Спаси и сохрани

В России сегодня открыто 390 монастырей и действует 46 приходов – наш корреспондент побывала в Дмитровском мужском монастыре.

От Москвы до Скопина пять часов на автобусе, потом до села Заречного еще полчаса езды, а дальше – пешком на холм, где расположился мужской монастырь. В принципе женщинам туда вход заказан, но для меня отец Амвросий сделал исключение: разрешил посетить монастырь и побеседовать с его обитателями.

Моему появлению, казалось, никто не удивился. Молодые иноки приветливо здоровались и продолжали заниматься своими делами: один торопился к прихожанам, другой хлопотал на кухне, третий убирал кирпичи возле храма. В монастыре шесть обитателей: иеромонах Амвросий, дьяконы Тихон, Игнатий, Иоасаф, священный инок Филарет, инок Вениамин. Самый старший – батюшка, ему 30 лет, самый младший дьякон – Тихон, он еще в армии не служил. Вот что рассказали о себе некоторые из братьев:

Иеромонах Амвросий: “Я родом из Казахстана, из города Чимкента, отслужил армию, закончил педагогический институт в Томске. В миру был математиком, но в Томске познакомился с отцом Богданом и понял, что встреча с ним судьбоносная. Посмотришь такому человеку в глаза и ясно: он – батюшка и больше никто другой. Тогда я решил посвятить себя служению Богу, поступил в семинарию, стал присматриваться к монашеству и понял, что это и есть моя жизнь. Обидно, что многие думают, будто в монахи идут разочарованные жизнью, неудачливые в семье и психически больные люди. Это не так. У меня, например, не было душевной травмы и в женщинах я не разочаровался, хотя и против женитьбы. Как можно разочароваться в женщине, если и она несет образ Божий? Я часто вижусь с родными. По характеру я веселый и общительный человек, в миру даже посмеивался над теми, кто давал обет безбрачия, а сейчас по-иному думаю. Господь со всем смиряется”.

Дьякон Игнатий: “В семье у нас верующих не было, мать работала секретарем в сельсовете, отец – агентом по снабжению. В Семипалатинске, где я служил, познакомился с верующими ребятами, вернулся домой и покрестился. Так случилось, что оказался в трудной ситуации, без друзей, без близких людей и только в церкви нашел истинное понимание. Мне кажется, что человек приходит к вере через скорбь. С ровесниками из мирской жизни стараюсь не общаться, мне с ними неинтересно, хватает молитвы и братьев”.

Дьякон Иоасаф: “В миру меня звали Александром. Помню, как крестная водила меня в церковь. Я мало что понимал, но детские впечатления до сих пор сильны. Поначалу о служении Богу и не помышлял, окончил музыкальное училище, пошел в армию, попал на военно-дирижерский факультет консерватории. Вернулся из армии и всерьез задумался о Боге, а ведь так мирская суета заедала… Жениться даже подумывал… Но верующий человек должен решить для себя один очень важный вопрос: либо остаться в миру, либо отказаться от него, а если ты к себе относишься строго, то выбрать монашество. Я свой выбор сделал и не жалею. Отшельником себя не чувствую, неподалеку в Кирсанове у меня живут брат с сестрой, поминаю их каждый день в молитве”.

Священный инок Филарет: “Многие студенты Рязанского художественного училища избрали тот же путь, что и я. Если бы не встреча с отцом Амвросием, не знаю, что со мной было бы. В монастырь из мирской жизни взял с собой лишь этюдник и томик Достоевского. А вот имени своего мирского не помню и вспоминать не хочу”.

Вскоре меня пригласили к столу. Монашеская трапезная разместилась в вагончике: длинный, на манер крестьянского, стол, лавки вокруг него. Через загородку – “кухня”: там прихожанки готовят пищу. “Как только закончим стройку, – рассказывает отец Амвросий, – будем все делать сами, а пока приходится просить о помощи сестер”. Кроме меня за столом сидели две молодые женщины и мальчик лет восьми. Во время трапезы он читал молитву. Оказалось, что Саша – сын духовной дочери отца Амвросия, нынче пошел по второй класс православной гимназии. На мой вопрос, кем он хочет быть, мальчик незамедлительно отвечает: “Монахом!” Для того чтобы больше походить на батюшку, мальчишка даже в жару не снимает огромных кирзовых сапог.

Девочка 13 – 14 лет приглядывает за тем, как идет трапеза. Гороховая каша, салат, сливы, яблоки, арбуз, тонкие лепешки – таков монастырский ужин в пост. “Передайте-ка гостье булочки, – обратился отец Амвросий к девочке, – они у нас особенные, на воске”. Булочки были необыкновенно вкусными, пахли медом и летом. Не удержалась, шепнула соседке: “Разве можно женщинам находиться в мужском монастыре, да еще и сидеть за одним столом с мужчинами?” Выяснилось, что нет, но всему причина – большое строительство. Монастырь, можно сказать, отстраивается заново, включая храм, общежитие для монахов, трапезную, подсобные помещения, скотный двор, и батюшка вынужден изменять неписанным законам монастырей.

Из окрестных деревень сюда чтобы помочь приходят прихожане. В свободное время они прибирают в храме, готовят еду, стирают, ухаживают за кладбищем, что у подножия холма.

Кроме братьев в монастыре есть и наемные работники. Например, шофер Саша, он получает 250 тыс. руб. и ездит на… “Скорой помощи”. Фургончик с красным крестом подарила монастырю фирма, которая перегоняет машины с завода покупателям. Есть работники за “кусок хлеба”. Они обычно появляются здесь осенью, чтобы за зиму отогреться, подлечиться и подкормиться. По весне снова подаются на вольные хлеба. Отец Амвросий шутит: “Я, пожалуй, пока не батюшка, я – прораб”. Но не строительные хлопоты огорчают обитателей монастыря, а то, что у братии нет возможности жить вместе. Каждый вечер они ходят на ночлег в соседнюю деревню и уже многие месяцы живут в пустующих домах местных жителей.

Меня определили на постой в деревню Свинушки к тете Мане и дяде Ване. Первую половину ночи хозяева разглядывали “живого” корреспондента, вторую – говорили “за жизнь”. Их дочь – “Люська” – тоже помогает монастырю чем может, “да вот только помощи от нее мало, разве что руками кое-какую работу делать умеет, а так чтобы подарок какой или пожертвование сделать – нет и речи”. Людмила работает в детском саду и получает 130 тыс. в месяц. Не хочешь – уходи, говорит начальство, – в селе, где во многих семьях больше пятидесяти тысяч в руках не держали, найдутся желающие на ее места. Так что работает пока Людмила за гроши, на которые содержит двух дочерей и мужа-алкоголика. Выручает семью огород. Тут и капуста, и чеснок, лук и морковь, картошка опять же; глядишь – все сыты. На жизнь старики не жаловались, иной раз и колбаски в магазине с пенсии покупают, и внучкам кое-какие обновки раз в полгода справляют. Правда, о ваучерах беспокоились: “Неужели и вправду они никому не нужны?” Наутро по росе тетя Маня достала для меня из чулана новые галоши и проводила на гору. Там уже кипела жизнь. Отец Амвросий собирался ехать за кирпичом, братья готовились его разгружать, женщины стряпали обед. На ступеньках храма примостились дьякон Игнатий и Саша. Оба глядели куда-то вдаль – может, на Скопин, а может, и дальше. Я не стала тревожить их расспросами.

Рязань – Москва

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Меня, конечно же, беспокоит прежде всего…
Согласие в разногласиях
Тот не знает наслажденья…
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Победа должна быть и будет за патриотами России
Не забудьте выбросить телевизор
Страх не должен лишать людей воли к действиям
Открытое письмо в газету “Социалистическая Россия”
Хроника партийной жизни
Движение в поддержку армии назвало первоочередной задачей отстранение от должности президента России Бориса Ельцина
Вместе с людьми
Несмотря на принятие в июне…
У вас мигрени не бывает?
Повышение пенсионного возраста
Возвращаясь к напечатанному
Новое звание – “победитель России”
Уважаемая редакция!
Самый слабый бюджет последних лет
Волгоградская женщина
Держи друзей близко к себе, а врагов – еще ближе
Социалистическая народная партия России поддерживает законные требования энергетиков Приморья!
Банкроты налогов не платят
Уважаемый Мартин Люцианович!
Выручим Отечество
Социалистическая народная партия России
Как вылечить рак
Над пропастью во лжи


««« »»»