ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ

Крупномасштабный социально-экономический кризис, в котором продолжает пребывать Россия, на минувшей неделе заметно усугубился из-за обострения геополитической ситуации вокруг России. Союз России и Белоруссии должен был, с одной стороны, укрепить доверие к президенту России, повысить его популярность в широких слоях населения стран СНГ, с другой – фундировать далеко идущие претензии Ельцина на международной сцене. Именно на этом и делала акцент та часть окружения Ельцина, которая группируется вокруг заместителя главы администрации президента С.Шахрая (Д.Рюриков, В.Черномырдин и др.). Однако позиции этого крыла, достаточно прочные с точки зрения внутренней ситуации в России, население которой одобрительно воспринимает интеграционные инициативы, оказались весьма уязвимыми перед лицом скоординированного давления на российского президента со стороны Запада, лидеров большинства стран СНГ, крайне опасающихся перспектив тесной политической интеграции, а также части российского истеблишмента, белорусской оппозиции, МВФ.

Запад фактически пересмотрел договоренности, заключенные во время хельсинкского саммита. В частности, начавшиеся в Польше трехнедельные самые масштабные и сложные за все прошедшее после присоединения Польши к “Партнерству ради мира” учения войск НАТО проходят на полигонах бывшего Варшавского Договора, что является грубым нарушением буквы и духа хельсинкских соглашений, в соответствии с которыми России были даны обещания не использовать в целях НАТО военную инфраструктуру, оставшуюся от Варшавского пакта. Форсирование Польшей военного сотрудничества с НАТО и откровенное нарушение хельсинкских соглашений, имеющее место в Польше, по мнению экспертов, является формой давления на Россию в связи с заключением российско-белорусского союза.

По-видимому, с этим же обстоятельством связаны высказывания посла США при НАТО Р.Хантера, объявившего во время визита в Эстонию, что двери Северо-Атлантического блока “открыты для всех желающих, включая те страны, которые не вступают в НАТО в первую очередь”. Таким образом, США дали странам Прибалтики очередной стимул для стремления в НАТО, отвергнув притязания России быть гарантом независимости прибалтийских государств. Более того, для ясности Хантер подчеркнул, что США с пониманием относятся к идее подписания балтийскими государствами пакта о безопасности с США.

Давление Запада, по-видимому, сыграло не последнюю роль в изменении схемы и содержания союза между Россией и Белоруссией. Так, например, накануне встречи президентов Б.Ельцина и А.Лукашенко в Москве недовольство новым союзом высказали официальные лица Европейского сообщества: пресс-секретарь последнего заявил, в частности, что после создания союза России и Белоруссии ЕС может пересмотреть свои отношения с Россией и сократить финансовую помощь.

Позиции некоторых стран СНГ, и в особенности Украины и Казахстана, лидеры которых оценили союз России и Белоруссии как несвоевременный (Н.Назарбаев), как нонсенс (Л.Кучма), также стали фактором давления на Россию.

Особенно показательна в свете вышесказанного позиция украинского руководства. В этом государстве наблюдается довольно странное сочетание фактически антиреформаторской политики президента Кучмы с подчеркнуто прозападными ориентациями во внешней политике. На минувшей неделе состоялась отставка главного идеолога украинских радикальных реформ В.Пинзеника с поста вице-премьера, однако Запад без особого беспокойства отнесся к этому факту – ведь украинское руководство взамен резко усилило антироссийскую и пронатовскую риторику, которую оно называет углублением военно-политического сотрудничества с НАТО. В Киев нанес визит главком силами НАТО в Европе генерал Д.Джоулван, наблюдающий за подготовкой Украины в военно-морских учениях “Си бриз-97”. К его визиту Украина подготовила замечательный подарок – под явно надуманным предлогом временно закрыла свое воздушное пространство для российских военных самолетов, блокировав российскую оперативную группу в Приднестровье.

На южном фланге России, в Кавказском регионе, серьезные шаги с целью оказания давления на российское руководство предприняло руководство Азербайджана и Грузии. Президент Азербайджана Г.Алиев последовательно вел линию на эскалацию скандала вокруг российских военных поставок Армении, направив Ельцину послание, в котором потребовал “принять самые действенные меры” по возвращению в Россию оружия, переданного Армении.

Слабостью России воспользовался и грузинский парламент, во многом выражающий позиции грузинского лидера Э.Шеварнадзе, приняв “Концепцию стабильности общественной жизни, государственного суверенитета, безопасности и восстановления целостности Грузии”. Представляя депутатам этот документ, в котором сформулировано требование, чтобы Россия в течение одного месяца обеспечила условия воссоединения Абхазии и Грузии или ликвидировала свои военные базы и пограничные заставы на территории Грузии, спикер парламента подчеркнул, что именно от России “исходит главная угроза безопасности Грузии”.

Почти одновременно с этими демаршами президент Чечни А.Масхадов назначил первым вице-премьером правительства Чечни террориста, находящегося в розыске российской генпрокуратуры, Ш.Басаева и заявил о том, что российско-чеченские переговоры зашли в тупик.

Трудно предположить, что столь одинаковые по смыслу шаги различных субъектов международного политического процесса являются случайными и не связанными между собой акциями. Их совпадение по времени с российско-белорусской инициативой, их общее содержание – недружественное давление на российское руководство – нельзя оценить иначе, как преднамеренное блокирование российской внешнеполитической стратегии, рассчитанное на эффект запугивания российского руководства.

Антироссийская кампания, развернутая на Западе и в ряде стран СНГ, сопровождалась тотальной пропагандистской акцией в ведущих отечественных СМИ.

Мишенью российских СМИ, что следует особенно подчеркнуть, стал премьер-министр РФ В.Черномырдин, вокруг которого был создан образ ретрограда, подталкивающего Б.Ельцина к созданию единого федеративного государства наподобие старого СССР и даже желающего видеть российским президентом А.Лукашенко. Одновременно наносились серьезные пропагандистские удары по ряду политиков, которые якобы входят в некий политический клан В.Черномырдина (от Ю.Лужкова до Г.Зюганова).

Однако думается, что реальной целью критиков в данном случае являлся не кто иной, как сам российский президент. В частности, только к нему могли относиться многочисленные, рассеянные по страницам российской прессы, в передачах электронных СМИ упреки мифическому Кремлю, который не реагирует на нарушения прав человека и ограничение свободы слова в Белоруссии, игнорирует мнение международной общественности и т.д. Как показал ход событий, натиск противников российско-белорусского единства возымел свое действие на российского президента. Его политическое поведение после переформатирования правительства РФ и перетасовки ближайшего окружения, в результате чего группировка радикальных либералов, возглавляемая А.Чубайсом, потеряла монополию влияния и не сумела реализовать план второго этапа “либеральной революции”, стало достаточно гибким. Вернувшись в активную политику, президент РФ, как считают многие эксперты, начал осознавать необходимость политической линии, менее связанной либеральными идеологическими догмами. После всероссийской акции протеста 27 марта умеренная часть российского политического истеблишмента, в том числе и сам Ельцин, занимающий в целом достаточно взвешенную, центристскую позицию, всерьез задумалась о перспективах развития страны в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и нарастания нестабильности в отношениях элитных группировок.

Линия на российско-белорусскую интеграцию в этих условиях, а также по ряду вышеперечисленных причин могла стать основанием для внутриэлитного консенсуса и постепенного вытеснения группировки Чубайса на политическую периферию, а также для расширения социальной базы власти, что немаловажно в условиях нынешнего обострения социальной напряженности.

Большим успехом многочисленного отряда противников полноценного союза России и Белоруссии стало резкое изменение настроя президента Ельцина, забраковавшего фактически уже подписанный в ходе московского саммита СНГ документ. Противникам интеграции удалось вынести в сферу публичного обсуждения устав нового союза в выгодной для себя внешне- и внутриполитической обстановке, при тотальном контроле либералов над отечественными СМИ. Мощный удар был нанесен и по авторитету А.Лукашенко в Белоруссии – он был выставлен едва ли не в качестве авантюриста, задумавшего украсть “корону Российской империи”; Белоруссии была продемонстрирована, однако, и ненадежность партнерства с Россией, лидеры которой не могут проводить самостоятельную внешнеполитическую линию. Очевидно и то, что срыв первоначального плана союза означает серьезный удар по репутации и авторитету президента Ельцина в самой России.

Сложившаяся вокруг России и ее руководства ситуация глубокого международного вакуума была с блеском использована президентом МВФ М.Камдессю. Во время своего визита в Москву он не произносил резких фраз по поводу союза России и Белоруссии, а, напротив, публично дал понять, что отношение МВФ к этому союзу является вполне сочувственным. Однако у Камдессю была собственная ожелезная логикап, которая подчинила себе Кремль, объективно играя на руку прежде всего группировке радикальных либералов в российской политике. Президент МВФ, в частности, предложил России роль локомотива рыночных реформ в Белоруссии, одновременно сформулировав перед Кремлем жесточайшее условие продолжения сотрудничества России с фондом – недопущение денежной эмиссии как средства решения нынешних финансовых и социальных проблем страны. К тому же он предельно четко выразил свое недовольство низкой собираемостью налогов, что поставило его российских партнеров по переговорам перед весьма жесткой дилеммой: либо в спешном порядке начать пресловутое дробление естественных монополий, либо возложить налоговый пресс на средние слои населения, проведя драконовские реформы пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства.

Первый вице-премьер Б.Немцов и вице-премьер О.Сысуев, а также А.Куликов, на которых теперь возложено проведение непопулярных реформ, были просто поставлены жесткими требованиями МВФ, облаченными в обархатные перчаткип, перед необходимостью примкнуть к противникам тесной интеграции с Белоруссией, поскольку любое отвлечение финансовых средств на реализацию далеко идущих геополитических планов Кремля, на помощь белорусской экономике стало бы дополнительной нагрузкой на хрупкий российский бюджет и поставило бы под вопрос карьеру каждого из этих политиков. По-видимому, разочаровали результаты поездки президента МВФ в Россию и региональных лидеров, надеявшихся, как известно, на эмиссионную политику.

В результате соединения двух импульсов: во-первых, вынужденного отказа президента Ельцина от линии на “сращивание” России и Белоруссии, во-вторых, мягких по форме, но крайне жестких по существу требований МВФ – российский истеблишмент неожиданно для себя вступил в очередную полосу новых кадровых потрясений, значительно ослабляющих позиции премьера Черномырдина, “столичной” группировки Лужкова, других региональных элит. Так, требования Камдессю, чтобы Москва отказалась от эмиссии, совпали с отставкой министра труда и социального развития Г.Меликьяна (очевидно, что последний не увидел для себя политических перспектив при подобном раскладе). Тезис Камдессю о необходимости освобождения правительства от отраслевых лоббистов привел, как полагают наблюдатели, к отставке министра топлива и энергетики П.Родионова. Был вынужден уйти один из наиболее тесно связанных с премьером чиновников – руководитель Госналогслужбы В.Артюхов. Крах линии на тесное сближение России и Белоруссии стал еще более явным после визита Камдессю и нашел свое выражение в отставке помощника президента Ельцина по внешнеполитическим вопросам Д.Рюрикова. Одновременно зашатались позиции и других правительственных чиновников, принимавших участие в подготовке договора с Белоруссией.

В идущей в Доме правительства борьбе за контроль над аппаратом правительства А.Чубайсу удалось заполучить в руки своей группировки пост первого заместителя руководителя аппарата правительства. На это место поставлен ярый радикал С.Васильев. Усилились также слухи о предстоящих переменах в аппарате Министерства финансов, куда Чубайс активно проталкивает членов собственной клиентеллы, проявляющих явное недовольство нынешним руководством Центробанка. Признаки усиления влияния радикалов наблюдаются в проправительственной фракции НДР в Госдуме.

Очевидно, что при нормальном ходе процедуры “всенародного” обсуждения устава союза России и Белоруссии самым вероятным итогом стало бы усиление интеграционистских черт будущего союза. Этим чертам была бы обеспечена поддержка населения, а политикам, выступающим за интеграцию, – долгосрочный политический успех. Однако реальный ход событий будет определяться, скорее всего, не “здравым смыслом”, а перечисленными выше негативными факторами – мощным давлением Запада; активизацией белорусской оппозиции, которая уже предупредила о своем намерении наращивать давление на белорусские власти (“по белградскому варианту”); параллельными ходами партнеров России по СНГ, следующих прозападной линии и жесткой критикой сторонников интеграции в российской власти со стороны курируемых группировкой Чубайса и близкими ему финансово-промышленными группами СМИ. Очевидно, что такая атмосфера предопределит дальнейшее выхолащивание содержания договора между Москвой и Минском.

По-видимому, естественными попутчиками умеренно реформаторского курса и интеграционистов явится думская оппозиция, однако этот козырь будет разыгрываться, скорее всего, весьма осторожно из-за отрицательного отношения к такой игре Б.Ельцина, который с тревогой следит за малосодержательными, но политически опасными дискуссиями в Думе вокруг атрибутов российской государственности (флага, герба, гимна), демаршами оппозиции по поводу Мавзолея, проблем реституции и т.д.

Более надежными союзниками премьера в его борьбе за сохранение своих политических позиций могут стать региональные лидеры, которые, по некоторым слухам, готовятся к активной игре против радикалов. Отнюдь не только “чубайсоидные” притязания центра на большее участие в управлении регионами вызывают недовольство местных элит. Ю.Лужков, проявивший себя как горячий противник “пятой колонны”, как он назвал в своем интервью НТВ белорусскую оппозицию (и фактически противников интеграции в России), выступая недавно на Межрегиональной конференции по социальному партнерству, озвучил позицию большинства региональных лидеров, требующих серьезной корректировки правительственного курса в направлении создания финансово-экономических условий для подъема отечественной промышленности. Как стало известно после публикации выступления Б.Ельцина на закрытом совещании глав государств – членов СНГ, эта позиция далеко не чужда и самому российскому президенту. По-видимому, не случайно поддержал ее и спикер верхней палаты Е.Строев. Если вокруг этой позиции удастся сформировать мощное региональное лобби, то вполне возможно, что получив новый экономический курс в обмен на свою нынешнюю нищую самостоятельность, лидеры регионов потребуют изменения расстановки сил в правительстве и в СМИ в пользу сторонников умеренно реформаторской линии и интеграционизма. Вопрос в том, удастся ли российскому промышленному лобби преодолеть старые разногласия между “сырьевиками” и “обработчиками”.

До сих пор удача неизменно сопутствовала “сырьевикам”, но вот “обработчики” стали уже не в состоянии платить налоги (а именно в этом, по большому счету, причина нынешнего бюджетно-финансового кризиса) – понимают ли сырьевики, какая пропасть разверзлась?


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОДИНОКИЙ ХОККЕИСТ С СОБАКОЙ
Воздействие российских электронных СМИ на интеграционные процессы
НИ ГЕРБА, НИ ГИМНА, НИ ФЛАГА…
Уважаемый Геннадий Николаевич!
ЗАВЕДЕНИЕ ЛЖИ
Освобожденные от влияния всемогущего государства
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ДЛЯ НЕМЕЦКОГО МЕМОРИАЛА?
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
CТО ДНЕЙ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ?
АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
БЕЛОРУССИЯ – СЕСТРА НАША
ОЗЕРНИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
СНГ: К СМЕНЕ ВЕХ
ФЕСТИВАЛЬ НАШЕЙ НАДЕЖДЫ
УСЛЫШАТ ЛИ В МОСКВЕ?..
Алексей Баталов: Сегодня я заслужил на чай…
ЗУБНАЯ БОЛЬ
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА И ОГОРОДНИКА
К ИТОГАМ САММИТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ
РОССИЯ НА РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬ ТЕСТО
Смерть Василия Сталина


««« »»»