Туман там соленый и плотный, его можно набрать в ладони

В одной из песен 60-х гг. Александры Пахмутовой есть такие слова: “В этот край далекий только самолетом можно долететь”. Однажды мне пришлось лететь в командировку в поселок Кавалерово Приморского края. Сначала – на Ил-62 до Хабаровска, затем на Ту-134 – до Владивостока и далее на Ан-2 – до Кавалерова. Этот поселок расположен в центре Приморского края неподалеку от бухты Тетюхе. От Москвы до Владивостока с пересадкой в Хабаровске полет длился около девяти часов, а до Кавалерова всего лишь полтора часа. Но эти девяносто минут мне запомнились надолго. Маршрут пролегал вдоль Сихот-Алинского хребта. С Тихого океана дул сильный ветер, и самолет постоянно болтало из стороны в сторону, а иногда он проваливался в воздушные ямы. Особенно сильной была болтанка, когда мы пролетали около перевалов горной гряды. В самолете летело двенадцать человек, среди них четверо геологов со своей аппаратурой, бабуля с козой и прочие пассажиры. Надо сказать, что коза перенесла полет намного лучше, чем люди. Правда, когда сошла с самолета, то ее здорово качало из стороны в сторону. Первое, что пришло мне в голову после полета: обратно поеду только автобусом.

Поселок произвел на меня неизгладимое впечатление. Дома преимущественно деревянные, бревенчатые. Тротуары тоже кое-где деревянные. По краю поселка протекает речка Тадушу. Летом она неглубокая, но когда наступает таяние снегов или идут дожди, то выходит из берегов и подтапливает строения.

В поселке живут работники горнообогатительного комбината “Хрустальный”. Здесь было открыто одно из перспективных месторождений пищевого олова. Геологи утверждают, что если из тонны породы выходит пятьдесят килограммов олова, то такое месторождение считается перспективным. А сколько олова в руде хрустальненского месторождения, никто не знает. Коммерческая тайна.

Спрашивал у жителей Кавалерова о происхождении названия, и они утверждают, что в эти края ссылали бунтовавших георгиевских кавалеров после русско-японской войны 1905 г., но многие склоняются к тому, что это лишь красивая легенда. В долине Тадушу на окраине поселка возвышается гора Янь-тун-ла-цзы, что в переводе с китайского означает “скала в виде печной трубы”. И действительно, сходство с печной трубой есть, а местные жители называют ее скалой Арсеньева. Ведь в этих местах вместе со своим другом следопытом Дерсу Узала проходил в начале нынешнего века Владимир Клавдиевич Арсеньев. И не только проходил, но описал, нанес на карту и провел много других исследований этих мест.

Скала является как бы природной доминантой, возвышаясь над окрестностью поселка на 110 метров. Китайцы, некогда населявшие эти места, любили скалу и часто на нее залезали, несмотря на отвесные стены. Они считали, что чем выше они поднимутся, тем ближе будут к Богу.

Из-за нехватки времени я решил лететь обратно до Владивостока самолетом, но утром на поселок опустился такой густой туман, что за пять шагов практически ничего не было видно. Этот туман принес ветер с океана. Туман был таким соленым и плотным, что, казалось, его можно взять в пригоршню, как мыльную пену, но это лишь иллюзия из-за его густоты. Пришлось сдавать билет и идти на автобусную станцию. По маршруту до города Арсеньева одну половину пути пассажиров везет кавалеровский автобус, а другую — арсеньевский. На пути в Арсеньев раскинулось село Чугуевка. Оно прославилось тем, что в нем родился писатель Александр Фадеев, а затем воевал в этих местах и описал некоторые эпизоды Гражданской войны на Дальнем Востоке в романе “Разгром”.

Хотя горы Сихотэ-Алиня не так высоки, как Кавказские, но десятичасовая поездка по серпантину разъезженных дорог утомительна и я не раз подумал, что было бы лучше лететь на “аннушке”, если б не туман. Все, оказывается, познается в сравнении. Зато я увидел тайгу во всей своей красоте, величии и, как ни странно это звучит, незазищенности.

Тайга труднопроходима. Внизу растет подлесок, увитый лимонником и элеутерококком: сплошные заросли. И в то же время обидно видеть многие десятки километров выгоревшей тайги. Это результат стихийных бедствий и дело рук недобросовестных людей. Стоят не пепелище лишь обугленные стволы деревьев. Их некому выкорчевать, некому очистить лес от гниющих пней и бурелома. Мало людей в Приморье, некому заниматься обустройством богатейших мест нашей необъятной России. И как мало порой мы знаем о ее богатстве и многообразии.

Евгений ИВАНОВ

Фото автора


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧТОБЫ ВЫЖИЛИ
“Шахтеры России” – организованная сила
Март – утро года
В ТО ВРЕМЯ КАК ПАНЫ ДЕРУТСЯ, ЭКОНОМИКА ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
АМЕРИКАНЦЫ ЦЕЛЯТСЯ НЕ В ХУСЕЙНА, А В ЭКОНОМИКУ ИРАКА
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
Серый кардинал и его гвардейцы проиграли сражение. Но не закончили войну…
Сильную армию – сильному государству
Со своим уставом в чужой монастырь не ходят
Отшельники на маяках
Рыба за пазухой
Сочные салаты
ТОМАТЫ НАЧИНАЮТСЯ С РАССАДЫ
ЧИСТОТА И МОЛОДОСТЬ – ИЗ КЛАДОВОЙ ПРИРОДЫ
ПРОСТОЙ РУССКИЙ ИВАН
Кто поможет малому бизнесу?


««« »»»