ЕСТЬ ЛИ МЕСТО НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ДЛЯ НЕМЕЦКОГО МЕМОРИАЛА?

“Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте…” –

наверное, все помнят эти строчки Твардовского. Подо Ржевом действительно много могил известных и неизвестных солдат. В двух братских могилах захоронены останки примерно 50 тыс. советских воинов. Местные жители, пережившие оккупацию, еще помнят, где находился концлагерь, где стояли виселицы и как после отступления фашистов в феврале 43-го все дороги были усеяны трупами расстрелянных. Нетрудно представить, какие чувства они испытали, узнав о предстоящем строительстве на окраине Ржева памятника немецким военнослужащим. И как были возмущены горожане постановлением главы администрации Ржева Александра Харченко “О предоставлении земельного участка в постоянное пользование ассоциации “Военные мемориалы” для строительства мемориала-кладбища немецким солдатам”.

Согласно этому документу, выделено около трех гектаров земли для возведения памятника оккупантам, а также для автостоянки и подъездной дороги. Финансировать этот проект будет Германия. Но эта деталь не меняет отношения местного населения к дорогостоящему обелиску: ведь в этом районе так много неухоженных русских захоронений, а на некоторых братских могилах даже нет фанерных дощечек.

Аналогичную реакцию у фронтовиков и других жителей Тверской области вызвал поступок губернатора Владимира Платова, выделившего в феврале прошлого года 15 млн рублей Ржевскому книжному клубу на издание книги воспоминаний бывшего командира 6-й немецкой пехотной дивизии Хорста Гроссмана “Ржев – краеугольный камень Восточного фронта”. Да и не может не удивлять, что на книгу немецкого командира, возможно, и представляющую интерес для историков, деньги нашлись, а на памятники на братских могилах наших солдат их по-прежнему нет. Как нет и для других нужд – ни для детских садов и приютов, которые не знают, чем кормить детей и где достать постельное белье, ни для стариков, четыре месяца не получавших свои пенсии. Естественно, что на фоне плачевной ситуации столь трепетную заботу областных и районных властей о когда-то воевавших здесь немцах многие воспринимают как издевательство и оскорбление памяти павших.

В октябре участники областной конференции совета ветеранов выступили против создания мемориала своим бывшим противникам. В конце декабря прокурор Тверской области Владимир Парчевский опротестовал постановление Харченко как незаконное и потребовал его отмены. Вскоре администрация области согласилась с тем, что Харченко нарушил земельное и природоохранное законодательство. Но и после этого он, похоже, не собирается отказываться от задуманного. Намерен подогнать текст своего скандального документа под существующие законы и надеется на поддержку городской Думы. Видимо, не хочет разочаровывать и огорчать немца Эрнста Райна – ветерана второй мировой, бывшего гауптмана и командира батальона пехотинцев. Райн трижды приезжал в Ржев, встречался с Харченко, а потом принимал в Германии его вместе с председателем совета ветеранов города Лаурой Соболевой.

Происходящим обеспокоены местные патриотические организации. А депутат Государственной Думы Татьяна Астраханкина подняла этот вопрос на заседании парламента. Она убеждала своих коллег в том, что затея Харченко – откровенное кощунство. И нашла немало сторонников.

“Инициаторы строительства немецкого мемориала ссылаются на прецедент в Волгоградской области. Но это – плохой аргумент. После появления в Волгограде постамента для памятника немцам горожане добились отмены решения о его возведении. В итоге в одном из сельских районов, после проведения районного референдума, поставили лишь небольшой крест около немецкого кладбища, – сообщила Татьяна Астраханкина. – Во Ржеве же творится нечто невообразимое: игнорируется мнение людей. Многие ветераны поэтому готовы буквально ринуться в бой за этот клочок земли. Да и внуки их не остаются в стороне. Даже если и появится этот монумент, все равно долго не простоит…”

Возникает вопрос: почему бы Харченко или губернатору области Платову не провести сначала референдум по этой больной проблеме? Ведь речь идет не об уходе за немецкими могилами (что само по себе не вызывает протеста населения), а о шикарном мемориальном комплексе – своего рода моральном оправдании тех, кто пришел с мечом на нашу землю, расправлялся со всеми, не щадя ни женщин, ни детей, кто поджигал наши деревни и бомбил города, уверенный в собственной безнаказанности.

Странно, что эта история не вызывает реакции правительства. Ведь, следуя логике событий, завтра немцы попросят землю у Чудского озера для памятника рыцарям, разбитым в 1242 году дружиной Александра Невского, а шведы захотят поставить обелиски под Нарвой и Полтавой, где Петр 1 одержал победу над Карлом 12. А потом Монголия пожелает “увековечить память” о воинах хана Батыя, совершавших набеги на русские селения, или о войске другого хана, разгромленном на Куликовом поле.

Ольга ДУМБРОВСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОССИЯ НА РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Воздействие российских электронных СМИ на интеграционные процессы
Уважаемый Геннадий Николаевич!
ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
Освобожденные от влияния всемогущего государства
УСЛЫШАТ ЛИ В МОСКВЕ?..
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
ЗУБНАЯ БОЛЬ
АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
К ИТОГАМ САММИТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ
ОЗЕРНИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ОДИНОКИЙ ХОККЕИСТ С СОБАКОЙ
НИ ГЕРБА, НИ ГИМНА, НИ ФЛАГА…
ЗАВЕДЕНИЕ ЛЖИ
CТО ДНЕЙ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ?
БЕЛОРУССИЯ – СЕСТРА НАША
СНГ: К СМЕНЕ ВЕХ
ФЕСТИВАЛЬ НАШЕЙ НАДЕЖДЫ
Алексей Баталов: Сегодня я заслужил на чай…
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА И ОГОРОДНИКА
КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬ ТЕСТО
Смерть Василия Сталина


««« »»»