РЫНОЧНЫЙ КАННИБАЛИЗМ. ОТ ЭКОНОМИКИ “НОВЫХ РУССКИХ” К ЭКОНОМИКЕ ТРУДЯЩИХСЯ

Современную российскую экономику определяют по-разному. Одни называют ее рыночной, или переходной к рынку, другие – экономикой перераспределения, третьи – номенклатурным капитализмом.

Особенность российского “рынка” заключается в особом характере образования богатства и капитала. В традиционной рыночной экономике образование капитала – прежде всего результат сбережений. В свою очередь, сбережения или накопления представляют собой отложенный спрос (иногда экономисты используют термин “недопотребление”). Наши же “капиталисты” от недопотребления явно не страдают, поскольку источником их богатства является не труд и сбережения, а власть. Именно бесконтрольная власть, опирающаяся в той или иной форме, цитируя Ленина, “не на закон, а прямо и непосредственно на насилие”, и служит условием роста такого богатства.

Процесс активного присвоения капитала номенклатурной властью, приватизация ею государственной (общенародной) собственности должен, очевидно, иметь свои временные рамки. Длительность переходного периода будет зависеть от двух факторов: размеров приватизируемого национального богатства и скорости его “проедания”. Речь идет именно о “проедании”, поскольку даже “реформаторы” и их идеологическая обслуга уже в открытую говорят о многих годах, которые потребуются для формирования эффективного собственника. Самым же “непонятливым гражданам”, которые могут задаться вопросом “А кто “съел” мою, то бишь общенародную собственность?”, газета “Сегодня” объясняет, “что цена собственности измеряется не “вбуханными” в нее за годы советской власти деньгами, а тем, насколько прибыльной эта собственность может оказаться как бизнес”. А чтобы граждане и после подобного ответа “не возникали”, наша ведущая “новорусская” газета в качестве аргумента ссылается на иностранцев, которым “Россия и задаром не нужна – слишком много возни”. Впрочем и нынешние, неэффективные” собственники не остаются внакладе – на фоне резкого свертывания производства и сокращения валового внутреннего продукта “номенклатурные” прибыли растут. Ничем не ограниченный монополизм позволяет извлекать дополнительную прибыль не за счет расширения производства, а путем взвинчивания цен и манипуляций с финансовым капиталом.

Как же все это отражается на положении трудящихся? Практика отчетливо демонстрирует тенденцию, которую условно назовем, в честь “отца реформ”, “законом Гайдара”. Суть его в том, что производство продовольствия падает в России быстрее, чем сокращается численность населения. Известный английский экономист и священник прошлого века Т.Мальтус, открыв закон ускоренного, по сравнению с производством продуктов питания, роста населения, предложил меры по сдерживанию рождаемости неимущих слоев. О том, что предложит Чубайс и его команда в дополнение к дешевой водке, табаку и невыплатам зарплат, нам остается только гадать.

Успешное развитие реального (производительного) сектора экономики в нашей стране во многом будет зависеть от того, какая модель рыночной экономики будет в конечном счете реализована. Все многообразие функционирующих в мире рыночных моделей можно свести к двум видам. Первая модель основана на идее соединения демократии с частной собственностью. Это модель народного капитализма или либерального социализма. Такая система позволяет не только достичь более справедливого распределения доходов, но и обеспечить экономическую самодеятельность рядовых граждан, их взаимовыгодное партнерство.

Вторая модель – система государства всеобщего благосостояния ограничивается установлением определенных минимальных стандартов социальной защиты. Эти стандарты обеспечиваются через механизм перераспределения конечных доходов.

Первая модель представляется нам предпочтительней, учитывая российские традиции равенства и солидарности, а также высокий уровень образования и культуры граждан, позволяющие развивать элементы производственного самоуправления.

К сожалению, вместо народного капитализма и либерального социализма на наших глазах реализуется третья модель, модель номенклатурного капитализма, стремящегося любой ценой сохранить свои монопольные позиции. В результате вместо эффективной производительной экономики мы имеем экономику перераспределения, дальнейшее развитие которой может закончиться лишь одним – экономической катастрофой.

Ясно, что главной стратегической задачей трудящихся является замена нынешней непроизводительной экономической модели системой с более справедливым распределением собственности, позволяющей обеспечить гражданам экономическую самодеятельность.

Среди тактических задач выделим следующие. Во-первых – сохранение старых и создание новых рабочих мест через развитие реального (производительного) сектора экономики. Во-вторых – более справедливое распределение доходов и за счет этого достижение более высокой оплаты труда основной массы трудящихся. Экономические требования трудящихся максимально лаконично можно выразить двумя фразами: право на труд и право на достойную его оплату.

Юрий ПАВЛЕНКО,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА И ОГОРОДНИКА. САЖАЛИ БАБЫ БОБЫ
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
РАБОТА У НАС ТАКАЯ
СОЛНЦЕМ ПАЛИМЫЕ
НАШЕ – ЭТО БЕССПОРНО
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОБЪЯВИЛ О МИРЕ И СОГЛАСИИ. КАК ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ ПО-БРЯНСКИ
ВРЕМЯ НЕ ОСТУДИТ ЛЮБОВЬ К СТУДНЮ
СЕВЕР МЕЛКОТЕ НЕ ПО ГУБЕ
Письма
Роль НТВ в освещении чеченских событий
МАЛЬЧИШЕЧЬЕ СЧАСТЬЕ
ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ К ХРИСТОВУ ДНЮ
НОСИТ ОДУВАНЧИК ЖЕЛТЫЙ САРАФАНЧИК
ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ!
КТО У НАС ОТНЯЛ ПОБЕДУ?
ОХРАНА НА ДОРОГАХ
ТОЛПА УМНЕЕ И ПОСТОЯННЕЕ ГОСУДАРЯ
ВСЕ ДЕЛО В ПРЕЗРЕННОМ МЕТАЛЛЕ…
СТАВКА НА МОЛОДЕЖЬ
СНПР НА МАЕВКАХ
ТЕ, КТО ВЫЖИВУТ, ВЫБЕРУТ СЕРДЦЕМ
ВОССОЗДАНИЕ ДЕРЖАВЫ. О СОЮЗЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОГУЛКИ ПО НОРВЕГИИ


««« »»»