все больше и больше отдалять нас от “экономического рая”, позволяющего с уверенностью смотреть в завтрашний день, не бояться за будущее своих детей, обеспечить себе достойное существование в старости и т.п.

Естественно, “озарение” подобного рода должно посетить прежде всего умы представителей властных структур, формирующих новое, соответствующее рыночным условиям, а порой и просто здравому смыслу законодательство.

Будем надеяться, что это все-таки произойдет! И тогда наш РУБЛЬ будет не бедным родственником в своей стране, а настоящим господином, перед которым, может быть, когда-то снимет шляпу и его Величество Доллар…

Ольга МЕНЬШИКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?
Полпред СНПР на Эльбрусе
Развитие малых предприятий – дело государственное
Посчитали деньги в чужом кармане
Потому, что стыдно
Раздел продукции по-российски
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Ореол красоты
НЕ ХВАТАЛО ОДНОГО СТАНКА
Молочные реки
Развитие малых предприятий – дело государственное
Новый социализм для будущей России
В Багдаде пока неспокойно
Исключение из правила
А счастье было так возможно… после праздников
Совещание аппарата СНПР
Недосол на столе
Перемена мест слагаемых
Зачем Центробанку деноминация
Радиоактивный Гоголь


««« »»»