В Багдаде пока неспокойно

Корреспондент “Социалистической России” Николай Гульбинский и ведущий программы “Момент истины” Андрей Караулов первыми из российских журналистов совершили перелет по маршруту Москва – Керманшах – Багдад и встретились с высшими политическими руководителями Ирака. Группа российских бизнесменов, общественных и политических деятелей решила доставить в Багдад груз гуманитарной помощи, главным образом – лекарства для детского госпиталя, на самолете, принадлежащим одной из российских частных коммерческих фирм. Никто не мог предположить, какие приключения ждут участников этого перелета.

Огромный международный аэропорт имени Саддама Хусейна в Багдаде пуст. Не слышно было гула взлетающих и приземляющихся авиалайнеров, не мигали красные и зеленые лампочки на табло прилета и вылета, авиапассажиры не толпились у постов таможни и паспортного контроля. Блокада. Санкции ООН против Багдада были введены в 1990 г., после того как армия фельдмаршала, Героя национального освобождения, Председателя Совета революционного командования, Генерального секретаря Партии арабского социалистического возрождения, Президента Республики Ирак Саддама Хусейна заняла соседний Кувейт, который иракское руководство исторически рассматривало как часть своей территории. До сих пор никто точно не знает, что заставило тогда иракского лидера решиться на эту акцию: переоценка собственных ресурсов, подброшенная американцами дезинформация о том, что Запад не применит военную силу для освобождения Кувейта, тайные заверения советского руководства о поддержке?

СОРОК БАРАНОВ ДЛЯ ГОСТЕЙ ИЗ РОССИИ

С тех пор прошло почти семь лет. Войска международной коалиции нанесли сокрушительный удар по Ираку и освободили Кувейт. Международное сообщество навязало Ираку унизительные условия капитуляции, вплоть до запрета самолетам Ирака летать над отдельными территориями собственной страны и обязательного присутствия международных инспекторов, которые уже не один год упорно, но безрезультатно занимаются поиском будто бы где-то спрятанных Хусейном запасов оружия массового поражения. В последнее время они почему-то решили, что Хусейн припрятал отравляющие вещества и культуры смертоносных микробов в одном из своих дворцов. Отказ иракской стороны допустить в эти дворцы международных инспекторов чуть было не привел к возобновлению военных действий. Лишь благодаря дипломатическому искусству российского министра иностранных дел Евгения Примакова в последний момент удалось отойти от края пропасти, за которым маячила новая “Буря в пустыне”. Но санкции, а точнее – полная воздушная и морская блокада Ирака, продолжают действовать.

Прилет самолета из Москвы в столицу Ирака, доставившего груз с гуманитарной помощью, стал без преувеличения национальным праздником. Российскую делегацию, прибывшую глубокой ночью, встречали не только высшие руководители Ирака – министр иностранных дел Муххамед Саххаф и председатель Парламента Саадун Хаммади, но и тысячи простых граждан. Прямо на взлетной полосе иракцы скандировали революционные лозунги, пели гимны и даже… зарезали в честь высоких гостей 40 баранов.

ЗЯМ – ЗЯМ

Сам полет проходил не без приключений. Поначалу Иран отказался пропустить российский самолет через свою территорию, мотивируя свое решение тем, что он может быть сбит американскими “Фантомами” при пересечении ирано-иракской воздушной границы. В результате несогласованности действий различных служб российская делегация оказалась в иранском городе Керманшахе, где в течение трех дней пребывала в условиях, близких к тюремному заключению: без права выхода из “гостиницы”, под охраной вооруженных автоматами “стражей исламской революции”. Кормили, правда, неплохо, но вот из напитков подавали исключительно отвратительное пойло под названием “Зям-зям” – употребление алкоголя в этой стране приравнивается к уголовному преступлению. По телевизору – толпы народа, внимающие своим духовным лидерам. Я спросил у начальника местной службы безопасности, которому, очевидно, было поручено организовать нашу охрану, показывают ли по иранскому телевидению западные фильмы? “Ну что вы, как можно, – несколько притворно возмущался он. – Там же секс и насилие.” При этом чуть-чуть улыбнулся, как бы давая понять, что он эти фильмы видел. По долгу службы, разумеется.

Иранцы имели все формальные основания обвинить нас в незаконном нахождении на территории страны (виз у нас не было) и отправить уже в настоящую тюрьму. Мы заявили, что начинаем бессрочную голодовку в знак протеста. Это еще больше обеспокоило сотрудников иранской службы безопасности: начались какие-то звонки и переговоры c чиновниками из Тегерана. В конце концов нам даже пообещали автобусную экскурсию по городу в обмен на обещание поужинать. После долгих дискуссий наша делегация приняла эти унизительные условия.

Позднее мы узнали, что только решительное вмешательство российского МИДа, а также энергичные протесты со стороны руководства Ирака, вплоть до угрозы свертывания дипломатических отношений, позволили преодолеть тупиковую ситуацию, грозившую обернуться крупномасштабным международным скандалом. Газета “Иран ньюз” писала в эти дни, что Багдад использовал инцидент с самолетом для нагнетания напряженности, грубо искажая при этом позицию Ирана, который вынужден выполнять решения ООН даже в том случае, если не вполне согласен с ними.

Говоря газетным языком эпохи позднего “застоя”, весь мир вздохнул с облегчением, когда российский самолет в конце концов вылетел в Багдад. Перед отлетом нас даже угостили фруктами, а представитель губернатора Керманшаха господин Шорангиз произнес прочувствованную речь о нерушимой дружбе между нашими народами.

“ГУМАНИСТЫ” ИЗ ВАШИНГТОНА И МОСКВЫ

Ирак мог бы стать одной из богатейших стран мира. Может быть, самой богатой. Богатство лежит под ногами – нефть. Производство нефти на 100% – монополия государства. Ее несметных запасов хватило бы на десятилетия экономического процветания. Нефть, однако, невозможно продать – блокада.

Несмотря на блокаду, стране удалось залечить раны, нанесенные войной. В Багдаде восстановлены или отстроены заново уничтоженные авиацией союзников промышленные предприятия, здания и автомагистрали. О том, каких усилий это стоило, можно судить лишь по одному примеру. Еще до войны иракская сторона отправила в СССР на капитальный ремонт ротор генератора, построенной при советском техническом содействии тепловой электростанции. Ремонт был выполнен в срок, однако уже после войны американцы воспрепятствовали повторному ввозу агрегата в страну. Аргументация: увеличение выработки электроэнергии может послужить усилению военной мощи Ирака.

Из разрушенных войной сооружений иракцы намеренно сохранили в нетронутом виде в Багдаде лишь здание бомбоубежища. Рассчитанное примерно на 300 человек, оно было построено в 80-е гг. финской фирмой и считалось практически неуязвимым для любых видов авиационных бомб и ракет, за исключением оснащенных ядерными боеголовками. В один из последних дней войны американская бомба с системой лазерного наведения прожгла пятиметровое бетонное перекрытие убежища, в котором в тот момент находились 280 человек. Взрывной волной заклинило двери, так что из убежища уже никто не мог выйти. Следующая бомба попала точно в отверстие, проделанное предыдущей. Все обитатели убежища сгорели заживо. Их силуэты отпечатались на стенах. Как в Хиросиме. Детские руки, мать, кормящая ребенка. Экскурсоводом в убежище, превращенном в мемориал, работает женщина, у которой при взрыве погибли 9 детей.

Говорят, что командующий вооруженными силами антииракской коалиции четырехзвездочный генерал Шварцкопф (элитный генерал, магистр философии, свободно говорящий на четырех языках) предлагал еще до нанесения воздушных ударов по Багдаду взорвать над городом на большой высоте атомную бомбу, с тем чтобы парализовать электронные системы ПВО Ирака. Президент Буш не дал на это санкцию. Дело, однако, было не в гуманизме: американцам каким-то образом удалось получить необходимую информацию об этих системах от тех зарубежных фирм, которые в свое время продали их Ираку и на основе этих данных парализовать их действие. Как бы то ни было, американцы бомбили Багдад практически беспрепятственно, причем удары наносились не только по военным объектам.

Вскоре после того как американцы нанесли “точечный удар” по женщинам, старикам и детям в Багдаде, в Москве проходило заседание интеллигентского клуба “Московская трибуна”. Его участники долго и прочувствованно говорили о преступлениях эпохи “культа личности”, особый упор делая на то, что никакие, даже самые грандиозные, свершения не оправданы, если при этом прольется хотя бы одна слеза невинного ребенка. Собрание уже подходило к концу, когда один из интеллигентов предложил направить приветственную телеграмму американскому президенту Бушу по случаю победы над “диктаторским режимом” Ирака. Поддержали единогласно…

Война в Персидском заливе стала полигоном для испытаний новейшей военной техники. “Самолеты-невидимки”, неуловимые для систем ПВО, ракеты со сверхточными системами наведения, влетающие прямо в дымовую трубу, уникальные системы ПВО “Пэтриот”, без труда перехватывающие устаревшие иракские ракеты советского производства, и многое другое.

До сих пор нет точных данных обо всех видах оружия, которое применялось во время этой войны. Во всяком случае, после войны и до настоящего времени в Ираке отмечается резкое увеличение частоты онкологических заболеваний, прежде всего среди детей. Что тому виной: урановое покрытие бомб и снарядов, “красная ртуть” в системах наведения крылатых ракет “Томагавк” или что-то еще – никто так и не смог до конца установить.

Тяжелобольных детей со всей страны свозят в центральный детский госпиталь Багдада. В госпитале не хватает не только современных противораковых препаратов и антибиотиков, но и средств анестезии и даже простых хирургических перчаток. Ежедневно в госпитале умирает от 2 до 5 детей. Основные причины – рак, недостаточное питание, легочные и бронхиальные инфекции. Все это – непосредственные последствия войны и блокады. Понимают ли это ее авторы? Догадываются ли они, что Саддам Хусейн не испытывает от блокады никаких дополнительных трудностей? Равно как и высшее руководство Ирака. Страдают рядовые граждане, прежде всего – дети.

Кстати, о Хусейне. Его давно уже никто не видел. Даже самым высокопоставленным делегациям в лучшем случае удается встретиться с Тариком Азизом – первым заместителем иракского лидера. Руководитель правительственной делегации Китая, побывавшей в Багдаде, высказался так: “В других странах мне было намного легче встретиться с президентом страны, чем в Багдаде с господином Азизом”. Тем не менее Азиз принял российскую делегацию, хотя в ней высшим по политическому рангу был один из депутатов Государственной Думы. Иракские руководители отмечали, что речь идет о “народной дипломатии”, которой они придают не меньшее значение, чем визитам официальных лидеров.

“ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ” В ЦВЕТАХ ВОСТОКА

До войны Ирак импортировал от 60 до 70% потребляемых продуктов питания. Экономические санкции заставили ввести подобие “военного коммунизма”: каждый житель Ирака, независимо от занимаемого положения, получает определенный набор продуктов. Зарплата чисто символическая – 10 – 20 долл. в местной валюте. Что же касается самих долларов, то их хождение в стране запрещено. Впрочем, для нас было сделано исключение: местная служба безопасности, сопровождавшая нас в экскурсиях по багдадским базарам, не только позволяла расплачиваться американской валютой, но даже помогала сбить цену у торговцев. Сама торговля здесь – одна из разновидностей “изящных искусств”. Иногда кажется, что она – часть некоего национального ритуала. На базаре десятки магазинчиков, торгующих коврами и ювелирными изделиями. Но кто из иракцев может приобрести их при нынешнем уровне жизни? Вот и сидят продавцы долгими часами, пьют чай, обсуждают местные новости и ждут чуда – вроде приезда нашей делегации. Прекрасный ковер ручной работы размером 5х6 м здесь можно приобрести за 250 долл., антикварную саблю – за 150 долл.

В 90 км от Багдада расположен город Вавилон – колыбель человеческой цивилизации. Здесь стояла знаменитая Вавилонская башня – грандиозное сооружение высотой в 91 м. Согласно библейской легенде, Бог, обеспокоенный стремлением строителей добраться до небес, смешал их языки; наступил полный хаос – “вавилонское столпотворение”, и строительство приостановилось. В Вавилоне нашел свою смерть великий завоеватель античных времен Александр Македонский – было это в 322 г. до н.э.

Правительство Ирака проявило интерес к восстановлению исторического Вавилона. В 1978 г. был утвержден проект его полной реставрации. В настоящее время работы застопорились из-за отсутствия средств. Правда, по соседству возведен величественный дворец – для зарубежных гостей Саддама Хусейна, который почему-то запрещено фотографировать.

Вместо одной отпущенной нам ООН и американцами ночи для визита в Багдад нам удалось пробыть в Ираке почти втрое дольше. Честно говоря, после иранского “гостеприимства” мы чувствовали себя в Багдаде так хорошо, что уезжать и не хотелось. Однако ооновцы и американцы настаивали на немедленном отлете. По неофициальным каналам нам дали понять, что в случае нашей задержки с вылетом возможна встреча в воздухе с самолетами американских ВВС. Кто бы мог представить себе подобное в советские времена? Увы, “империя зла” рухнула: мир стал “однополюсным” с единственной великой державой – Соединенными Штатами. Сегодня они способны диктовать свои условия практически всем, объявлять любой регион земного шара зоной своих стратегических интересов. Но, думается, рано или поздно настанет тот час, когда контакты между жителями Москвы и Багдада станут повседневным делом. Среди прочего блокада наносит огромный ущерб экономике России, препятствует получению многомиллиардного долга, который руководство Ирака признает и готово вернуть России. Вероятно, нам следует думать не столько о том, плох или хорош диктатор Саддам Хусейн (пусть об этом судят сами иракцы), сколько о том, как преодолеть экономическую блокаду, которая сегодня уже доказала не только свою полную неэффективность с точки зрения провозглашенных целей, но и откровенно преступный по отношению к народу Ирака характер. Быть может, наш визит стал одним из первых шагов на пути ее прорыва? Хотелось бы в это верить.

Николай ГУЛЬБИНСКИЙ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Что, по-Вашему мнению, стоит за перераспределением функций в правительстве?
Полпред СНПР на Эльбрусе
Развитие малых предприятий – дело государственное
Посчитали деньги в чужом кармане
Потому, что стыдно
Раздел продукции по-российски
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Ореол красоты
НЕ ХВАТАЛО ОДНОГО СТАНКА
Молочные реки
Развитие малых предприятий – дело государственное
Новый социализм для будущей России
Исключение из правила
А счастье было так возможно… после праздников
Рубль – да не тот…
Совещание аппарата СНПР
Недосол на столе
Перемена мест слагаемых
Зачем Центробанку деноминация
Радиоактивный Гоголь


««« »»»