Я САМА – ПРО ЭТО. НЕ КРАСНЕЯ

Financial Times, 23, February, 1999

Освободив советскую женщину от “буржуазных цепей” и предоставив ей право (а на самом деле обязанность) работать вне дома, советское общество тем не менее ожидало от нее поведения прилежной старомодной домохозяйки.

Новая Россия, похоже, не стремится ломать уже сложившийся и такой удобный стереотип российской женщины. Женщины продолжают выполнять двойные обязанности на работе и дома, однако сегодня на них взвалили еще один груз – теперь в обоих этих местах они должны выполнять функции “сексуальной богини”. Газетные объявления о приеме на работу, не стесняясь, предлагают должность секретаря-референта только “девушкам без комплексов” – кодовая информация о том, что в обязанности секретаря-референта входит сексуальное обслуживание своего босса. Влияние таких тенденций требует от российской женщины и обязательного рабочего костюма: чтобы служить прекрасной иллюстрацией фирме, женщина обязательно должна ходить на работу в короткой юбке, на высоченных шпильках и с безупречным макияжем, украшающим ее лицо в любое время суток.

Единственное, с чем можно поздравить русских сестер, так это с тем, что им позволили открыто выражать свои мысли в теле- и радиоэфире. Одним из самых популярных видов телепередач в современной России стали всевозможные ток-шоу, особенно те, где в качестве ведущих выступают самоуверенные молодые леди, которые впервые за всю историю России предлагают женской половине населения провести публичное обсуждение личных проблем.

Несомненным лидером таких программ является ток-шоу “Я сама”. Предназначенная непосредственно для женской аудитории, “Я сама” специализируется на обсуждении традиционно женских в России тем – любви и семьи. Хозяйка студии Юлия Меньшова, полная энтузиазма молодая особа, разными путями подводит свою аудиторию к обсуждению проблемы полов, той самой, которая на Западе исчезла в начале 60-х гг. в результате феминизации и сексуальной революции. Декорации студии представляют собой набор ярко раскрашенных моделей предметов домашнего обихода, название передачи появляется на экране в виде надписи, сделанной губной помадой, а публика состоит из крайне энергичных женщин, одетых преимущественно в веселенькие желтые и розовые тона.

Трудно сказать, было ли так задумано создателями передачи или получилось на уровне подсознания, но ток-шоу “Я сама” является откровенной пропагандой полового апартеида. Немногочисленной группе мужчин, приглашенной для обсуждения проблемы, отводится место в отдаленном углу студии, декорированном, в отличие от жизнерадостных розовых торшерчиков и пуфиков, в сугубо мужском стиле – коллажем из газет и насупленных женских манекенов. Каждую неделю в студию приходит героиня и на всю страну рассказывает свою личную историю, которая иллюстрирует тему данной передачи. Невозможно не остановиться на одной из недавних передач, в которой смешливая толстушка лет пятидесяти в качестве иллюстрации темы “Порабощенная романтическими идеалами” подробно описывала, как она любила, а затем оставила трех мужей и сейчас живет с четвертым и все это из-за ее непреодолимого стремления к настоящей романтике. С первого взгляда все это можно назвать лишь абсурдом, однако по мере развития рассказа героини и увеличения активности публики в обсуждении конкретного примера становятся более понятны позиции женщин в современной России.

Самым большим сюрпризом является то, что женщины, сидящие в студии, приняли разглагольствования героини с восторгом, апофеозом которого стала реплика одной из зрительниц, сознавшейся в том, что сама она была замужем только один раз: “Я завидую вам. Я горжусь, что сегодня в Москве и в нашей стране есть такие женщины, с такой жаждой жизни. Большое вам спасибо”.

Явно кокетничая, героиня передачи поведала, что даже консультировалась с психологом, уйти ли ей от своего мужа № 2 или остаться ради ребенка. Психолог посоветовал уйти, так как неудовлетворенная женщина никогда не сможет воспитать самодостаточную личность. Этот совет, как и вся ситуация еще раз убеждают, что Россия стабильна только в одном отношении – в отсутствии меры.

Это утверждение иллюстрирует и еще одна телепередача, мысль о которой никогда бы не пришла в голову ни одному телевизионщику во времена советского режима. Она называется “Про это” и отличается от программы “Я сама” как небо от земли. Если кто-то не понял по названию, что передача посвящена сексу во всех его проявлениях, то диктор за кадром, представляя ведущую, характеризует ее как “единственную телеведущую, которая никогда не краснеет”. Видимо, специально для этого вести передачу пригласили темнокожую девушку. Она, конечно же, краснеет, так как не краснеть, ведя такую передачу, невозможно, просто ее стыдливый румянец менее заметен публике. Как ни странно, но самыми активными участниками и этого ток-шоу стали женщины, кому, казалось бы, природой завещано быть стыдливыми.

Если же говорить об интеллектуальном уровне этих передач, то он настолько низок, что заставил бы покраснеть даже самое бесстыдное и непопулярное западное ток-шоу. Слушая рассуждения публики, участвующей в передачах, просто язык не поворачивается сказать что-нибудь негативное о бывшем советском режиме, при котором такая передача никогда не появилась бы на экране. Это как раз тот случай, когда приходится пожалеть о “железном занавесе”, прочно закрывавшем русским доступ к западной поп-культуре.

Обзор подготовила Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР НАТАША
МЕСЯЦ ПЕРВОЙ КАПЕЛИ
ДЛЯ МИЛЫХ ДАМ САЛАТ ПОДАМ
“МАЛЬЧИК МОИСЕЙ ВЫВОДИЛ РАБОВ ИЗ ЕГИПТА…”
МЕСЯЦЕСЛОВ
ИМПЕРСКИЙ ИНСТИНКТ
РАБЫНЯ, БОГИНЯ, БАБОЧКА…
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
МЫ ГРЕЗИМ, ЗНАЧИТ, СУЩЕСТВУЕМ
ТРУДНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ЭНЕРГЕТИКИ
Орловские “Военные вести”
СТРАСТИ ПО ВЛАСТИ
МИФОЛОГИЯ БАКСА
КРАСОТА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ, А ТАКЖЕ УКСУСА, ЧЕСНОКА И СОЛИ
СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!


««« »»»