Банкроты налогов не платят

Я полагаю, что прежде чем комментировать проект нового Налогового кодекса, нужно проанализировать причины возникновения самой проблемы изменения налогового законодательства. А причины эти состоят в том, что у действующей налоговой системы России, основные контуры которой сложились еще в 1992 г., есть много недостатков, причем настолько серьезных, что в действующем виде система не устраивает никого из заинтересованных сторон.

Она не удовлетворяет интересам государства, регионов, местных органов власти, потому что не способствует пополнению бюджетов всех уровней за счет эффективного сбора налогов. Действующая налоговая система не удовлетворяет интересы налогоплательщиков (прежде всего предприятий), так как налоговый гнет слишком тяжел. Она не способствует ни решению социальных проблем, ни росту производства.

Перед разработчиками нового Налогового кодекса стояло несколько задач, причем некоторые из них в какой-то степени противоречили друг другу. Во-первых, введение в действие нового Налогового кодекса должно было резко упростить само налоговое законодательство, что является не такой уж простой задачей – сейчас налоговая система регулируется почти тысячью различных законодательных, подзаконных и нормативных актов. Во-вторых, в процессе налоговой реформы необходимо было сократить количество налогов, число которых в некоторых регионах достигало двухсот. В-третьих, следовало более четко определить права региональных и местных органов власти в части налогообложения с тем, чтобы ввести в законное русло “местное” творчество по части установления новых налогов. В-четвертых, от нового Налогового кодекса ожидали снижения налогового гнета на отечественных товаропроизводителей. В-пятых, в новых контурах налоговой системы должны были быть заложены механизмы, способствующие повышению уровня собираемости налогов. Посмотрим, насколько все поставленные задачи могут быть реализованы после принятия нового Налогового кодекса. На первый взгляд, принятие столь солидного документа, как данный проект, должно было бы отменить действие множества предшествующих ему правовых документов, существенно упростить налоговую систему. Однако, как справедливо отмечают многие критики проекта, в нем содержится большое количество отсылочных норм, поэтому если его введение и упростит действующую систему, то незначительно.

Вторая задача принятием проекта Налогового кодекса, действительно, будет решена, и общее возможное число налогов значительно сократится. Что касается взаимоотношений органов управления различного уровня в части установления налогов, то при решении этой задачи разработчики проекта были вынуждены пойти на ряд компромиссов. Первоначальная жесткость проекта (раз и навсегда установленный для всех регионов перечень региональных и местных налогов) вызвала сопротивление руководителей региональных и местных органов власти, возражения которых подкреплялись аргументами о возможном резком сокращении доходной части местных бюджетов, а также о необходимости учитывать местную специфику. В результате в окончательном виде проекта права регионов и органов местного самоуправления в части установления некоторых видов налогов трактуются более широко.

Несмотря на “рекламные” заявления разработчиков проекта нового Налогового кодекса, в случае его принятия и введения в действие налоговый гнет на отечественных товаропроизводителей не сократится, а в некоторых случаях и возрастет. Налоговый кодекс не изменил основных принципов налоговой системы России, не изменил структуру налогов, соотношения между прямыми и косвенными налогами, между налогами на юридические и физические лица, не сократил существенно ставки основных видов налогов, а ставку НДС увеличил.

В принципе можно назвать ряд объективных факторов, которые не позволили разработчикам проекта нового Налогового кодекса решить задачи смягчения налогового гнета. Во-первых, в любой налоговой системе на первом месте стоят все-таки фискальные функции, а не функции стимулирующие. Во-вторых, в условиях, когда государство крайне ограничено в средствах и по сути не способно решать стоящие перед ним задачи, фискальная функция налоговой системы приобретает еще большее значение. В-третьих, в силу бедности большей части российского населения мы не можем использовать опыт большинства западных стран, переложивших основную часть налогового бремени с товаропроизводителей на физических лиц.

Все это так. Но даже с учетом всех объективных факторов следует признать, что разработчики не использовали скрытых резервов снижения налогового гнета. Налогового гнета, который в настоящее время крайне неравномерен, который “щадит”, например, банки, финансовые и институты и т.д., и душит отечественную промышленность.

Но означает ли это, что новый Налоговый кодекс сможет решить задачу эффективного пополнения государственной казны, что хотя бы фискальные функции будут выполняться на высоком уровне? Думаю, что и с этой задачей новый Налоговый кодекс вряд ли справится потому, например, что банкроты налогов не платят.

Будет ли новый Налоговый кодекс принят Думой? Точного ответа на этот вопрос не даст никто. Но зато точно известно, что проект бюджета на 1998 г., уже представленный правительством на рассмотрение в Думу, разработан с учетом того, что с 1 января 1998 г. новый Налоговый кодекс вступает в действие. А это означает, что процесс обсуждения как Налогового кодекса, так и бюджета рискует обернуться новым кризисом в отношениях законодательной и исполнительной власти.

Татьяна ПОПОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Возвращаясь к напечатанному
Не забудьте выбросить телевизор
Уважаемая редакция!
Открытое письмо в газету “Социалистическая Россия”
Волгоградская женщина
Движение в поддержку армии назвало первоочередной задачей отстранение от должности президента России Бориса Ельцина
Социалистическая народная партия России поддерживает законные требования энергетиков Приморья!
Несмотря на принятие в июне…
Тот не знает наслажденья…
Уважаемый Мартин Люцианович!
Повышение пенсионного возраста
Спаси и сохрани
Социалистическая народная партия России
Новое звание – “победитель России”
Победа должна быть и будет за патриотами России
Как вылечить рак
Самый слабый бюджет последних лет
Страх не должен лишать людей воли к действиям
Над пропастью во лжи
Держи друзей близко к себе, а врагов – еще ближе
Хроника партийной жизни
Меня, конечно же, беспокоит прежде всего…
Выручим Отечество
Вместе с людьми
Согласие в разногласиях
У вас мигрени не бывает?
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ


««« »»»