Кто поможет малому бизнесу?

Татьяна ПОПОВА,

вице-президент Фонда “Реформа”

Общеизвестно, что в последнее время во всем мире происходит рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. В чем же преимущества малого и среднего бизнеса? Прежде всего, в близости к местным рынкам, способности быстро приспосабливаться к запросам клиентуры, в возможности осуществлять производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам, в исключении лишних звеньев управления и т.д.

Вместе с тем развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, организуются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Огромное значение имеет способность малого и среднего бизнеса создавать новые возможности как для трудоустройства, так и для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

ПРЕПЯТСТВИЯ И ПРЕГРАДЫ

Итак, малый бизнес имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным предпринимательством, его развитие, безусловно, способно принести положительные результаты для всей экономики страны. О необходимости развития малого бизнеса в России говорится уже достаточно давно, существуют многочисленные законодательные и нормативные акты по этому вопросу, были созданы и неоднократно подвергались реорганизации органы государственного управления, призванные содействовать развитию малого бизнеса. Однако, несмотря на то, что о развитии малого бизнеса очень много говорится на всех уровнях власти и управления, Россия по-прежнему остается страной крупного и среднего бизнеса. Концентрация малых предприятий – шесть фирм на тысячу человек постоянного населения – на порядок ниже аналогичных показателей развитых стран, где именно малые предприятия составляют основу экономики. Прошедший год не принес изменений в статистические тенденции: число малых предприятий (МП), замороженное в 1994 г., практически не меняется. Августовский кризис 1998 г. нанес по малому предпринимательству еще один очень серьезный удар.

В чем причины недостаточно быстрого развития малого предпринимательства в России? Прежде всего, в отсутствии должной системы государственной поддержки малого предпринимательства. Основные слагаемые господдержки – кредитно-финансовая помощь и создание удобного правового и информационного поля – находятся в зачаточном состоянии. Льготные кредиты, к примеру, государство выдавало и выдает. Однако, как показывают опросы, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, лишь каждое шестое малое предприятие считает доступ к ним реальным. Лишь 7 % предпринимателей назвали льготные кредиты и субсидии как значимый финансовый источник (при этом их экономическое положение было даже хуже тех, кто подобного источника не имел).

Что касается правовой базы, то за последние три года было издано более 30 нормативных актов, связанных с малым бизнесом. Подписан Указ президента “О первоочередных мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”. В действительности все эти документы не вносили сколько-нибудь значительных изменений в решение старых проблем. Во всех проводимых за годы реформ опросах главной проблемой, препятствующей развитию малого бизнеса, предприниматели называли налоговую систему. Закон “Об упрощенной системе налогообложения”, по мнению предпринимателей, оказался несостоятельным. Введение единого вмененного налога, по их же оценке, не только не улучшило положение малых предприятий, но в некоторых случаях усугубило его.

КУДА НИ КИНЬ, ВЕЗДЕ КЛИН

С какими же проблемами приходится ежедневно сталкиваться людям, занятым малым бизнесом? По результатам исследований, проведенных среди малых предпринимателей г. Москвы, эти проблемы ранжируются следующим образом:

– несовершенная система налогообложения: размер, высокие налоги, их чрезмерное количество, усложненный механизм взимания налогов;

– финансовые сложности: недостаточный размер первоначального капитала, трудности в получении банковского кредита, а также гарантий (страховок) для получения кредитов; ненадежность банков;

– нестабильность, неполнота законодательства, противоречивость (несогласованность) нормативно-правовых актов; отсутствие надежных правовых гарантий;

– проблемы со сбытом товаров и услуг – конкуренция – неравноправность (по сравнению с крупными и средними предприятиями) в доступе к различным ресурсам рынка;

– инфляция – рост цен на сырье, материалы, энергию и т.д.;

– сложности с арендой и приобретением помещений: невозможность приобретения нежилых помещений в собственность из-за высокой стоимости аренды, неразвитость опыта предоставления помещений МП в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах;

– вмешательство местных властей, невысокая культура взаимодействия государственных служб в работе с МП;

– криминальные угрозы.

Характерно, что, говоря о возможных способах преодоления имеющихся трудностей, предприниматели чаще всего говорили о помощи друзей и близких, значительно реже вспоминая о возможной государственной поддержке.

КИТЫ И СЕЛЬДИ В МОРЕ РЫНКА

Опыт развития малого предпринимательства в последние годы показывает, что без активной государственной политики в этой области ждать чудес не приходится. Дальнейшее же торможение развития малого предпринимательства приведет к дальнейшему кризису в области реального производства. Помочь здесь может только изменение отношения государства к политике в области малого предпринимательства. На смену прямому кредитованию должен прийти программный подход на основе использования современных лизинговых, гарантийных и страховых схем. При этом программы развития малых предприятий должны разрабатываться и реализовываться на региональном уровне, являясь одновременно частью программ по созданию рабочих мест и содействию занятости населения.

Важное значение имеет развитие малых предприятий, тесно взаимодействующих в различных формах с предприятиями крупными. В рыночной экономике крупные предприятия оказываются объективно заинтересованы в развитии вокруг себя целой сети малых фирм. Этот процесс позволяет сохранить надежный контроль за вновь возникающими фирмами, давая тем самым доступ к их инновационным разработкам. В сфере услуг и торговле крупные компании нередко прибегают к франчайзингу, передавая малым фирмам право использования своей торговой марки. Данная форма сотрудничества носит взаимовыгодный характер. Крупная фирма расширяет таким образом свою сбытовую сеть, обходясь при этом без сколь-либо значительных инвестиций. Мелкий партнер в то же время получает гарантию выхода на ранее недосягаемый для него сегмент рынка, ряд льгот, а также экономит на рекламных расходах.

Процессы реформирования крупных российских предприятий могут дать новый импульс развитию малого предпринимательства. Малыми предприятиями при этом могут стать не только крупные цеха, хозяйственные структуры, но и внутренние службы – снабженческие, сбытовые, ремонтные, даже прачечные и столовые. Доводы в пользу их самостоятельности определяются прежде всего тем, в какой сфере продукции и услуг основное предприятие имеет преимущественное положение, на каком товарном рынке стремится захватить сильные позиции, какие технологии планирует сохранить, а какие перепрофилировать. Решающее значение имеет также перспектива получить заказы со стороны при сохранении непрерывности технологического цикла.

ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА

Помимо создания малых предприятий на базе структурных единиц реформируемых крупных предприятий, возможны и другие не менее эффективные формы сотрудничества малых и крупных предприятий, в том числе:

– включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий;

– налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных;

– участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями простаивающих площадей и оборудования крупных промышленных предприятий;

– совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в сфере НИОКР и инноваций (в тех или иных формах).

Безусловно, потенциал развития малого бизнеса в России огромен. И даже в нынешних, далеко не благоприятных экономических условиях действия государства в этом направлении не могут не принести положительного результата. Думаю, что усилия по разработке и реализации продуманной политики по поддержке малого бизнеса дадут в скором будущем значительно более весомый результат, чем предпринимаемые в целях получения новых внешних кредитов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АМЕРИКАНЦЫ ЦЕЛЯТСЯ НЕ В ХУСЕЙНА, А В ЭКОНОМИКУ ИРАКА
ПРОСТОЙ РУССКИЙ ИВАН
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ЧТОБЫ ВЫЖИЛИ
Серый кардинал и его гвардейцы проиграли сражение. Но не закончили войну…
“Шахтеры России” – организованная сила
Сильную армию – сильному государству
Со своим уставом в чужой монастырь не ходят
Отшельники на маяках
Рыба за пазухой
Сочные салаты
ТОМАТЫ НАЧИНАЮТСЯ С РАССАДЫ
Март – утро года
ЧИСТОТА И МОЛОДОСТЬ – ИЗ КЛАДОВОЙ ПРИРОДЫ
В ТО ВРЕМЯ КАК ПАНЫ ДЕРУТСЯ, ЭКОНОМИКА ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
Туман там соленый и плотный, его можно набрать в ладони


««« »»»