Несмотря на принятие в июне Государственной Думой проекта Налогового кодекса в первом чтении, основные положения данного документа вызывают большие сомнения и требуют концептуальных изменений, которые невозможно произвести путем внесения поправок и доработки кодекса в согласительных комиссиях, комитетах, фракциях и депутатских группах парламента. По-моему, необходимо возвратить проект на первое чтение, а не рассматривать его во втором. Эта процедура позволит коренным образом изменить концепцию налоговой политики, закладываемую в кодекс, и, кроме того, рассмотреть альтернативные проекты. Такова позиция и многих моих других коллег-депутатов. Можно назвать следующие причины такого мнения.
В проекте воспроизводится ошибочная концепция основополагающих налогов, и прежде всего налога на добавленную стоимость (НДС). Предполагается и дальше взимать налог со способа образования добавленной стоимости, а не с самой добавленной стоимости. В этом случае объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), а не стоимость реализованных товаров (работ, услуг), как это имеет место в мировой практике. К тому же, вводится и другой косвенный налог – налог с розничных продаж, порядок и условия взимания которого, в соответствии с проектом, будут определяться органами местного самоуправления. Заложенную в кодексе единую ставку НДС также вряд ли можно считать заслугой авторов, так как во многих развитых странах принята практика дифференцированных ставок НДС, предусматривающая минимальную ставку для социально значимых товаров. Введение единой, более высокой ставки НДС усложнит ситуацию на многих предприятиях, приведет к росту цен, увеличению инфляции.
Из-за обилия в проекте отсылочных норм налоговая система страны обрастет большим количеством подзаконных нормативных актов, что приведет к узковедомственному подходу и создаст опасность чиновничьего произвола, а это никак не соответствует декларированному правительством курсу на создание цивилизованных форм рыночной экономики.
Кроме того, принятие Налогового кодекса в предлагаемой редакции будет выполнять разрушительную функцию в отношении российского законодательства, так как многие статьи проекта противоречат сложившейся правовой системе. Совершенно неправильным представляется поэтому включение в Налоговый кодекс вопроса о таможенном тарифе, который является не столько фискальным инструментом, сколько элементом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.
Владимир НИКИТИН,
депутат Государственной Думы,
фракция “Народовластие”: