На Западе многие люди, причем далеко не бедные, добровольно отказываются от такого “незаменимого” блага цивилизации, как телевизор. Я смотрю телевизор не часто, но даже этих редких встреч хватает, чтобы признать: враги телевизора не так уж не правы. Попытаемся проанализировать, что полезное и приятное можно вынести из общения с “голубым экраном”.
ВЕСЬ ВЕЧЕР НА АРЕНЕ
Информационные передачи, судя по их названиям, нужно смотреть для того, чтобы получать информацию. Однако на самом деле люди (во всяком случае большинство) окружены сегодня столь сильным информационным потоком, что даже без просмотра информационных передач узнают все основные новости из других источников (газеты, радио и т.д.). Конечно, по телевизору можно увидеть то, чего не прочтешь в газетах, но лица основных персонажей информационных выпусков и так хорошо известны, а наблюдение за последствиями катастроф, преступлений и т.д. вряд ли сильно обогатят вашу личность. Кроме того, собственно информационных передач становится все меньше и меньше. Не знаю, мечтает ли каждый солдат стать генералом, но чуть ли не каждый ведущий новостей явно мнит себя либо аналитиком, либо примадонной провинциального театра, либо “любимцем публики”.
Следующий тип передач – всевозможные аналитические и политические программы. Всем известно, что политика вообще и в современной России в особенности – дело грязное. Соответственно – вся эта аналитика есть не что иное, как копание более или менее высоколобых более или менее интеллектуалов в грязи, сопровождающееся в лучшем случае извержением научно-скучных фраз, а в худшем – взаимным обливанием грязью, лимонадом и т.д.
Далее следуют ток-шоу. Политические ток-шоу сродни аналитическим и политическим программам. Но чаще сегодня шоу строится вокруг “токований за жизнь”, перенесенных из кухонь, дворов, курилок или палат психбольниц на экран. Впрочем, от перемены места “токований” ничего не изменилось. Только теперь большему количеству собеседников становится ясно, что “все бабы – дуры”, “мужики – сволочи, козлы, извращенцы”, “психически нормальны не более шести процентов населения” (см. “Я сама”, “Человек в маске”, “Моя семья”, “Про это” и т.д.). Знаю, что многим нравятся ток-шоу для детей, например “Диск-канал”, который, по мнению взрослых, “многому может научить”. Честно говоря, я этот восторг разделить пыталась, но не смогла. Учить современных детей раскованности, по-моему, уже не надо, а терминологию ведущих и участников этой передачи (“клево”, “круто”, “классно”) лучше освоить в ближайшей подворотне – и воздух свежий, и зрение не портится, и электроэнергия экономится.
ИМПЕРИЯ ПОХОТИ
Телевизионные игры я условно подразделила на три группы – интеллектуальные, околоинтеллектуальные и “для простого народа”. К интеллектуальным играм можно отнести, например, “Умников и умниц”, “Свою игру” и “Счастливый случай”(последние две – с некоторой натяжкой). Единственным недостатком интеллектуальных игр является их малочисленность. Зато их можно смотреть в лечебных целях – для того, чтобы узнать какими должны быть нормальные люди, и убедиться, что не все вокруг превратились в идиотов.
Типичными примерами околоинтеллектуальных игр можно считать “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг”, “Звездный час”. Просмотр этих передач может быть полезен, особенно для молодых людей, желающих при случае блеснуть эрудицией в разговоре с девушкой (“а знаешь ли ты, из какого материла была сделана пепельница у императора Наполеона?”), а также для тех, кто хочет ознакомиться с правилами игры в казино, но не имеет для этого денег.
Игры “для простого народа” в обязательном порядке следует смотреть ученым, которые сейчас трудятся над разработкой национальной идеи. Посмотрев “в лицо” своему народу, аналитики обязательно увидят, например, некоторую склонность к мазохизму. Ибо не иначе, как мазохизмом, можно объяснить как трогательную народную любовь (выражаемую обильными жертвоприношениями) к Якубовичу, внаглую издевающемуся над каждым вторым участником игры (впрочем, я его хорошо понимаю), так и добровольное участие в игре “Империя страсти” особ со столь распространенными в России размерами одежды 52-54.
Поскольку девяносто, если не более, процентов россиян – постатеисты, особым расположением телевидения пользуются передачи, пропагандирующие деяния колдунов и колдуний, целителей и целительниц, ясновидящих и т.д. Глядя на косноязычных дебелых тетенек с многочисленными физическими недостатками (ожирение, косоглазие и т.д.), в окружении свечей и приторно-внимательных ведущих, рассказывающих о своих бабушках-травницах и о собственных удачах в виде снятия венца безбрачия и возвращенного в семью гулящего пьяницы-мужа, понимаешь, что вера (во всяком случае, в целителей) – понятие иррациональное. А услышав о том, что целительница, “владея белой и черной магией, близка со многими церквями”, остается только сожалеть о мозгах зрителей, которым скармливается весь этот винегрет.
ЗАМЫЛЕННЫЕ ГОЛОВЫ
Теперь перейдем к сериалам и художественным фильмам, подразделив их на зарубежные и отечественные. Я совершенно не согласна с теми, кто сетует на засилие зарубежных сериалов и кинофильмов. Думаю, что такое обилие “американщины”, “мексиканщины” и т.д. – вещь, безусловно, положительная для формирования национального самосознания и роста национального самомнения россиян. Все познается в сравнении, поэтому только в результате регулярных просмотров латиноамериканских сериалов можно понять, какие прекрасные актеры живут в России, только зрители и зрительницы индийского кино смогут достойно оценить своих возлюбленных и супругов, которые при всех своих недостатках хотя бы не поют и не танцуют постоянно. Наконец, только американские фильмы наглядно продемонстрируют, каким высоким интеллектуальным потенциалом обладает средний россиянин.
Очень полезно смотреть и российское кино, за исключением фильмов, снятых в последнее время по американским лекалам. В этом случае лучше обращаться к первоисточникам. Когда заезжий “варяг” цепляет Вронскому советские погоны, становится смешно. Когда “наша” Наталья Андрейченко помогает своему “тамошнему” мужу изображать, как злые советские солдаты не давали хрупким эстонским старушкам встречать католическое рождество, становится противно. Американское “мыло” тоже лучше нашего “хозяйственного”, даже и покрашенного в пастельные тона.
Старое советское кино полезно смотреть и старым, и малым: старые вспоминают молодость, малые смотрят как сказку, а нестарые, но и немалые радуются, что поумнели и удивляются, как могли они или их родители верить всему этому.
Новое русское кино смотреть полезно для души, но вредно для зрения. Для зрения вредно потому, что очень темно. Для души полезно, потому что после просмотра понимаешь, насколько хороша твоя жизнь по сравнению с существованием героев фильма, в котором на час экранного времени приходится пяток трупов, десяток преступлений, несколько извращенцев, причем все происходит в подвале или на свалке.
“МАЛЬЧИК ХОЧЕТ В ТАМБОВ”
Есть еще на телевидении детские передачи, часть из которых фигурирует под маркой “развлекательно-познавательные”. Почти во всех новых передачах, слизанных с американских же аналогов, действуют некие абстрактные кукольные персонажи с утробными голосами и болотной расцветкой, более всего напоминающие упырей. А после того, как в одной из детских передач я услышала песенку со словами: “Потолок весь в крови, дверь качается, за скрипучей стеной труп валяется”, я поняла, что права, сведя к минимуму общение собственной трехлетней дочери с детскими телепрограммами.
Чудом выжившими динозаврами кажутся на нашем телевидении как старые, так и новые просветительские программы. Они, похоже, чужды нынешним “хозяевам”, а потому в жизнеспособность их верится с трудом. Впрочем, телевидение ведь тоже занимается воспитанием зрителя “под себя”, а для того, чтобы раздеваться в “Империи страсти” или сопереживать очередной Изауре, не стоит обременять себя лишними знаниями. Для этого более чем достаточно стать учеником господина Грымова и Ко, знакомящих зрителей РТР с избранным русской поэзии и живописи.
Конечно, говоря о современном российском телевидении, нельзя не сказать о рекламе и музыкальных клипах. Даже если бы все остальное на голубом экране было бы выше всякой критики, зрелище жующих, моющихся, засыпанных перхотью и прочих персонажей было бы достаточно для того, чтобы испортить впечатление от любых телепрограмм. Но и этого мало – реклама сменяется клипами. Интересно, кто может отличить друг от друга всех этих совершенно одинаковых девиц, у которых из трех составляющих, необходимых для пения (слух, голос, желание), есть только последнее плюс деньги “на раскрутку”? Интересно, кому конкретно может доставить удовольствие созерцание некоего известного секс-символа нашей эстрады верхом на унитазе? Интересно, на какой счет можно перевести деньги для мальчика из Тамбова, чтобы он наконец туда добрался и перестал об этом петь?
И все-таки иногда реклама дает хорошие советы. Поэтому я призываю вас последовать призыву “ТВ-центра”: “Не забудьте выбросить телевизор!”. Или хотя бы пореже его включайте.
Любовь ГЕОРГИЕВА