ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДЕСЯТЬ УДАРОВ ПО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рыночники и демократы готовят похороны рынка и демократии

Ну вот, скажет читатель, он пугает, а мне не страшно! Уж лучше гарантированный минимум для всех и порядок на улице и в государстве, чем жизнь без зарплаты и криминальный беспредел. А по мне это поистине дьявольская альтернатива: между анархией и распадом, с одной стороны, и авторитаризмом – с другой. Подчеркиваю, это – не мой сценарий, не мой выбор. Я его не хочу и не готовлю. Но именно к такому выбору подвели нас те, кто именует себя либералами и демократами – это ли не парадокс? Их псевдореформы, подобно знаменитым “десяти сталинским ударам”, подвели страну к развалу: финансовому коллапсу, распаду и утрате государственности. В этом безумии радикал-реформаторства при внимательном взгляде обнаруживается своя “система”: все меры по развалу и добиванию российской экономики были последовательны и каждый последующий шаг был логическим следствием предыдущего. Предлагаю в этом убедиться.

УДАР ПЕРВЫЙ:

ВЫБОР КУРСА НА ЛИБЕРАЛЬНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ПО МОДЕЛЯМ МВФ

Эти модели предназначены для банановых республик, сравнительно недавно сбросивших с себя ярмо колониализма. Стратегическая задача МВФ – либерализация внутреннего рынка, придание ему открытости с целью обеспечения беспрепятственной экономической экспансии извне. В результате такой политики все реальные активы скупаются западными инвесторами. При сохранении формальных атрибутов государственности страна превращается в полуколонию, из которой беспрепятственно выкачиваются ресурсы. На языке советской пропаганды это называлось неоколониализмом.

Когда нас уверяли, что кредиты МВФ – “дешевые”, “практически бесплатные”, мы сразу должны были вспомнить, где бывает бесплатный сыр. К сожалению, вспомнили мы об этом только тогда, когда “мышеловка” захлопнулась, без “наркотических инъекций” МВФ российская экономика не протянет и месяца.

“Демократы” по-прежнему полагают, что патриотическая оппозиция “демонизирует” МВФ, а на самом деле цель Фонда – бескорыстная помощь России. Тех, кто искреннее так считает, быть может “просветит” заявление депутата британского парламента Керна Ливингстона: “В интересах западного капитала иметь не сильного, а слабого восточного соседа. В сценариях МВФ Россия рассматривается как поставщик дешевых энергоносителей и дешевой рабочей силы. В других областях Россию на западные рынки не допустят”.

Нередко “забывают”, что предоставление кредитов МВФ неизменно обставляется определенными условиями, выполнения которых Фонд добивается упорно и настойчиво. Что же это за условия? Пора бы, наконец, ясно сказать об этом.

Первое: раздробление – в той или иной форме – естественных монополий – станового хребта российской экономики. Цель: поставить системы жизнеобеспечения страны в зависимость от западных “инвесторов”. К чему это приводит хорошо видно на примере Казахстана.

Второе: ратификация договора СНВ-2. Цель: вырвать ядерное жало России, сделать ее беззащитной перед лицом планируемых “миротворческих акций” НАТО на территории России по типу тех, что имели место в Югославии.

Третье: свертывание военно-технического сотрудничества России с Индией, Ираном, Кипром. Цель – окончательное вытеснение России с мировых рынков торговли оружием. Согласно новейшим геостратегическим концепциям США и НАТО Россия не должна иметь сфер влияния вне пределов своей территории.

Четвертое: пересмотр закона о религиозных объединениях. Цель: обеспечить беспрепятственное проникновение протестантских церквей и тоталитарных сект, духовно обезглавить народный организм, не допустить духовного возрождения России.

Надо отдать должное западным стратегам: в их действиях просматривается железная логика. А в действиях тех, кто готов принять эти условия, просматривается либо глупость, либо измена.

Но даже если абстрагироваться от этих условий, необходимо понять: модели МВФ В ПРИНЦИПЕ не могут обеспечить России даже того относительно сносного существования (я бы сказал – прозябания), которое они обеспечили в ряде стран Африки и Латинской Америки. В условиях северных территорий и сурового климата частный капитал не в состоянии поддерживать гигантскую инфраструктуру (дороги, электростанции, линии электропередач, системы тепло – газо – водоснабжения, канализация и т.д.). Всем этим в российских условиях вынуждено заниматься ГОСУДАРСТВО. Это “неправильно” с точки зрения МВФ и псевдолиберальной идеологии (“меньше государства, больше рынка”), но в противном случае мы вынуждены обрекать на запустение огромные территории, на освоение которых в свое время было затрачено столько сил и средств.

Реализация моделей МВФ в российских условиях – первое и главнейшее преступление против российской экономики и российской государственности. Ответственность за выбор этого тупикового курса целиком ложится на президента Ельцина.

УДАР ВТОРОЙ:

ШОКОТЕРАПИЯ

Речь идет о безумной попытке в кратчайшие сроки перейти от предельно централизованной экономики к предельно либеральной. Результат – почти мгновенное разрушение институтов централизованной экономики без создания ИНФРАСТРУКТУРЫ экономики рыночной. Что это такое? Это, прежде всего, то ПРАВОВОЕ ПОЛЕ, в котором действуют как государственные, так и частные предприятия. Без него рынок становится диким, а капитализм – бандитским. Это – системы экономического образования, подготовки менеджеров. “Красные” директора, при всем к ним уважении, не могут в одночасье перестроиться и обеспечить эффективное управление собственностью в новых условиях. То же относится и к банкирам – нуворишам, чье состояние взрасло не за счет созидания, а за счет паразитирования на тех процессах в экономике, которые были инициированы действующей властью.

Стратегия перехода к рыночной экономике в целом должна быть направлена на постепенное замещение свободных ниш рынка частным бизнесом. Частные предприятия могут создаваться и функционировать наряду с государственными, а не вместо государственных. Решающее значение имеет не форма собственности, а эффективность управления. В современном мире потенциал государственных предприятий, особенно в тяжелой промышленности, очень высок. В нашей стране традиционно основным источником бюджетных поступлений были не налоги, а доходы от использования госсобственности. Даже в царской России бюджет формировался, главным образом, не за счет налогов, а за счет доходов от госсобственности и монополии государства на некоторые виды деятельности. В современных условиях надежда сформировать бюджет исключительно за счет налогов – гибельная иллюзия.

УДАР ТРЕТИЙ:

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН

Это – двойное преступление: перед гражданами и перед предприятиями. В результате одномоментной либерализации цен и последовавшей за ней безудержной инфляцией граждане лишилсь своих сбережений, а предприятия – оборотных средств. Среди прочего эта акция подорвала доверие граждан к государству. Стоит ли после этого обвинять граждан в том, что они стремятся держать сбережения в “чулке” и в твердой валюте?

УДАР ЧЕТВЕРТЫЙ:

ПРИВАТИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Были приватизированы не здания банков с их оборудованием, а сама финансовая система страны вместе с финансами. Эта акция привела к тому, что в последствии все предприятия скупили именно те, кто приватизировал банковскую систему. Банкиры, скупив в массовом порядке ваучеры по цене двух бутылок водки, приобрели нефтяные компании и предприятия по производству цветных металлов, а менее лакомые куски позволили приватизировать местному бизнесу и руководителям предприятий.

УДАР ПЯТЫЙ:

ВАУЧЕРНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ. ЕЕ МОЖНО КРАТКО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СТАТЬЕЙ ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА: ХИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В БЕСПРЕЦЕДЕНТНО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ ГРУППОЙ ЛИЦ

Предприятия, одномоментно лишившиеся в результате либерализации цен оборотных средств, уже не могли функционировать нормально. Новые владельцы, приобретя (посредством скупки ваучеров) предприятия за бесценок, не были заинтересованы в повышении их эффективности, вся их деятельность ориентировалась на получение краткосрочной выгоды. Новые собственники стали продавать за рубеж – по цене ниже себестоимости – как готовую продукцию, так и полуфабрикаты, оборудование и т.д., а выручку переводить в оффшорные зоны за рубеж на кодированные счета. Это привело западных экспертов к неутешительным выводам: “Члены номенклатуры коммунистической эпохи осваивают повадки “охотников за рентой”, формируя новый правящий класс”.

В результате экономика приобрела паразитический характер, все усилия были направлены на перекачку созданного за 75 лет национального богатства за рубеж в оффшорные зоны. За годы псевдореформ из страны утекло около 1 трлн долл. Что в сравнении с ними полумифические 15 млрд долл., которые, по замыслу Чубайса, призваны спасти российскую экономику?!

УДАР ШЕСТОЙ:

СОЗДАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Этот рынок напоминает черный ящик: на входе – бюджетные средства и средства граждан, на выходе – прибыли олигархов – главных держателей государственных ценных бумаг. “Родители” этого рынка – Андрей Вавилов, Белла Златкис, Анатолий Чубайс. “Крестный отец” – президент Ельцин. Не надо быть великим экономистом, чтобы понять, что это не что иное, как достаточно примитивный механизм перекачки бюджетных средств в карманы владельцев крупных банков. Только на прошлой недели в связи с повышением доходности ГКО на 15% из нищего бюджета было “изъято” долполнительно 5,7 млрд руб. Общий же объем задолженности по ГКО составит на конец года более 600 млрд руб.

Олигархи – основные держатели ГКО, шантажируя государство массовым сбросом имеющихся у них ценных бумаг, могут добиться практически любого уровня их доходности. Вырученные средства конвертируются в валюту и переводятся за рубеж. Часть этих средств впоследствии снова поступает на российский рынок в виде денег нерезидентов, права которых достаточно надежно защищены российским законодательством.

Параллельно идет наращивание долгосрочной и среднесрочной задолженности. Первая достигла 140 млрд долл., вторая (разного рода “еврооблигации”) – более 10 млрд долл. Уже в следующем году выплаты по ним резко возрастут, что, естественно, ляжет дополнительным бременем на тощий бюджет.

УДАР СЕДЬМОЙ:

ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР

Самый изощренный и коварный враг не мог бы придумать ничего страшнее для российской экономики. В 1995 г., на момент введения валютного коридора, инфляция в какой-то мере помогала предприятиям выжить в условиях непомерно дорогих кредитов и ставки рефинансирования на уровне 150%. И вот рубль заключают в “коридор”. При этом стоимость кредитов для предприятий сохраняется на уровне 150%. Но уже В ВАЛЮТЕ. Предприятий, способных работать с рентабельностью 200%, в стране практически нет. В результате “заваливается на бок” весь реальный сектор экономики.

УДАР ВОСЬМОЙ:

ЗАЛОГОВЫЕ АУКЦИОНЫ

Даже учитывая некомпетентность и предельную коррумпированность действующей власти, трудно было предположить, что она согласится на эту идею, подброшенную олигархами. С точки зрения интересов государства, это – чистое безумие. Фактически, предприятия достались олигархам даром. Ярчайший пример – залоговый аукцион по “Норильскому никелю”. Средства, переведенные за него, оставались на специальных счетах Минфина в ОНЕКСИМ-банке и никуда оттуда не уходили. А затем новые собственники выжимали из предприятия все соки и на эти средства выкупали их. Вся прибыль от работы вновь приобретенных предприятий уходила в карманы новых владельцев. Из платежей осуществлялись лишь самые необходимые. Зачастую не платились налоги, задерживалась зарплата, об обновлении основных фондов и поддержании социальной сферы не было и речи. Проработав некоторое время таким образом, предприятия останавливались.

УДАР ДЕВЯТЫЙ:

ЗАКОН О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

В соответствии с соглашениями о разделе продукции (их крупнейшим лоббистом является “антиправительственная” фракция “Яблоко”), самые рентабельные месторождения передаются зарубежным компаниям на десятилетия. По условиям этих соглашений, львиная доля прибыли будет поступать их западным участникам вплоть до полного исчерпания месторождений, кое-что достанется местным бюджетам, а федеральный бюджет получит жалкие крохи. Даже вполне проправительственные эксперты удивлены, что исполнение этих соглашений на территории Российской Федерации будет регулироваться правом… зарубежных государств (например, месторождения “Сахалин-2” – по праву штата Нью-Йорк, а Харьягинского месторождения – по праву Швеции).

УДАР ДЕСЯТЫЙ:

ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ

Главная опасность упрощенной процедуры банкротства состоит в том, что всякая длительная остановка предприятия приводит, как правило, к его необратимой деградации. Распадается трудовой коллектив, распродается оборудование. Другая опасность – процедура банкротства в ее нынешнем виде создает искушение у хозяина предприятия наделать как можно больше долгов, а затем “обанкротиться”.

Надежды на то, что в результате банкротства на предприятие придет новый собственник с тугим кошельком, как правило, эфемерны. Если в предприятие еще возможно “вдохнуть жизнь”, инвесторы находятся и без банкротства. Самоустранение государства от процедуры банкротства создает оптимальные предпосылки для коррупции и хищений.

Можно спросить: все это так, ущерб нанесен огромный, но что же именно делает сегодня принципиально невозможным дальнейшее функционирование экономики по либеральным правилам? БЮДЖЕТ. Его размеры уже вошли в противоречие с самим правом граждан на достойную жизнь. Достаточно сказать, что профинансированные бюджетные расходы на этот год в СТО (!!!) раз меньше ссответствующего показателя США при сопоставимых территориях, численности населения и при том, что климат в США более мягкий. При таком бюджете невозможно не только нормальное функционирование экономики и систем жизнеобеспечения; под сомнение ставится уже сохранение российской государственности.

Банкротство либеральной экономики, а вслед за ней (неизбежно) и системы парламентской демократии подготовили сами “либералы” и “демократы”. Винить им некого. И сегодня на одной чаше весов – продолжение любой ценой либерального курса, на другой – сохранение российского государства и физическое выживание его граждан. В первом кровно заинтересованы олигархи – каждый день продолжения либеральной политики для них означает миллиардные прибыли. Во втором – граждане России. Каким же будет выбор? Ответ на этот вопрос вполне очевиден. Если, конечно, правительство не желает взять на себя роль ликвидационной комиссии государства Российского.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОМОЖЕТ ЛИ Б.ЕЛЬЦИНУ ТАКАЯ ЗАЩИТА?
ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
Зелененький он был
Первая моя щука
КАКОЙ ПРЕЗИДЕНТ, ТАКОВА И КОМАНДА
Андрей НИКОЛАЕВ: ОТ РУЛЯ!
Кто не курит и не пьет…
АНТИУТОПИЯ
ОБРАЩЕНИЕ К ГРАЖДАНАМ РОССИИ
Газовая атака: подсчитали – прослезились
Шахтерские деньги в пути. Но к кому?
Ягода-гусар, или зачем землянике усы
Научно-теоретическая конференция в Казани
Натуральный обмен в ответ на сокращение бюджетных средств
Как Вы оцениваете атаку на “Газпром”?


««« »»»