CТО ДНЕЙ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ?

Для любой политической партии нет и не может быть времени полного затишья. Ни для той, что является правящей, ни для оппозиционной. Но периоды уменьшения публичного самовыражения бывают. Так и у нас сейчас, на Алтае.

Три месяца назад состоялись выборы главы администрации края. И как бы кто ни относился к их результатам, после них общественно-политические региональные организации заметно снизили свою активность. Видимо, по вновь приобретенной Россией традиции первые сто дней нового управления – время некоторой разрядки, присмотра, пригляда. Одни пытаются отыскать в первых шагах руководства нечто соответствующее собственным представлениям. Другие подмечают неудачные ходы или топтание на месте. Мы же с товарищами стараемся, анализируя результаты трехмесячной работы власти, сделать для себя выводы более принципиального характера. Что нового, творческого, неординарного проявилось в облике и поведении руководства?

Пример таких нестандартных шагов, напомню, подал в свое время кандидат на должность президента Российской Федерации Мартин Шаккум. Что он сделал? Пока все другие без исключения претенденты на этот высший государственный пост озвучивали через средства массовой информации свои декларации, М. Шаккум выпустил в свет проекты двух первых своих президентских указов: “О защите прав и свобод граждан от коррупции и произвола властей” и “О наведении государственного порядка в сфере экономики”. То есть еще до вступления в должность избиратели могли оценить первые шаги власти. Вот такая открытость планов, ясность видения перспектив, осознание сложности задач, но и одновременно оформленность мыслей в исключительно конкретную, а потому продуктивную программу действий. И это еще в качестве кандидата. Очень смело и решительно.

Предвыборные же обещания алтайских политиков, как и большинства российских, обсуждать не буду, так как большинство их словесных моделей однотипно. Если чем и отличаются, то… своей схожестью. Кто лучше, кто хуже, но все, надеюсь, искренне брались за объяснение драматичности ситуации, в которой оказалась страна и люди, констатировали нерешенные прежним правительством проблемы, давали обещания с ними справиться или уверяли нас в том, что именно они обязательно найдут способ решения. Однако ни изложения путей решения, ни содержания будущих действий, понятных избирателям, как правило, нет. Если обобщить, то получается как в плохой клинике: болит – здесь. Это вы и сами знаете. А я – с ваших слов. Здесь и будем лечить. А как? Выберите меня своим лечащим врачом, тогда…

В предвыборный период такой подход стал почему-то принятым, наверное, для того, чтобы не отдавать конкурентам ценные идеи и толковые предложения. Но если действительно думать о благе народа и только после этого – о победе на выборах, нормального здесь нет ничего. Избиратели всякий раз оказываются лишенными возможности сопоставить конкретные проекты действий избранников и вынуждены обходиться только сравнением степени убедительности обещаний в выполнении… недостижимого. Хотя, как писал Цвейг, первым признаком настоящей политической мудрости всегда остается умение заранее отказаться от недостижимого…

Итак, плохо, но объяснимо, что претенденты на политическое кресло не раскрывают в предвыборной борьбе всех своих карт. А как оценить деятельность руководителя, который и после победы как бы по инерции продолжает объяснять всю сложность и трудность ситуации?

11 декабря официально вступил в должность губернатора Алтайского края Александр Суриков. Бывший глава законодательного собрания. Член КПРФ. Нас это нисколько не смущает, такова воля народа. Мало кого удивило, что новый глава администрации начал с перестановки кадров. Это происходило и происходит везде, где есть смена руководства. Понятно и то, что несмотря на публичные заявления о внепартийности руководства края (по высказыванию А.Сурикова, “администрация – структура хозяйствующая, и от политики она далеко”) верхушка властной краевой пирамиды такова: губернатор, три заместителя главы, в том числе первый, три председателя и зампредседателя комитетов – члены крайкома КПРФ.

Но людям-то надо объяснить, чем же эти новые руководители лучше прежних? Чем они отличаются, кроме партийности? На что можно надеяться, а на что – нет?

Есть одна аллегория. И мне, как учителю, кажется, что она уместна. В повести Михаила Алексеева “Вишневый омут” описывается такой случай. Пристал как-то Афоня к барину и спрашивает: ”Почему ты, барин, Ефимке платишь в пять раз больше, чем мне. Ведь мы исполняем одинаковую работу”. Ничего не ответил барин, только велел позвать Ефимку и приказал обоим сбегать на край поля, узнать, что там так пылит. Сбегали. Первым вернулся Афоня и докладывает:” “Там – стадо овец гонят, на продажу в соседний район”. – “И все?”- спрашивает барин. “Все”,- отвечает Афоня. Прибежал Ефимка. “Ну что?” – “Гонят овец, всего двести голов, сто пятьдесят токов, пятьдесят – перетоков. По дороге одна овца пала. В соседний район, потому что там продажные цены в два раза выше. Пять пастухов, старший Тимофей, очень опытный, он…” – “Хватит, – прервал барин. И к Афоне: – Теперь ты понимаешь, почему я плачу Ефимке больше, чем тебе?”

В условиях нестабильного общества, когда сами выборы есть не что иное, как настоящая борьба, победитель приобретает право по своему личному усмотрению формировать команду. Но прилюдно поручиться за ее состав он должен? Или все, как у Ельцина Б.Н.? Вчерашний друг – завтра злейший враг?

Наша краевая пресса считает, что первые сто дней не внесли ясности в кадровую политику. Эксперты “Свободного курса” утверждают, что даже в тройке первых вице-губернаторов будут перемены, так как, цитирую, “распределение властных полномочий еще не окончено, и уже в этом году кто-то из первых “вице” команду может покинуть. Естественно, что выяснение отношений будет происходить “под ковром” и до общественности дойдут только слухи и известия об отставках и новых назначениях. Сам же Суриков, конечно, будет стоять над схваткой. Это даст ему возможность, во-первых, укреплять собственную власть и, во-вторых, “выпускать пар”, возлагая на уволенных чиновников причины тех или иных неудач”.

Второй “стодневный” вопрос. Что думает сам губернатор о трехмесячном продукте труда? Удалось, по его словам, принять инвестиционную программу края и начать ее финансирование. Разобраться, что “пока до потребителя дойдет рубль, от него на многих точках откусывается в пользу коммерческих и государственных структур…” Удалось дальше “не сорваться по пенсиям, хотя долг пока пенсионный не сокращается”. Не удалось же остановить в полном объеме падение производства, потому что процесс этот чрезвычайно длителен. Не удалось навести порядок в социальной сфере. Самая же большая проблема, с которой столкнулся губернатор, в том, что, по его словам, в крае путают “демократию с растащиловкой… Теперь мы выстраиваем схему действий, чтобы деньги из краевого, городских и районных бюджетов доходили до потребителя полностью”.

Это – все. Или, во всяком случае, все то, что считает нужным сообщить общественности Александр Александрович.

Немного. Возможно, пресса недосказала? Или исказила? В любом случае, сложное получается восприятие, очень неконкретное. Не берусь продемонстрировать, а как надо бы и что надо было бы сообщить избирателям. Но наши наблюдатели полагают: самое удачное, что сумел сделать новый губернатор, так это продолжить то, что начато… при прежней администрации. Козырной картой предшественника был газопровод. И сегодня газификация края – одно из направлений инвестиционной политики Сурикова. То же можно сказать и о программе “Алтайский трактор”, и о сельскохозяйственных программах “Зерно”, “Лен”, “Кукуруза на зерно” и других. Что же до выполнения собственных обещаний, то с этим пока неясно. Некоторые малозначительные изменения осуществлены. Однако население, например, помнит слова А. Сурикова, что “за три месяца в крае можно без всяких проблем выйти на выплату пенсий в нормальные сроки и больше никогда не позволять срывов”. Видимо, это были не очень обдуманные утверждения, так как задолженность и по пенсиям, и по зарплате продолжает сохраняться. Как заметил сам губернатор, “…выборная кампания – это один вопрос, а дела – совсем другой”.

О других итогах стодневного управления краем говорить сложно. Нет информации. Ясно, что многие проблемы остаются нерешенными. Напряжение в обществе не уменьшается.

Возможно, ста дней действительно мало. Или вообще не примени-мы пока к российским традициям обычаи других континентов, в том числе и привычка содержательно подводить некоторые итоги за первые три месяца работы. А может быть, лишь в конце работы мы узнаем, с чего нужно было ее начать?

Мы готовы к конструктивному сотрудничеству с властью. Но хотим знать, что и она этого хочет. Будем и критиковать. Как в физике, опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Это во-первых. А во-вторых, если мы все-таки научимся использовать стодневный критерий, то лучшей формулы для самоотчета, чем та, которую использовал великий Ф. Рузвельт, не найдешь: “Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало”.

Пока в Алтайском крае – без перемен. Пока?

А.Г. Пыстыгов, директор школы

“Возрождение”, член СНПР,

Барнаул

Контактный телефон краевого

отделения СНПР – 23-63-86.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОССИЯ НА РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Воздействие российских электронных СМИ на интеграционные процессы
Уважаемый Геннадий Николаевич!
ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
Освобожденные от влияния всемогущего государства
УСЛЫШАТ ЛИ В МОСКВЕ?..
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
ЗУБНАЯ БОЛЬ
АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
К ИТОГАМ САММИТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ
ОЗЕРНИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ОДИНОКИЙ ХОККЕИСТ С СОБАКОЙ
НИ ГЕРБА, НИ ГИМНА, НИ ФЛАГА…
ЗАВЕДЕНИЕ ЛЖИ
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ДЛЯ НЕМЕЦКОГО МЕМОРИАЛА?
БЕЛОРУССИЯ – СЕСТРА НАША
СНГ: К СМЕНЕ ВЕХ
ФЕСТИВАЛЬ НАШЕЙ НАДЕЖДЫ
Алексей Баталов: Сегодня я заслужил на чай…
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА И ОГОРОДНИКА
КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬ ТЕСТО
Смерть Василия Сталина


««« »»»